Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев жалобу начальника департамента правового обеспечения и контроля министерства экономического развития Астраханской области ФИО3 на вступившее в законную силу решение судьи Астраханского областного суда от 8 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении первого заместителя министра здравоохранения Астраханской области Агафоновой О.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника департамента правового обеспечения и контроля министерства экономического развития Астраханской области N 26-ВП/2021-02 от 28 декабря 2021 года первый заместитель министра здравоохранения Астраханской области Агафонова О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда Астраханской области от 12 мая 2022 года указанное постановление должностного лица от 28 декабря 2021 года оставлено без изменения.
Решением судьи Астраханского областного суда от 8 июля 2022 года постановление должностного лица от 28 декабря 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда Астраханской области от 12 мая 2022 года отменены, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении названного лица прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, начальник департамента правового обеспечения и контроля министерства экономического развития Астраханской области ФИО3, вынесшая постановление о назначении административного наказания, просит об отмене решения судьи Астраханского областного суда, заявляя, что оснований для прекращения производства по делу по указанным основаниям не имелось.
Лицо, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, представила возражения, в которых просит решение судьи Астраханского областного суда оставить без изменения, жалобы без удовлетворения.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения первого заместителя министра здравоохранения Астраханской области ФИО6 к административной ответственности) принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, министерством здравоохранения Астраханской области на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заключены с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) 20 государственных контрактов на поставку лекарственных препаратов для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, на общую сумму 155 294 004, 32 рублей, в том числе в течение декабря 2020 года - 5 государственных контрактов на общую сумму 42 961 032, 75 рублей, а именно N от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 391 277 рублей с ООО "Примафарм"; N от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 23 235 356 рублей с ООО "ФАРМРОСТ"; N от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 679 318 рублей с ООО "ФАРМРОСТ"; N от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 11 905 081, 75 рубля с ООО "ГЛОБАЛФАРМ"; N от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 750 000 рублей с ООО "БИОТОК".
Министерство здравоохранения Астраханской области, в связи с ростом заболеваемости новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2020 года N2805-р направило финансовые средства на приобретение лекарственных препаратов для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в амбулаторных условиях за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации. Указанные финансовые средства были выделены для экстренного приобретения лекарственных препаратов и обеспечения пациентов с легким и среднетяжелым течением заболевания по поручению Президента Российской Федерации. С целью обеспечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией СОV1P-19 жизненно важными лекарственными препаратами, министерством здравоохранения Астраханской области в рамках выделенных средств была осуществлена закупка лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и привлечении Агафоновой О.В. к административной ответственности указанной выше нормой закона послужили те обстоятельства, что заказчиком не представлено подтверждение о том, что закупленное в декабре 2020 года количество лекарственных препаратов для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, на общую сумму 42 961 032, 75 рублей не превышает количество, необходимое для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации. В обоснование выводов принятого постановления административный орган указал, что у единственного поставщика по названному выше основанию возможно закупить только то количество товара, которое необходимо срочно, на время проведения конкурентной процедуры. Данные действия заказчика, по мнению административного органа, нарушают пункт 9 части 1 статьи 93 Закона Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения г государственных и муниципальных нужд".
С названным постановлением согласился судья Ленинского районного суда Астраханской области, рассматривая жалобу защитника ФИО4 действующего в интересах Агафоновой О.В.
По результатам рассмотрения жалобы судья Астраханского областного суда сделал вывод об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих вину ФИО6 во вменяемом ей административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
С учетом необходимости применения такого принципа как принцип конкуренции, осуществление закупки не конкурентным способом у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно осуществляться в исключительных случаях, определенных законом. Такие случаи приведены в статье 93 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 9 части 1 Статьи 93 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере Закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" может осуществляться заказчиком в случае закупки товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварий, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) требующих затрат времени, нецелесообразно.
Распоряжением Губернатора Астраханской области от 17.03.2020 N 159-р (ред. от 04.04.2020) "О введении режима повышенной готовности на территории Астраханской области" на территории Астраханской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы Астраханской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с 18 марта 2020 года.
Согласно Письму ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ N ИА/21684/20 "Об условиях закупки товаров, работ у единственного поставщика в период пандемии коронавируса" указанная ситуация является обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем территориальным органам ФАС России необходимо учитывать данную позицию при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, проведении проверок.
Принимая решение об отсутствии в действиях Агафоновой О.В. состава административного правонарушения судья областного суда исходил из того, что обстоятельства направленные на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Астраханской области, приведенные заказчиком, обладают свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости и являются основанием для заключения муниципального контракта с единственным исполнителем. Поэтому в данной ситуации определить точное количество закупаемых лекарственных препаратов не представлялось возможным, также как и утверждать о том, что количество закупаемого товара превысило количество, необходимое для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации.
Оснований не согласиться с выводами судьи Астраханского областного суда не имеется.
В настоящей жалобе должностное лицо просит об отмене решения судьи областного суда, выражая несогласие с выводами об отсутствии состава административного правонарушения.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Из положений части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, ДД.ММ.ГГГГ), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу, в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекращено судьей на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, срок давности привлечения Агафоновой О.В. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истек и в настоящее время возможность правовой оценки действий Агафоновой О.В. на предмет наличия состава административного правонарушения отсутствует, поскольку это повлечет ухудшение её положения, что недопустимо.
Учитывая, что производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а срок давности привлечения Агафоновой Р.В. к административной ответственности на момент рассмотрения настоящей жалобы истек, то возможность возобновления производства по делу и правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности вменяемого состава административного правонарушения утрачена.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Астраханского областного суда от 8 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении первого заместителя министра здравоохранения Астраханской области Агафоновой О.В. оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.