Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Руденко Ф.Г, Авериной Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению "Колония-поселения N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия о взыскании задолженности по заработной плате и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 14 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Колония-поселения N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия" (далее - ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Калмыкия), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия (далее - УФСИН России по Республике Калмыкия) о взыскании задолженности по заработной плате и компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указано, что с декабря 2019 года до сентября 2020 года истец проходил службу в органах уголовно-исправительной системы в должности младшего инспектора группы надзора отдела безопасности ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Калмыкия.
В настоящее время истец откомандирован в распоряжение ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Калмыкия.
В июне 2021 года истцу стало известно, что работодателем не в полной мере производились выплаты за сверхурочную работу и работу в ночное время. По мнению истца, ответчик в табелях рабочего времени вместо положенных 20 часов службы при 24-часовом дежурстве проставлял истцу 18 часов службы, не добавляя положенные 2 часа ко времени отдыха. После суточного несения службы работодатель привлекал истца к службе в дневное время на 8 часов, не проставляя часы в табели рабочего времени.
Своими действиями работодатель нанес ФИО1 моральный вред, выразившийся в ухудшении здоровья и психического состояния, который он оценивает в 50 000 руб.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО1 просил суд взыскать с ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Калмыкия задолженность по заработной плате за сверхурочную работу в сумме 23 856, 94 руб, за работу в ночное время - 899, 81 руб, проценты за неполную выплату в срок заработной платы - 2 413, 38 руб, компенсацию морального вреда - 50 000 руб.
Решением Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 15 декабря 2021 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Судом постановлено взыскать с ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Калмыкия в пользу ФИО1 задолженность по заработной плате за сверхурочную работу с января по сентябрь 2020 года в размере 22 933, 73 руб, задолженность по заработной плате за работу в ночное время с января по сентябрь 2020 года в размере 1 047, 36 руб, выплаты с применением районных коэффициентов и процентных надбавок с января по сентябрь 2020 года - 7 194, 33 руб, денежную компенсацию (проценты) за неполную выплату в срок заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 676, 32 руб, компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб, расходы, связанные с проведением судебно-бухгалтерской экспертизы - 2 979 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 14 апреля 2022 года решение суда первой инстанции от 15 декабря 2021 года изменено в части взыскания судебных расходов, размер взыскиваемой суммы расходов, связанных с проведением судебно-бухгалтерской экспертизы, увеличен с 2 979 руб. до 3 000 руб.
В кассационной жалобе УФСИН России по Республике Калмыкия просит апелляционное определение от 14 апреля 2022 года отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта заявитель указывает на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Регулирование правоотношений, связанных со службой в учреждениях уголовно-исполнительной системы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 197-ФЗ), а также Приказом ФСИН России от 27 мая 2013 года N 269, которым утвержден "Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы", а трудовые отношения - трудовым законодательством Российской Федерации.
В силу частей 1, 2, 5, 6, 10 статьи 55 Федерального закона N 197-ФЗ служебное время - время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени (часть 1).
Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях - 36 часов в неделю. Для сотрудников устанавливается пятидневная служебная неделя (часть 2).
Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в уголовно-исполнительной системе, утверждаемым федеральным органом уголовно-исполнительной системы. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 6 статьи 60 настоящего Федерального закона (часть 5).
Сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (часть 6).
В соответствии с пунктом 14.3 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы", утвержденной приказом Минюста России от 6 июня 2005 года N 76 (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) сотрудники могут при необходимости привлекаться к службе сверх установленного времени, службе в выходные и праздничные дни по письменному приказу за подписью начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, в штате которого состоит сотрудник, с предоставлением соответствующих компенсаций. В приказе указываются причины, вызвавшие необходимость сверхурочной работы, сотрудники, привлекаемые к такой работе, и ее продолжительность.
Работа в сверхурочное время оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере часовой ставки. При этом часовая ставка исчисляется путем деления оклада месячного денежного содержания (оклад по должности и оклад по специальному званию) на среднемесячное количество рабочих часов в данном календарном году.
За работу в ночное время сотрудникам производится доплата из расчета 35 процентов часовой ставки за каждый час работы в период с 22 до 6 часов, за исключением времени, предоставляемого для отдыха и принятия пищи в соответствии с утвержденным графиком и внутренним распорядком. В случае привлечения сотрудников для выполнения служебных задач во время, отведенное для отдыха и приема пищи (с 22 до 6 часов), оплата производится как за работу в ночное время.
На предприятиях уголовно-исполнительной системы доплата сотрудникам за работу в ночное время производится в размере, установленном на данном предприятии для работников, не имеющих специальных званий начальствующего состава.
Оплата за работу в выходные и праздничные дни производится из расчета одинарной часовой или дневной ставки, если работа в выходной (праздничный) день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и двойной часовой или дневной ставки, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Указанные выплаты производятся сверх денежного содержания, положенного при нормальном режиме рабочего времени.
Приказ о службе в выходные и праздничные дни, и табель, подтверждающий службу в указанные дни, являются основанием для предоставления сотрудникам соответствующей компенсации (дополнительная оплата или предоставление других дней отдыха).
На сотрудников распространяются ограничения продолжительности сверхурочных работ, а также ограничения возможности привлечения их к сверхурочным работам, к работе в выходные, праздничные дни и в ночное время, предусмотренные трудовым законодательством для соответствующих категорий рабочих и служащих.
Расходы по указанным компенсациям производятся в пределах установленного фонда заработной платы (денежного содержания).
Согласно пункту 3 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 27 мая 2013 года N 269 (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений), сотрудникам устанавливаются ежемесячные и иные дополнительные выплаты, в том числе и коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации (далее - районные коэффициенты и процентные надбавки за службу в районах Крайнего Севера).
За выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, выплачиваются денежные компенсации в следующих размерах: 1) оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка; 2) сверхурочная работа оплачивается первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка (пункт 17 Порядка).
В силу пунктов 19 и 20 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника. Служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности.
Подпунктом 2 пункта 23 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы установлено, что перерасчет денежного довольствия производится в случае, если денежное довольствие сотрудникам выплачивалось в меньших, чем следовало, размерах, но не более чем за три года, предшествующих дню установления недоплаты и предъявления претензии (гражданского иска).
Следовательно, в случае исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы предоставляются дополнительные дни отдыха либо выплачивается денежная компенсация.
В силу статьи 148 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в порядке и в размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с частью 1 статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации, применяются ранее изданные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР.
Согласно Постановлению Госкомтруда СССР от 6 августа 1971 года N 315 "Об установлении коэффициентов к заработной плате работников предприятий и организаций, находящихся в пустынных и безводных районах на Черных землях и Кизлярских пастбищах" и принятому в его исполнение Постановлению Совета Министров Калмыцкой АССР от 29 сентября 1971 года N 491 "Об установлении коэффициента к заработной плате работников предприятий и организаций, находящихся в пустынных и безводных районах на Черных землях" в п. Яшкуль Яшкульского района Республики Калмыкия установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1, 3.
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 11 сентября 1995 года N 49 разъяснено, что коэффициенты, установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 проходил службу в ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Калмыкия в период с декабря 2019 года по сентябрь 2020 года в должности младшего инспектора группы надзора отдела безопасности. В настоящее время проходит службу в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Калмыкия.
Прокуратурой Яшкульского района Республики Калмыкия совместно с Государственной инспекцией труда в Республике Калмыкия проведена проверка ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Калмыкия по фактам нарушения трудовых прав сотрудников данного учреждения при ведении учета фактически отработанного времени, которые привели к образованию задолженности по заработной плате.
В адрес начальника УФСИН России по Республике Калмыкия направлено представление прокурора Яшкульского района Республики Калмыкия от 18 мая 2021 года об устранении допущенных нарушений трудовых прав сотрудников ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Калмыкия.
Из представления прокурора следует, что в ходе проверки табелей учета рабочего времени за 2018-2020 годы и книг учета несения суточного наряда в ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Калмыкия выявлено, что учет рабочего времени в отношении 64 сотрудников данного учреждения велся с нарушениями, табели учета рабочего времени в 2018-2020 годы велись не за фактически отработанное время, что противоречит статье 91 Трудового кодекса Российской Федерации.
На основании указанного представления прокурора в ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Калмыкия проведена служебная проверка, по результатам которой комиссией УФСИН России по Республике Калмыкия составлено заключение от 23 июля 2021 года, согласно которому факты, приведенные в представлении прокурора, нашли свое подтверждение.
Факт допущенных работодателем нарушений при ведении учета рабочего времени в отношении сотрудников данного учреждения ответчиками не оспаривался.
Для определения размера невыплаченной истцу заработной платы в 2020 году определением суда от 13 октября 2021 года по делу назначена судебно-бухгалтерская экспертиза, производство которой поручено ООО "Аудиторская фирма "Аудит и бухгалтерские услуги".
Согласно заключению ООО "Аудиторская фирма "Аудит и бухгалтерские услуги" от 8 декабря 2021 года эксперты пришли к выводам, что табели учета рабочего времени ФИО1 в 2020 году велись с нарушением, вследствие чего образовалась задолженность по причитающимся истцу выплатам.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции ссылаясь на вышеприведенные нормы права исходил из того, что истец без соответствующей компенсации (дополнительная оплата или предоставление дней отдыха) привлекался к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени и в ночное время. ФИО1 в период прохождения службы в органах уголовно-исполнительной системы, в случае его привлечения к сверхурочной работе и работе в ночное время, имел право на получение заработной платы с применением районных коэффициентов и процентных надбавок за указанные виды работы.
Суд апелляционной инстанции в целом согласился с выводами суда первой инстанции. Изменяя решение суда в части размера подлежащих взысканию расходов, связанных с проведением судебно-бухгалтерской экспертизы, судебная коллегия указала, что, в нарушение трудового законодательства, освобождающего работника от любых судебных расходов при разрешении трудовых споров, суд первой инстанции, назначая по делу экспертизу, возложил на истца расходы по ее оплате как на сторону, заявившую ходатайство о проведении экспертизы.
Согласно статье 393 Трудового кодекса Российской Федерации при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов соглашается, так как они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что истцом пропущен срок для обращения в суд, являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, приведенным в апелляционном определении.
Иные доводы жалобы, повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, исключительно направлены на переоценку установленных нижестоящими судами обстоятельств и представленных доказательств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции и не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Несогласие автора кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств, не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не подтверждает факт нарушения судами норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, по доводам кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 14 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу УФСИН России по Республике Калмыкия - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.