Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу начальника МИФНС России N13 по Ростовской области ФИО2, на решение судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 28 декабря 2021 года и решение судьи Ростовского областного суда от 16 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО "Солид" Струковой Е.Г.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника МИФНС России N13 по Ростовской области Прокопенко Е.В. от 12 октября 2021 года директор ООО "Солид" Струкова Е.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 28 декабря 2021 года постановление начальника МИФНС России N13 по Ростовской области ФИО2 от 12 октября 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в МИФНС N13 по Ростовской области.
Решением судьи Ростовского областного суда от 16 мая 2022 года решение судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 28 декабря 2021 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, начальник МИФНС России N13 по Ростовской области ФИО2, ставит вопрос об отмене решения судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 28 декабря 2021 года и решения судьи Ростовского областного суда от 16 мая 2022 года. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судьями не исследованы и не дана надлежащая оценка всем доказательствам, и вынесены незаконные и необоснованные судебные решения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно подпункту "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
В силу части 3 статьи 14 Закона N 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением валютных операций, перечисленных в указанной части статьи 14 Закона.
Из материалов дела следует, что по результатам проверки правил соблюдения проведения валютных операций установлено, что Обществом была выплачена заработная плата нерезиденту - гражданину Беларусь - ФИО3 наличными денежными средствами через кассу организации по платежной ведомости N22 от 9 октября 2020 года в сумме "данные изъяты".
В указанный период должностным лицом, ответственным за выплату заработной платы являлась директор Общества Струкова Е.Г, что подтверждено материалами дела и не оспаривается лицом, привлеченным к административной ответственности.
Согласно информации, представленной на официальном сайте Новочеркасского городского суда Ростовской области в отношении Струковой Е.Г. возбуждено 38 дел об административных правонарушениях по частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, деяния по которым выявлены в ходе одной и той же проверки.
Отменяя постановление начальника МИФНС России N13 по Ростовской области ФИО2 от 12 октября 2021 года, и возвращая дело на новое рассмотрение, судья городского суда исходил из того, что нарушения валютного законодательства совершены одним субъектом, нарушения выявлены в ходе проведения одной проверки, правонарушения являются однородными, выплата заработной платы производилась регулярно на постоянной основе.
Судья городского суда пришел к выводу о том, что раздельное рассмотрение таких дел с вынесением постановлений по каждой выплате приводит к созданию искусственной множественности дел, что недопустимо. По делу не имелось оснований квалифицировать каждый из выявленных в рамках одной проверки эпизодов как самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и назначать за каждое из них административное наказание.
С указанными выводами согласился судья областного суда.
В своей жалобе начальник МИФНС России N13 по Ростовской области ФИО2, выражает несогласие с выводами судьи городского суда и судьи областного суда, указывая на то, что судебные решения вынесены с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Оценивая выводы судьи городского суда и судьи областного суда, исхожу из следующего.
Полномочия судьи, рассматривающего дело по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, устанавливает часть 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в соответствии с которой по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Установив, что должностным лицом допущены существенные процессуальные нарушения, судья городского суда пришел к выводу о необходимости отмены вынесенного постановления в отношении директора Общества Струковой Е.Г. и направлении дела на новое рассмотрение.
При оценке данного решения необходимо отметить, что направляя дело на новое рассмотрение должностному лицу налогового органа, судья городского суда фактически улучшил положение лица, привлекаемого к ответственности. Таким образом, отмена решения судьи городского суда и судьи областного суда, привела бы к ухудшению положения этого лица, что тем более недопустимо при отмене постановления должностного лица и фактическом истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям и смыслу статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 января 1950 года).
В настоящее время соответствующее постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в отношении директора Общества Струковой Е.Г. не принято.
При таких обстоятельствах, предусмотренных статьей 30.17 КоАП РФ оснований для отмены обжалуемого решения не усматриваю.
Кроме того, при повторном рассмотрении дела должностное лицо налогового органа в рамках аутентичного толкования применяемой нормы, свободно в приятии решения.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 28 декабря 2021 года и решение судьи Ростовского областного суда от 16 мая 2022 года по делу оставить без изменения, жалобу начальника МИФНС России N13 по Ростовской области ФИО2, - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.