Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Руденко Ф.Г, Авериной Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю, Отдельному батальону дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю о признании незаконным решения об отказе включить период военной службы в выслугу лет (стаж службы) для назначения пенсии в льготном исчислении, о возложении обязанности включить период военной службы в выслугу лет (стаж службы) для назначении пенсии в льготном исчислении, взыскании судебной неустойки, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 18 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 16 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, выслушав объяснения ФИО1 и его представителя ФИО5, поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю (далее - УМВД России по г. Севастополю), Отдельному батальону дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю (далее - ОБ ДПС УМВД России по г. Севастополю) о признании незаконным решения об отказе включить период военной службы в выслугу лет (стаж службы) для назначения пенсии в льготном исчислении, возложении обязанности включить период военной службы в выслугу лет (стаж службы) для назначении пенсии в льготном исчислении, о взыскании судебной неустойки.
В обоснование исковых требований указано, что в расчете выслуги лет (стажа службы) для назначения пенсии истцу, период военной службы в Вооруженных силах Украины с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа ликвидационной комиссии УМВД Украины в г. Севастополе от ДД.ММ.ГГГГ N, ответчиком зачтен в календарном исчислении.
Истец обратился в УМВД России по г. Севастополю с заявлением о включении спорного периода военной службы в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ N в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на отсутствие у УМВД России по г. Севастополю полномочий изменять выслугу лет, установленную ликвидационной комиссией УМВД Украины в г. Севастополе.
Истец полагает, что ответчик необоснованно отказал в удовлетворении его заявления.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать решение УМВД России по г. Севастополю об отказе включить период военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет (стаж службы) для назначения пенсии ФИО1 в льготном исчислении, незаконным; возложить на УМВД России по г. Севастополю обязанность по включению периода военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет (стаж службы) для назначения пенсии истцу в льготном исчислении в срок не позднее 7 календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу; в случае неисполнения решения суда о включении периода военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет (стажа службы) для назначения пенсии ФИО1 в льготном исчислении, взыскать с УМВД России по г. Севастополю в пользу ФИО1 начиная с 8-го дня с даты вступления в силу решения суда судебную неустойку в размере 10 000 руб. за каждый день просрочки исполнения судебного решения до фактического его исполнения.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 18 января 2022 года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит судебные акты отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования. В качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом не допущено.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, государственные пенсии устанавливаются законом.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N166-ФЗ) предусмотрено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации N 4468-1).
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации N 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
24 декабря 1993 года странами Содружества Независимых Государств было подписано Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел - участников Содружества Независимых государств" (кроме стран Балтии - Литвы, Латвии, Эстонии).
Статья 2 названного Соглашения определяет, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной. Указанное Соглашение ратифицировано Украиной 10 апреля 1996 года, Российской Федерацией - 31 мая 1999 года.
Таким образом, при расчете выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам, проходившим по состоянию на 18 марта 2014 года службу в правоохранительных органах Украины на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя и поступившим на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, сохранение выслуги лет осуществляется при наличии соответствующих записей в их личных делах о периодах службы на льготных условиях с указанием законодательного или иного нормативного правового акта Украины, на основании которого произведен расчет. В случае отсутствия таких документов (записей в послужном списке), оформленных органами государственной власти Украины, подтверждающих льготный стаж службы (выслугу лет), спорные периоды службы для расчета выслуги лет подлежат зачету в календарном исчислении.
В соответствии со статьей 6 заключенного 18 марта 2014 года между Российской Федерацией и Республикой Крым договора о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также вопросы исполнения воинской обязанности и несения военной службы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В переходный период распоряжением Правительства Севастополя от 26 сентября 2014 года Управление Министерства внутренних дел Украины в г. Севастополе ликвидировано. Все функции и полномочия по управлению делами ликвидированного подразделения были переданы в созданную этим же распоряжением ликвидационную комиссию УМВД Украины в г. Севастополе, которой было поручено обеспечить выполнение ликвидационных мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено и из материалов дела следует, что приказом Государственной пограничной службы Украины от 2 августа 2004 года N 205 главный корабельный старшина военной службы по контракту - ФИО1, командир моторного отделения корабля морской охраны 2 ранга "Полтава", ВУС-370182Р, - в Севастопольский ОГВК г. Севастополя, с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения, уволен в запас Вооруженных Сил Украины по п. "а" ст. 85 (после окончания срока контракта), направлен на учет.
Этим же приказом истцу определена выслуга лет, которая по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила в календарном исчислении 04 года 03 месяца 07 дней, в льготном исчислении - 00 лет 06 месяцев 00 дней, общее количество - 04 года 09 месяцев 07 дней. Беспрерывная календарная выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 03 года 00 месяцев 00 дней.
Согласно послужному списку, с ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ перезаключен контракт, он занимал должность командира моторного отделения корабля морской охраны 2 ранга "Полтава", ВУС-370182Р.
Приказом ликвидационной комиссии УМВД Украины в г. Севастополе от ДД.ММ.ГГГГ N, ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена выслуга лет в календарном исчислении 10 лет 09 месяцев 24 дня, в льготном исчислении - 10 лет 11 месяцев 13 дней.
Приказом УМВД России по г. Севастополю от 23 декабря 2020 г. N 930 по личному составу ФИО1 уволен со службы в органах внутренних дел Российской Федерации по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, с 23 декабря 2020 года.
Выслуга лет на ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении составила 17 лет 04 месяца 03 дня, в льготном исчислении - 19 лет 06 месяцев 18 дней.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 суд первой инстанции с которым согласилась судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда, исходил из того, что документов (записей в послужном списке), оформленных органами государственной власти подтверждающих льготный стаж службы (выслугу лет) истца в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не имеется. В выслугу лет (стажа службы) для назначении пенсии истцу засчитан период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ военной службы в Вооруженных Силах Украины в календарном исчислении на основании приказа ликвидационной комиссии УМВД Украины в г. Севастополе от 22 декабря 2014 года N 31.
При этом суд учитывал, что расчет выслуги лет для назначения пенсии произведен ликвидационной комиссией УМВД Украины в г. Севастополе.
Согласно послужному списку в личном деле истца, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ликвидационной комиссией УМВД Украины в г. Севастополе засчитан в календарном исчислении.
Также суд указал, что деятельность ликвидационной комиссии УМВД Украины в г. Севастополе была прекращена в 2017 году. В период указанной деятельности ФИО1 интереса к создавшейся ситуации не проявлял, хотя при должной степени заботливости и осмотрительности имел возможность получить сведения об исчислении спорного периода выслуги лет, обратиться в ликвидационную комиссию УМВД Украины в г Севастополе с заявлением о перерасчете выслуги лет по основанию, указанному им в исковом заявлении, а в случае получения отказа в перерасчете, обжаловать такой отказ в суд до завершения ликвидационных мероприятий, однако, истцом решение ликвидационной комиссии не обжаловано.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций, так как они основаны на правильном применении норм материального права и на установленных по делу обстоятельствах.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, по сути, полностью повторяют доводы апелляционной жалобы, аналогичны позиции заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводов судов первой и апелляционной инстанций по обстоятельствам дела.
Между тем, в соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства по делу, которые не были установлены либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных постановлений, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, по доводам, указанным в жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 18 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 16 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.