Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу защитника ФИО3, действующего в интересах администрации муниципального образования города Краснодара, на вступившие в законную силу постановление судьи Октябрьского районного суда г. Краснодара от 10 декабря 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 16 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования города Краснодара,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Краснодара от 10 декабря 2021 года администрация муниципального образования города Краснодара признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 16 марта 2022 года постановление судьи Октябрьского районного суда г. Краснодара от 10 декабря 2021 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО3, действующий в интересах администрации муниципального образования города Краснодара, ставит вопрос об отмене решения судьи Волгоградского областного суда от 8 октября 2020 года. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что Общество не возводило каких-либо построек к зданию, являющемуся объектом культурного наследия.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Преамбулой Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) установлено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно части 1 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры объекта культурного наследия; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
На основании части 3 статьи 56.1 Федерального закона N 73-ФЗ охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.
Статьей 9.3 Федерального закона N 73-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований.
Согласно пункту 12 статьи 47 Устава муниципального образования г. Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 21 апреля 2011 года N 11 "О принятии Устава муниципального образования город Краснодар" администрация муниципального образования г. Краснодар в области образования, культуры, физической культуры и спорта сохраняет, использует и популяризирует объекты культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения), расположенных на территории муниципального образования г. Краснодар.
В соответствии с пунктом 1.4 Положения о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности муниципального образования г. Краснодар, утвержденного пунктом 8 решения городской г. Краснодара от 24 февраля 2005 года N, интересы, полномочия, функции
собственника муниципального образования г. Краснодар осуществляет администрация муниципального образования г. Краснодар.
В силу пп. 1 Положения об управлении государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 декабря 2016 года N, управление является структурным подразделением администрации Краснодарского края, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ администрацией Краснодарского края издан приказ от 2 июня 2020 года N 207-кн "Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации "Дом жилой, особняк", 1910 - 1912 годы ("адрес")".
Согласно плану работ по сохранению объекта культурного наследия и благоустройству прилегающей территории, предусмотренному охранным обязательством, лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ, обязаны организовать работу по разработке проекта сохранения памятника (научно-исследовательские, проектные и производственные работы), не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Объект культурного наследия регионального значения "Дом жилой, особняк", 1910 - 1912 годы ("адрес") является многоквартирным жилым домом. Согласно сведениям Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. N находятся в муниципальной собственности.
Письмом управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края от 5 августа 2020 года N в порядке, установленном пунктом 12 статьи 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ, копия приказа администрации Краснодарского края от 2 июня 2020 года N 207-кн направлена в адрес администрации муниципального образования г. Краснодар, что подтверждается почтовой квитанцией, заказным почтовым реестром N 247.
Однако, проектная документация в управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края не представлена.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, а судьями, на основании анализа представленных доказательств, сделан правильный вывод о наличии в действиях администрации муниципального образования города Краснодара состава административного правонарушения.
Факт совершения администрацией муниципального образования города Краснодара правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении N 245 от 15 ноября 2021 года, уведомлением о необходимости явки для дачи пояснений и составления протокола об административном правонарушении, приказом администрации Краснодарского края от 2 июня 2020 года N 207-КН с приложением 1 (охранное обязательство), актом N 140 от 19 мая 2020 года технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), являющегося зданием, сооружением, строением, фотофиксацией объекта культурного наследия, письмом Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края от 5 августа 2020 года N 78-12-8586/20, решением Краснодарского краевого совета народных депутатов от 31 августа 1981 года N 540, решением городской думы г. Краснодара о принятии устава муниципального образования г. Краснодар от 21 апреля 2011 года, решением городской Думы г. Краснодара от 24 февраля 2005 года N 63, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 декабря 2016 года N 1000 Указанные доказательства оценены судьями на предмет относимости, допустимости и достаточности с соблюдением требований статьи 26.11 КоАП РФ.
Квалификация действий администрации муниципального образования города Краснодара является правильной.
Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, установленный статьей 26.11 КоАП РФ порядок оценки доказательств судьями соблюден.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт совершения администрацией муниципального образования города Краснодара административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, полагаю, что постановление судьи Октябрьского районного суда г. Краснодара от 10 декабря 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 16 марта 2022 года подлежат оставлению без изменения.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Октябрьского районного суда г. Краснодара от 10 декабря 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 16 марта 2022 года оставить без изменения, жалобу защитника ФИО3, действующего в интересах администрации муниципального образования города Краснодара - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.