Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 8 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - ГУ ОПФР по Краснодарскому краю) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование исковых требований указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО1 работает в Федеральном государственном казенном учреждении "Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" (далее - ФГКУ "ЮРПСО МЧС России").
ДД.ММ.ГГГГ истцу присвоена квалификация "Спасатель", которая в дальнейшем им неоднократно подтверждалась (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ). С момента присвоения указанной квалификации, ФИО1 принимал участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, поисково-спасательных и аварийно- спасательных работах, о чём имеются соответствующие записи в книжке спасателя.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в УПФР в г. Сочи Краснодарского края о назначении ему пенсии в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400- ФЗ "О страховых пенсиях". При обращении им была предоставлена справка, уточняющая особый характер работы (условий труда), необходимая для назначения льготной пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе, выданная ФГКУ "ЮРПСО МЧС России".
Решением органа пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной пенсии по старости истцу отказано. Согласно указанному решению, в специальный стаж не засчитаны следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности водителя СТПСС с оплатой по 9 разряду ЕТС до ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности заместителя начальника службы в СТО;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период обучения;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности заместителя начальника службы СТО.
Истец полагает, что вывод комиссии не соответствует закону, указанные периоды не включены в специальный стаж неправомерно.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО1 просил суд признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400- ФЗ "О страховых пенсиях", засчитав в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; возложить на УПФР в г. Сочи Краснодарского края обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 8 декабря 2021 года исковые требования ФИО1 удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 апреля 2022 года указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ ОПФР по Краснодарскому краю просит судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле не явились, при этом, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01.01.2015 Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Закон N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет, соответственно мужчины и женщины, с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону.
Статьей 11 Закона N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Закона N 400-ФЗ).
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Закона N 400-ФЗ и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Закона N 400-ФЗ).
Согласно пункту 16 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно п.п. "и" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665, а также п.п."а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях федерального органа исполнительной власти в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, применяются Перечни должностей и специальностей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 г. N 702:
- перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом "л" статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации";
- перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Право на назначение досрочной страховой пенсии по старости установлено независимо от возраста спасателям, спасателям 1, 2, 3 классов и спасателям международного класса, а также отдельным руководителям аварийно- спасательных подразделений, при условии участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций и наличии постоянной работы по вышеуказанным Перечням не менее 15 лет в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях, входящих в структуру МЧС России.
В силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированного) учете, в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированного) учете, в системе обязательного пенсионного страхования" установлена обязанность работодателей один раз в год, но не позднее 1 марта, представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, необходимые для ведения индивидуального персонифицированного) учета, при этом сведения должны быть достоверными и представлены в полном объеме.
Статьями 8 и 8.1 Федерального закона N 27-ФЗ закреплено общее правило, в соответствии с которым сведения о застрахованных лицах в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации представляются страхователями (работодателями). Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, в страховой стаж включаются (засчитываются): периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу пункта 4 указанных Правил при подсчете страхового стажа подтверждаются: периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ.
Решением УПФР в. г. Сочи Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием специального стажа необходимой продолжительности. Указанным решением в специальный стаж не включены следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности водителя СТПСС с оплатой по 9 разряду ЕТС до ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности заместителя начальника службы в СТО;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период обучения;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности заместителя начальника службы СТО.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции, исходил из того, что ФИО1 в спорные периоды работал в качестве спасателя и принимал участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Согласно имеющейся в материалах дела справки работодателя, уточняющей особый характер работы (условий труда) необходимый для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, стаж работы истца, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, предусмотренный п. 16 ч. 1 ст. 30 Закон N 400-ФЗ составляет 15 лет 02 дня. Фактическое участие ФИО1 в поисково-спасательных работах в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, объективно подтверждается книжкой спасателя, приказами ФГКУ "ЮРПСО МЧС России" о проведении и оплате поисково-спасательных работ.
Поскольку на момент обращения истца за досрочной трудовой пенсией, он имел необходимый стаж для назначения пенсии, суд первой инстанции пришел к выводу о назначении пенсии со дня обращения, с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций, так как они основаны на правильном толковании норм материального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы об отсутствии оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, так как в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации отсутствуют сведения о работе в особых условиях труда и об уплате работодателем, соответствующих дополнительных взносов, по сути, сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам, указанным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 8 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.