Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Богатых О.П. и Капункина Ю.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Субботиной В.В, действующей в интересах Чалова Е.В, на решение Абинского районного суда Краснодарского края от 15 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 9 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Чалова Е.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснения Чалова Е.В, его представителей Береза О.А. и Субботиной В.В, настаивавших на удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чалов Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа администрации Абинского городского поселения Краснодарского края от 8 октября 2021 года в утверждении схемы расположения земельного участка.
Просил обязать административного ответчика повторно рассмотреть вопрос об утверждении схемы земельного участка, сформированного на основании постановления главы администрации города Абинска Краснодарского края от 2 августа 1995 года N 676.
Решением Абинского районного суда Краснодарского края от 15 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 9 июня 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной представителем Чалова Е.В. по доверенности Субботиной В.В. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении иска.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 5 сентября 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 26 сентября 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение Чалова Е.В, его представителей Береза О.А. и Субботиной В.В, настаивавших на требованиях кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, Чалов Е.В. обратился в администрацию Абинского городского поселения Краснодарского края с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", на кадастровом плане территории.
Администрация Абинского городского поселения 8 октября 2021 года отказала в предоставлении муниципальной услуги по причине непредоставления заявителем схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с положениями подпункта 4 пункта 2.11 административного регламента, утвержденного администрацией городского поселения 29 декабря 2018 года N 1898.
Чалову Е.В. также разъяснено, что право собственности на данный земельный участок зарегистрировано им в упрощенном порядке, границы участка на местности не определены, администрация Абинского городского поселения не наделена полномочиями по установлению границ земельных участков, находящихся в частной собственности, в связи с чем, определить местоположение границ испрашиваемого земельного участка не представляется возможным.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлением главы администрации города Абинска Краснодарского края от 2 августа 1995 года N 676 Чалову Е.В. предоставлен земельный участок площадью 1500 кв. м по ул. Лесной в ст-це Шапсугская Абинского района для индивидуального жилищного строительства.
Указанным постановлением на Чалова Е.В. возложена обязанность в месячный срок после принятия постановления оформить в хозрасчетном АПБ техническую документацию на строительство дома на выделенном земельном участке, а застройку земельного участка производить согласно плану размещения строений, строительство жилого дома осуществить по проекту, согласованному с главным архитектором.
Постановлением главы администрации Абинского городского округа от 25 мая 1998 года N 463 утвержден план размеров и внешних границ земельного участка Чалова Е.В. под личным подсобным хозяйством, общей площадью 1750 кв. м, в том числе 1500 кв. м собственности, 250 кв. м - постоянном пользовании. На Чалова Е.В. возложена обязанность оформить и получить в комитете по земельным ресурсам и землеустройству Абинского района правоудостоверяющие документы на землю.
Постановлением главы администрации Абинского городского поселения от 24 марта 1999 года N 324 земельному участку, площадью 1500 кв. м присвоен указанный выше адрес.
Право собственности Чалова Е.В. на земельный участок площадью 1750 кв. м зарегистрировано 27 ноября 2008 года на основании постановления главы администрации города Абинска от 2 августа 1995 года N 676.
Согласно положениям земельного законодательства, действовавшим в период возникновения у Чалова Е.В. права пользования земельным участком, территориальные границы земельного участка определялись на основании документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам.
Между тем, в соответствии с положениями пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшими в указанный период, на орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения возложена обязанность по утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель должен обеспечить за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Приведенные положения Закона свидетельствуют о том, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является частью работ по формированию земельного участка, в результате которых может быть образован земельный участок, который возникнет как объект гражданских правоотношений с момента внесения необходимых и установленных Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведений в Государственный кадастр недвижимости.
Однако получив в 1995 году земельный участок в бессрочное пользование под индивидуальное жилищное строительство, Чалов Е.В. не предпринял мер к оформлению технической документации на строительство дома, а также не получил правоустанавливающих документы на землю, и лишь спустя 13 лет зарегистрировал право собственности на данный земельный участок в упрощенном порядке, не определив на местности границы земельного участка.
В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Из вступившего в законную силу решения Абинского районного суда от 27 августа 2020 года следует, что Чаловым Е.В. были заказаны работы по межеванию земельного участка, расположенного по названному выше адресу, с целью определения границ этого земельного участка, однако определить границы не представляется возможным, поскольку они накладываются на границы земельных участков, принадлежащих Прошка С.В, и расположенных по адресу: г. Абинск, ст-ца Шапсугская, ул. Лесная, 1А. Чаловым Е.В. не представлено сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, в то время как при образовании земельного участка, которым владеет в настоящее время Прошка С.В. такие сведения о границах земельного участка содержались в карте (план) границ образованного земельного участка, являющейся официальным документом, утвержденной руководителем комитета по земельным ресурсам Абинского района, и послужившим основанием для установления границ земельного участка, которые до настоящего времени не изменялись.
Указанное послужило основанием к отказу Чалову Е.В. в удовлетворении заявленных требований.
Обстоятельства обоснованности притязаний Чалова Е.В. на земельный участок площадью 1750 кв. м и установлении его границ были исследованы при производстве по гражданскому делу, однако не нашли своего объективного подтверждения.
Между тем, согласно положениям действующего земельного законодательства, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является необходимым условием для выполнения кадастровых работ, целью которых является определение местоположения границ земельного участка и подготовка межевого плана, необходимого для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка. При утверждении схемы расположения земельного участка местоположение границ земельного участка не определяется; указываются сведения о правах на ранее учтенные земельные участки и об их обременениях.
Однако материалами дела достоверно подтверждено, что межевание земельного участка площадью 1750 кв. м, не производилось, его границы не определялись.
Обращение Чалова Е.В. с требованием об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории направлено на установление границ данного земельного в обход административной процедуры и правил, при игнорировании интересов смежных землевладельцев.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, на иную оценку исследованных судами доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судов или опровергали бы выводы судебных постановлений.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Абинского районного суда Краснодарского края от 15 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 9 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 8 декабря 2022 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи О.П. Богатых
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.