Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 августа 2007 г. N А56-24444/2006
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2007 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Грачевой И.Л., Коняевой Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Невка-СПб" Епатко М.Ю. (доверенность от 10.01.2007), Беляевой В.П. (доверенность от 10.01.2007), от Квартирно-эксплуатационного управления Ленинградского военного округа Коваленко Н.Ф. (доверенность от 16.07.2007), от федерального государственного учреждения "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Родионовой О.А. (доверенность от 29.11.2006), от Управления федерального казначейства по Санкт-Петербургу Битюкова М.В. (доверенность от 11.01.2007),
рассмотрев 16.08.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Невка-СПб" на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.03.2007 (судья Виноградова Л.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2007 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Серикова И.А.) по делу N А56-24444/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Невка СПб" (далее - ООО "Невка СПб") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Квартирно-эксплуатационному управлению Ленинградского военного округа (далее - КЭУ ЛенВО) о взыскании 20 530 738 руб. 74 коп. неосновательного обогащения.
Определением суда первой инстанции от 23.06.2006 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство) и Управление федерального казначейства по Санкт-Петербургу (далее - Казначейство).
Определением от 28.09.2006 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено федеральное государственное учреждение "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" (далее - Дирекция).
Определением от 01.03.2007 к участию в деле в качестве отзетчика привлечено открытое акционерное общество "58 Центральный проектный институт" (далее - Институт), производство по делу в отношении КЭУ ЛенВО прекращено на том основании, что управление не наделено статусом юридического лица.
Апелляционная инстанция постановлением от 31.05.2007 оставила определение суда первой инстанции от 01.03.2007 без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Невка СПб" просит отменить определение суда первой инстанции от 01.03.2007 в части прекращения производства по делу отношении КЭУ ЛенВО и постановление апелляционной инстанции от 31.05.2007 как принятые с нарушением норм материального права. Податель жалобы считает, что КЭУ ЛенВО обладает признаками юридического лица, указанными в статьях 48, 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поскольку осуществляет самостоятельную хозяйственную (экономическую) деятельность, действуя от своего имени, и владеет на праве оперативного управления объектами недвижимости - квартирами.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Представители Института и Министерства, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие
В судебном заседании представители ООО "Невка СПб" поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Дирекции и КЭУ ЛенВО просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, суд первой инстанции, прекращая производство по делу в отношении КЭУ ЛенВО, указал, что оно не может быть участником процесса ввиду отсутствия процессуальной компетенции, поскольку не наделено статусом юридического лица, не зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации.
Апелляционная инстанция признала выводы суда первой инстанции правильными, указав, что в соответствии с Положением о КЭУ ЛенВО, утвержденным заместителем командующего войсками Ленинградского военного округа по строительству и расквартированию войск 12.11.2003, управление не наделено каким-либо имуществом и не может осуществлять действия, предусмотренные статьей 48 ГК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, проверив правильность применения судами норм процессуального права, кассационная инстанция, находит, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Согласно Положению о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-морского флота, утвержденному приказом Министра обороны СССР от 22.02.1977 N 75, квартирно-эксплуатационные управления военных округов, к которым относится и КЭУ ЛенВО, обладают организационным единством, финансируются за счёт средств федерального бюджета по смете Министерства обороны, в соответствии с установленными Положением целями его деятельности и заданиями собственника, осуществляют права владения, пользования и распоряжения закреплённым за ним имуществом, финансируя квартирно-эксплуатационные расходы, капитальное строительство и капитальный ремонт.
Из Положения КЭУ ЛенВО (л.д. 87-93, т. 2) следует, что КЭУ ЛенВО вправе заключать договоры и производить расчеты по таким договорам (пункт 29), согласно разделу IV начальник назначает и увольняет гражданский персонал КЭУ ЛенВО.
Таким образом, из указанных Положений усматривается, что КЭУ ЛенВО обладает правами, присущими юридическим лицам.
Между тем указанные обстоятельства не оценивались судом при решении вопроса о статусе КЭУ ЛенВО.
Кроме того, в материалах дела имеются свидетельства о государственной регистрации за КЭУ ЛенВО права оперативного управления на недвижимое имущество (л.д. 142, 143, т. 2), что может свидетельствовать о наличии у КЭУ ЛенВО такого важного признака юридического лица как имущественная обособленность. Оценивая указанные документы, апелляционный суд указал, что они не могут однозначно свидетельствовать о наличии у КЭУ ЛенВО статуса учреждения, поскольку государственная регистрация права произведена в отношении правообладателя, действовавшего на основании иных Положений.
Указанный вывод нельзя признать достаточно обоснованным, поскольку в случае приобретения КЭУ ЛенВО после осуществления указанной государственной регистрации иного статуса, исключающего принадлежность ему имущества на праве оперативного управления, государственная регистрация данного права должна быть прекращена. В противном случае государственная регистрация как единственное доказательство существования зарегистрированного права подтверждает, что КЭУ ЛенВО является субъектом права оперативного управления.
В обоснование вывода о том, что КЭУ ЛенВО не является юридическим лицом, суд сослался на отсутствие государственной регистрации КЭУ ЛенВО в качестве юридического лица. Между тем факт отсутствия государственной регистрации КЭУ ЛенВО как юридического лица не исключает наличия у него такого статуса, поскольку органы государственной власти и органы местного самоуправления, воинские части, другие воинские формирования и иные субъекты гражданского права создаются на основании распорядительных актов компетентных органов государственной власти и местного самоуправления и правоспособность их возникает вне зависимости от их государственной регистрации. Суд не исследовал вопрос о том, когда создано КЭУ ЛенВО и содержало ли действующее в тот период законодательство требование о государственной регистрации юридических лиц.
Учитывая изложенное, вывод об отсутствии у КЭУ ЛенВО статуса юридического лица сделан судом без надлежащего всестороннего исследования обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного решения, данного вопроса. При таких обстоятельствах прекращение производства по делу не может быть признано законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.03.2007 в части прекращения производства по делу в отношении Квартирно-эксплуатационного управления Ленинградского военного округа и постановление Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 31.05.2007 по делу N А56-24444/2006 отменить.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Е.В. Коняева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 августа 2007 г. N А56-24444/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника