Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Песоцкого В.В, судей Комбаровой И.В, Харитонова А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Первомайского района Республики Крым в интересах ФИО1 к администрации Первомайского района Республики Крым об обеспечении лиц из числа детей-сирот благоустроенным жилым помещением по кассационной жалобе администрации Первомайского района Республики Крым на решение Первомайского районного суда Республики Крым от 14 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 9 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Песоцкого В.В, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Пономареву П.Г. о законности и обоснованности принятых по делу судебных актов, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель прокурора Первомайского района Республики Крым, действующий в интересах ФИО1 обратился с иском к администрации Первомайского района Республики Крым об обеспечении лиц из числа детей сирот благоустроенным жилым помещением.
В обоснование своих требований указал на то, что по обращению ФИО1 по факту соблюдения его жилищных прав как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения проведена проверка, которой установлено, что мать несовершеннолетнего ФИО1 - ФИО3 была лишена родительских прав на основании решения Первомайского районного суда Автономной Республики Крым от 30 сентября 2003 гола. Запись об отце ФИО1 - ФИО4 осуществлена со слов матери. Несовершеннолетний ФИО9, 1991 года рождения на основании распоряжения Первомайской государственной районной администрации Автономной Республики Крым от 30 сентября 2003 года был определен в государственное интернатное учреждение. Решением исполнительного комитета Первомайского поселкового совета от 11 сентября 2003 года за ФИО5 было закреплено жилье по "адрес" Автономной Республики Крым. Решением исполнительного комитета Первомайского поселкового совета от 30 января 2008 года за ФИО5 было закреплено жилье по "адрес" Автономной Республики Крым. Постановлением администрации Первомайского района Республики Крым N 24 от 29 января 2020 года ФИО9 включен в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилья. Какое-либо недвижимое имущество на праве собственности у ФИО1 отсутствует, однако до настоящего времени он жильем не обеспечен.
Решением Первомайского районного суда Республики Крым от 14 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 9 марта 2022 года, иск удовлетворен.
На администрацию Первомайского района Республики Крым возложена обязанность предоставить ФИО9 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений применительно к условиям Первомайского района Республики Крым по норме предоставления не менее 25 кв.м общей площади жилого помещения, соответствующее требованиям жилищного законодательства.
В кассационной жалобе администрацией Первомайского района Республики Крым поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права.
Представители администрации Первомайского района Республики Крым, Министерства образования Республики Крым, науки и молодежи Республики Крым, ФИО9, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО9 является гражданином из числа детей-сирот, состоящих на квартирном учете в администрации Первомайского района Республики Крым и имеющих право на получение жилого помещения, на которую распространяется действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Мать несовершеннолетнего ФИО1 - ФИО3 на основании решения Первомайского районного суда Автономной Республики Крым от 30 сентября 2003 года лишена родительских прав, запись об отце ребенка ФИО1 - ФИО4 осуществлена со слов матери.
ФИО9 на основании распоряжения Первомайской государственной районной администрации Автономной Республики Крым от 30 сентября 2003 года определен в государственное интернатное учреждение.
ФИО9 зарегистрирован по адресу: "адрес", однако постановлением администрации Первомайского района Республики Крым N 21 от 27 января 2020 года установлена невозможность проживания ФИО1 по указанному адресу в связи с признанием жилого помещения непригодным для постоянного проживания.
Право собственности на недвижимое имущество у ФИО1 на территории Республики Крым не зарегистрировано.
Постановлением администрации Первомайского района Республики Крым N 24 от 29 января 2020 года ФИО9 включен в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилья, состоит в списке под номером 55.
Какое-либо жилье на праве пользования у ФИО1 отсутствует, договор социального найма администрацией Первомайского района Республики Крым со ФИО1 не заключался.
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что требования, направленные на реализацию предусмотренных законом гарантий ФИО1 по обеспечению его жилым помещением, являются законными и обоснованными, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит соглашается с состоявшимися по делу судебными актами.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
При этом федеральный законодатель не определилсрок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Доводы кассационной жалобы о незаконности возложения на администрацию Первомайского района Республики Крым обязанности по обеспечению ФИО1 благоустроенным жилым помещением является несостоятельными, поскольку статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и статьей 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" регламентировано, что решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Статьей 9 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе полномочиями по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В соответствии с положениями статьи 11 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского фонда компенсаций, образуемого в бюджете Республики Крым, а также бюджетах городских округов и муниципальных районов.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой доказательств по делу и являются несостоятельными, поскольку все доказательства по делу были проверены судами и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следовательно, они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда Республики Крым от 14 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 9 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Первомайского района Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Песоцкий
Судьи И.В. Комбарова
А.С. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.