Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу адвоката ФИО8, действующей в интересах ООО "МК Ресурс" на вступившие законную силу постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 15 марта 2022 года, решение судьи Ростовского областного суда от 20 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "МК Ресурс",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 15 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Ростовского областного суда от 20 апреля 2022 года, ООО "МК "Ресурс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 400000 рублей.
Адвокат ФИО3, действующая в интересах ООО "МК Ресурс", обратилась в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с жалобой на указанные судебные постановления, в которой ставит вопрос об их отмене.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно примечанию к названной норме под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 4 статьи 13 названного Федерального закона работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В силу пункта 1 статьи 13.3 указанного Федерального закона работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеют право привлекать к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением работодателем или заказчиком работ (услуг) предпринимательской деятельности, иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что 4 февраля 2022 года в 14 час. 20 мин. по адресу: "адрес", вывялен факт привлечения Обществом, в нарушение п. 4 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации" к трудовой деятельности с 3 декабря 2021 года ООО "МК Ресурс" гражданина Республики Узбекистан ФИО4, не имеющего патента (разрешения на работу) на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации в качестве "обвальщика".
По результатам рассмотрения дела судья районного суда вынес обжалуемое постановление, с которым согласился судья Ростовского областного суда.
Между тем, судьями при вынесении обжалуемых судебных актов не учтено следующее.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Основанием для привлечения ООО "МК Ресурс" к административной ответственности послужили выявленные в ходе осуществления миграционного контроля факты привлечения к трудовой деятельности гражданина Республики Узбекистан ФИО4 в отсутствие разрешения на работу (патента на право осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации).
Правовое положение иностранных граждан в РФ в ходе осуществления ими на территории РФ трудовой и иной деятельности регулируется ФЗ от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (далее-Закон).
Согласно ст. 13 Закона иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. При этом согласно работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
Для работодателей за привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина при отсутствии у этого лица разрешения либо патента на работу, если такое разрешение либо патент требуется в соответствии с законом, ч.1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В части 1 Примечания к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Объектом административных правонарушений, предусмотренных статьей 18.15 комментируемого Кодекса, выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля и надзора за привлечением иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации к трудовой деятельности.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 18.15 комментируемого Кодекса, выражается в привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у них разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с Федеральным законом.
В соответствии со ст. 16 Трудового Кодекса Российской Федерации трудовые отношения между работником и работодателем возникают не только на основании заключенного между ними трудового договора, но и на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя, в случае когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Таким образом, для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо, при условии фактического допуске лицом, наделенным соответствующими полномочиями в силу закона или заключенного договора, к трудовой деятельности иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения или патента на ее осуществление, необходимо установить факт осведомленности юридического лица о данных обстоятельствах.
Данный факт своего подтверждения в ходе рассмотрения протокола об административном правонарушении и при рассмотрении данной жалобы не нашел.
Напротив, материалы дела свидетельствуют о том, что гражданин Республики Узбекистан ФИО4 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.18.10 КоАП РФ за осуществление без патента трудовой деятельности в качестве "обвальщика" ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес" "адрес" (л.д. 13-14).
Инспектор ОИК УВМ ГУ МВД России по Ростовской области в рапорте от 27 декабря 2021 года указал, что в действиях работодателя (неустановленного лица) усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ (л.д. 8).
Из объяснений гражданина Республики Узбекистан ФИО4 следует, что с 3 декабря 2021 года по 22 декабря 2021 года он работает по адресу: "адрес", в организации "адрес" в качестве "обвальщика". Данная организация занимается производством и консервированием мяса птицы, в его обязанности входит разделка тушки птицы, инструмент для разделки тушки птицы, форменную одежду выдала организация, в которой он осуществляет трудовую деятельность - ООО "Новые утиные фермы.
3 декабря 2021 года между ООО "МКР" и ФИО4 (учеником) заключен ученический договор с целью прохождения Учеником профессионального обучения на курсах переквалификации по профессии "обвальщик" сроком с 3 декабря 2021 года по 30 декабря 2022 года, с местом проведения обучения - ООО "МК Ресурс", юридический и фактический адрес: "адрес"л.д. 27-28).
По договору об обучении на курсах от 1 октября 2021 года ООО "МК Ресурс" (исполнитель) осуществляет обучение, а ООО "МКР" (заказчик) направляет на обучение физических лиц и оплачивает их обучение на курсах переквалификации по профессии "обвальщик" в соответствии с разработанной программой обучения, учебным планом исполнителя (л.д. 37).
Гражданка Российской Федерации ФИО5 в своих объяснениях, представленных административным органом в материалы дела, указала, что трудоустроена в ООО "МКР" в качестве "Обвальщика", фактически осуществляет свою трудовую деятельность в "данные изъяты" расположенном по адресу: "адрес", которое занимается производством и консервированием мяса птицы. В ее обязанности, в том числе входит распределение рабочих смен граждан Узбекистана, в том числе ФИО6, работавшего в дневную смену (л.д. 31).
В объяснениях начальника производства ООО "Новые утиные фермы" ФИО7 указано, что с 16 ноября 2021 года по указанию руководства "данные изъяты" к работе были допущены граждане Узбекистана. Она лично показывает иностранным гражданам перед каждой сменой, как производить разделку тушки птицы, и затем наблюдает за ними; вход на производство осуществляется через КПП, иностранные граждане проходят по временным пропускам (л.д. 29).
В соответствии с протоколом обследования помещений от 22 декабря 2021 года произведено обследование кабинета "служба персонала" на втором этаже административного здания, расположенного по адресу: "адрес", в ходе которого изъят сшив светокопий документов в отношении иностранных граждан, проходящих обучение в рамках заключенных договоров между "данные изъяты" и ООО "МК Ресурс" (л.д. 33-34).
Таким образом, приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что трудовая деятельность по разделке птицы, с учетом характера производственного процесса, осуществлялась иностранными гражданами, в том числе ФИО4, не в интересах ООО "МК Ресурс", основным видом деятельности которого является профессиональное обучение, а в интересах ООО "Новые утиные фермы", которое занимается производством и консервированием мяса птицы.
С учетом изложенного, в действиях ООО "МК Ресурс" отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о необходимости отмены постановления судьи Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 15 марта 2022 года и решения судьи Ростовского областного суда от 20 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "МК Ресурс", и прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО "МК Ресурс" по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу адвоката ФИО8 удовлетворить.
Постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 15 марта 2022 года, решение судьи Ростовского областного суда от 20 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "МК Ресурс" - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.