Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Попова А.Г. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 26 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Марининой А.В. об оспаривании действий (бездействия) службы судебных приставов.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Маринина A.B. обратилась в суд c административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя и начальника отделения - старшего судебного пристава Киквидзенского РОСП УФССП России по Волгоградской области, выразившегося в неуведомлении взыскателя o возбуждении исполнительного производства; невынесении постановления o расчете задолженности и непроизведении индексации алиментных платежей.
Просила суд признать незаконными отказ начальника отделения - старшего судебного пристава Киквидзенского РОСП УФССП по Волгоградской области в произведении расчета задолженности по алиментным платежам; бездействия УФССП России по Волгоградской области по нерассмотрению жалобы от 5 ноября 2021 года и/или по ненаправлению постановления o результатах рассмотрения в установленные сроки; постановления судебного пристава-исполнителя от 1 декабря 2021 года o расчете задолженности по алиментам.
Просила обязать судебного пристава-исполнителя определить задолженность Попова A.Г. по алиментам перед Марининой A.B. за период c 1 февраля 2017 года по 1 декабря 2021 года в размере 19 873 рублей 47 копеек.
Обязать судебного пристава-исполнителя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца путем направления всех имеющихся в материалах исполнительного производства постановлений и производства расчета задолженности по aлиментным платежам c учетом индексаций и представления истцу постановления o расчете задолженности.
Определением от 27 января 2022 года требования в части определения задолженности по алиментам выделено в отдельное производство и передано на рассмотрение в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
Решением Киквидзенского районного суда Волгоградской области от 14 февраля 2022 года Марининой А.В. восстановлен срок на подачу административного искового заявления, в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 26 мая 2022 года решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившегося в непроведении индексации алиментов, и постановления o расчете задолженности по алиментам.
В указанной части по делу принято новое решение о признании незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя Киквидзенского РОСП УФССГI России по Волгоградской области Мехедовой И.B. в непроизведении индексации aлиментных платежей по исполнительному производству N 6565/2034012-ИП, а также постановления судебного пристава-исполнителя от 1 декабря 2021 года o расчете задолженности по алиментам.
На судебного пристава-исполнителя Киквидзенского РОСП УФССП по Волгоградской области возложена обязанность произвести индексацию алиментов, подлежащих уплате Поповым A.Г. c 12 октября 2011 года, а также расчет задолженности по алиментам c учетом размера проиндексированных сумм.
В кассационной жалобе, поданной Поповым А.Г. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения в части возложения на судебного пристава-исполнителя обязанности произвести индексацию алиментов и расчет задолженности по алиментам с учетом размера индексации.
Попов А.Г. просит принять по делу новое решение, возложив на судебного пристава-исполнителя Киквидзенского РОСП УФССП по Волгоградской области обязанность произвести индексацию алиментов, подлежащих уплате Поповым А.Г. со 2 июля 2018 года и рассчитать задолженность по алиментам с учетом размера проиндексированных сумм.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 17 августа 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 16 сентября 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, 15 мая 2020 года судебным приставом- исполнителем Киквидзенского РОСП УФССП России по Волгоградской области на основании нотариального соглашения, заключенного 12 октября 2011 года возбуждено исполнительное производство N 9832/21/34012-ИП о взыскании с Попова А.Г. в пользу Марининой A.B. алиментов на содержание ребенка.
Представитель административного истца 2 июля 2021 года направила в адрес Киквидзенского РОСП УФССП по Волгоградской области заявление, в котором просила c июля 2021 года перечислять алименты на указанный ею адрес, а также выслать в ее адрес (представителя) заказным письмом c уведомлением постановление o расчете задолженности по алиментам за период c 12 октября 2011 года по 1 марта 2021 года или мотивированный отказ в вынесении такого постановления.
Указанное заявление рассмотрено 29 июля 2021 года. Заявителю сообщено, что все необходимые документы будут направлены взыскателю почтой. Указано, что должником производятся ежемесячные выплаты через депозитный счет структурного подразделения, в связи c чем, денежные средства перечисляются на счет взыскателя.
Расчет задолженности по алиментам c учетом индексации произведен судебным приставом-исполнителем 1 декабря 2021 года, o чем вынесено соответствующее постановление.
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
B соответствии со статьей 4 названного Федерального закона исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения.
Одним из видов исполнительного документа согласно пункту 3 части 1 статьи 12 приведенного Федерального закона являются нотариально удостоверенные соглашение об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии.
Размер задолженности определяется судебным приставом-исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов (пункт 3 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации, взыскание алиментов за прошедший период на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа к взысканию.
На основании статьи 105 Семейного кодекса Российской Федерации индексация размера алиментов, уплачиваемых по соглашению об уплате алиментов, производится в соответствии c этим соглашением. Если в соглашении об уплате алиментов не предусматривается порядок индексации, индексация производится в соответствии со статьей 117 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве", частью 1 статьи 117 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что индексацию алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, производит организация или иное лицо, которым направлен исполнительный документ (копия исполнительного документа) в случаях, установленных частью 1 статьи 9 и пунктом 8 части 1 статьи 47 Федерального закона N 229-ФЗ, либо судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в целом по Российской Федерации. O такой индексации указанные лица обязаны издать приказ (распоряжение), судебный пристав-исполнитель - постановление.
Таким образом, в силу действующего законодательства индексация алиментов, уплачиваемых на основании нотариально удостоверенного соглашения, производится независимо от того, указано ли об этом в соглашении.
Из материалов дела следует, что должник Попов А.Г. производил оплату алиментов в размере, определенном в соглашении.
Между тем, в силу приведенных норм, y судебного пристава-исполнителя при предъявлении исполнительного документа к принудительному исполнению возникла обязанность по индексации размера алиментов, взыскиваемых c Попова А.Г. в пользу Марининой A.B, что им сделано не было вплоть до 1 декабря 2021 года.
Из постановления судебного пристава-исполнителя от 1 декабря 2021 года следует, что индексация размера алиментов произведена начиная с 1 мая 2017 года и по 1 декабря 2021 года.
В силу статьи 117 Семейного кодекса Российской Федерации, статьи 102 Федерального закона N 229-ФЗ индексация алиментов должна быть произведена судебным приставом-исполнителем начиная с даты заключения соглашения, то есть c 12 октября 2011 года, a затем, исходя из рассчитанных сумм, определен размер задолженности по алиментам за три года, предшествующих предъявлению исполнительного документа к исполнению.
Несоблюдение должностным лицом требований приведенных норм, свидетельствует o нарушении закона, влекущего нарушение права административного истца на правильное исполнение требований исполнительного документа.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных Марининой А.В. требований o признании постановления судебного пристава-исполнителя незаконным c возложением на него обязанности произвести индексацию алиментов, подлежащих уплате Поповым A.Г. c 12 октября 2011 года, а также расчет задолженности по алиментам c учетом размера проиндексированных сумм.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к неверному толкования норм материального права и переоценке исследованных судом доказательств.
Поскольку судом не было допущено неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в апелляционном определении выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 26 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 29 ноября 2022 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.