Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия о взыскании денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленного времени, работу в выходные, праздничные дни, ночное время с применением районного коэффициента, процентов за задержку выплаты денежной компенсации и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 13 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия", (далее - ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Калмыкия), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия (далее - УФСИН России по Республике Калмыкия) о взыскании денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленного времени, работу в выходные, праздничные дни, ночное время с применением районного коэффициента, процентов за задержку выплаты денежной компенсации и компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указано, что с сентября 2011 года истец проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы.
В период с декабря 2011 года по июль 2019 года ФИО1 проходил службу в должности младшего инспектора группы надзора отдела безопасности ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Калмыкия, в июле 2019 года был откомандирован в распоряжение ФКУ "СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве".
ДД.ММ.ГГГГ истцу стало известно о том, что в период работы с января 2018 года по июль 2019 года работодателем - ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Калмыкия не в полном объеме производилась доплата за выполнение им сверхурочной работы в ночное время, а также в выходные и праздничные дни.
Истец указывает, что табели учета рабочего времени велись работодателем с нарушениями: вместо положенных 20 часов службы при 24-часовом дежурстве, ответчик проставлял ему 18 часов службы и не предоставлял 2 часа к положенным 4 часам отдыха. Кроме того, после суточного несения службы истец привлекался к службе в дневное время на 8 часов, однако в табеле учета рабочего времени работодатель указанное время не отражал.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, в окончательном варианте исковых требований, ФИО1 просил суд взыскать с ответчика в его пользу следующие не начисленные выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
- денежную компенсацию за сверхурочную работу в размере 89 545, 02 руб.;
- доплату за ночное время - 4 555, 27 руб.;
- задолженность по указанным выплатам с применением районного коэффициента 1, 3 - 28 230, 09 руб.;
- денежную компенсацию за задержку выплат на основании статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации - 52 769, 63 руб.;
- компенсацию морального вреда за нарушение его прав на своевременную оплату труда - 50 000 руб, а также расходы по оплате экспертизы - 7 000 руб.
Решением Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 15 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 13 апреля 2022 года указанное решение отменено, по делу принято новое решение о частичном удовлетворении иска. Судом постановлено: взыскать с ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Калмыкия в пользу ФИО1 задолженность по выплате денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленного времени, работу в выходные, праздничные дни, ночное время за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с применением районного коэффициента, в размере 122 330, 38 руб, проценты за задержку выплаты денежной компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 52 769, 63 руб, компенсацию морального вреда - 25 000 руб, расходы по оплате судебной бухгалтерской экспертизы - 7 000 руб.
В кассационной жалобе УФСИН России по Республике Калмыкия просит апелляционное определение от 13 апреля 2022 года отменить, в удовлетворении иска ФИО1 отказать. В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Регулирование правоотношений, связанных со службой в учреждениях уголовно-исполнительной системы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 197-ФЗ), а также Приказом ФСИН России от 27 мая 2013 года N 269, которым утвержден "Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы", а трудовые отношения - трудовым законодательством Российской Федерации.
В силу частей 1, 2, 5, 6, 10 статьи 55 Федерального закона N 197-ФЗ служебное время - время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени (часть 1).
Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях - 36 часов в неделю. Для сотрудников устанавливается пятидневная служебная неделя (часть 2).
Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в уголовно-исполнительной системе, утверждаемым федеральным органом уголовно-исполнительной системы. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 6 статьи 60 настоящего Федерального закона (часть 5).
Сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (часть 6).
В соответствии с пунктом 14.3 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы", утвержденной приказом Минюста России от 6 июня 2005 года N 76 (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) сотрудники могут при необходимости привлекаться к службе сверх установленного времени, службе в выходные и праздничные дни по письменному приказу за подписью начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, в штате которого состоит сотрудник, с предоставлением соответствующих компенсаций. В приказе указываются причины, вызвавшие необходимость сверхурочной работы, сотрудники, привлекаемые к такой работе, и ее продолжительность.
Работа в сверхурочное время оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере часовой ставки. При этом часовая ставка исчисляется путем деления оклада месячного денежного содержания (оклад по должности и оклад по специальному званию) на среднемесячное количество рабочих часов в данном календарном году.
За работу в ночное время сотрудникам производится доплата из расчета 35 процентов часовой ставки за каждый час работы в период с 22 до 6 часов, за исключением времени, предоставляемого для отдыха и принятия пищи в соответствии с утвержденным графиком и внутренним распорядком. В случае привлечения сотрудников для выполнения служебных задач во время, отведенное для отдыха и приема пищи (с 22 до 6 часов), оплата производится как за работу в ночное время.
На предприятиях уголовно-исполнительной системы доплата сотрудникам за работу в ночное время производится в размере, установленном на данном предприятии для работников, не имеющих специальных званий начальствующего состава.
Оплата за работу в выходные и праздничные дни производится из расчета одинарной часовой или дневной ставки, если работа в выходной (праздничный) день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и двойной часовой или дневной ставки, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Указанные выплаты производятся сверх денежного содержания, положенного при нормальном режиме рабочего времени.
Приказ о службе в выходные и праздничные дни, и табель, подтверждающий службу в указанные дни, являются основанием для предоставления сотрудникам соответствующей компенсации (дополнительная оплата или предоставление других дней отдыха).
На сотрудников распространяются ограничения продолжительности сверхурочных работ, а также ограничения возможности привлечения их к сверхурочным работам, к работе в выходные, праздничные дни и в ночное время, предусмотренные трудовым законодательством для соответствующих категорий рабочих и служащих.
Расходы по указанным компенсациям производятся в пределах установленного фонда заработной платы (денежного содержания).
Согласно пункту 3 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 27 мая 2013 года N 269 (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений), сотрудникам устанавливаются ежемесячные и иные дополнительные выплаты, в том числе и коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации (далее - районные коэффициенты и процентные надбавки за службу в районах Крайнего Севера).
За выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, выплачиваются денежные компенсации в следующих размерах: 1) оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка; 2) сверхурочная работа оплачивается первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка (пункт 17 Порядка).
В силу пунктов 19 и 20 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника. Служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности.
Подпунктом 2 пункта 23 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы установлено, что перерасчет денежного довольствия производится в случае, если денежное довольствие сотрудникам выплачивалось в меньших, чем следовало, размерах, но не более чем за три года, предшествующих дню установления недоплаты и предъявления претензии (гражданского иска).
Следовательно, в случае исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы предоставляются дополнительные дни отдыха либо выплачивается денежная компенсация.
В силу статьи 148 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в порядке и в размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
30 декабря 2011 г. Правительством Российской Федерации издано постановлением N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях".
Положениями пункта 15 Приложения к названному постановлению установлен размер районного коэффициента за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях к денежному довольствию, в том числе сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в отдельных населенных пунктах на территории Республики Калмыкия - 1, 3.
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 11 сентября 1995 года N 49 разъяснено, что коэффициенты, установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 с декабря 2011 года проходит службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, в том числе на различных должностях в ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Калмыкия.
На основании приказа начальника УФСИН России по Республике Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ N-л/с с ФИО1 заключен контракт о прохождении службы сроком на 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом врио начальника УФСИН России по Республике Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ N-л/с ФИО1 предоставлен основной отпуск за 2019 год с 14 июня по ДД.ММ.ГГГГ с выездом в г. Москву.
Приказом врио начальника УФСИН России по Республике Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ N-л/с истец откомандирован для дальнейшего прохождения службы в распоряжение УФСИН России по г. Москве, освобожден от занимаемой должности с ДД.ММ.ГГГГ.
Прокуратурой Яшкульского района Республики Калмыкия и Государственной инспекцией труда в Республике Калмыкия на основании обращения сотрудника ФИО6 проведена проверка в ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Калмыкия по фактам нарушения трудовых прав 64 сотрудников в 2018-2020 гг. при ведении табеля учета рабочего времени, в которых недостоверно отражались сведения об исполнении служебных обязанностей сверх установленного времени в выходные, нерабочие праздничные дни и в ночное время, что привело к недоплате денежного довольствия.
18 мая 2021 года прокурором Яшкульского района Республики Калмыкия начальнику УФСИН России по Республике Калмыкия направлено представление об устранении выявленных нарушений трудовых прав сотрудников ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Калмыкия.
Заключением служебной проверки, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ врио начальника УФСИН России по Республике Калмыкия ФИО7, установлено, что сотрудникам ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Калмыкия в 2018-2020 гг. доплата за выполнение служебных обязанностей в ночное время (с 22 до 6 часов) и денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, выплачены в меньшем размере. Содержащиеся в суточных ведомостях данные о привлечении работодателем сотрудников к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни отражены в табелях учета рабочего времени в 2018- 2020 г.г. некорректно, что повлекло недоплату денежного довольствия либо не представление дополнительных дней отдыха.
Согласно суточным ведомостям, ФИО1, в период службы в ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Калмыкия заступал на дежурство с 8 часов утра до 8 часов утра следующего дня, что составляло 24 часа; за вычетом 4 часов обеда (по 2 часа днем и ночью) - 20 рабочих часов, из них 6 часов - ночные.
Из указанных ведомостей следует, что ФИО1 отработал в 2018 году - 395 сверхурочных часов и 227 ночных часов, за период с 1 января по июль 2019 года - 338 сверхурочных часов, а также 144 ночных часа.
В табелях же учета рабочего времени проставлено, что сотрудниками колонии отработано 18 рабочих часов, из них 4 часа - ночные вместо 20 часов и 6 часов, соответственно, также в иных табелях указано 14 рабочих часов, из них 4 часа - ночные, либо указано 10 рабочих часов без ночных часов.
Из расчетных листков следует, что сверхурочные часы оплачивались ФИО1 на основании данных табеля учета использования рабочего времени вместо данных, указанных в суточных ведомостях.
Судом также установлено, что доплата за ночное время и денежная компенсация за сверхурочное время (работодателем указано как компенсационные выплаты) сотрудникам производилась без применения районного коэффициента - 1, 3.
Установленные судом обстоятельства дела подтверждаются заключением судебно-бухгалтерской экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой в табелях учета рабочего времени неполно отражено исполнение сотрудниками колонии, в том числе истцом, служебных обязанностей сверх установленного времени, в выходные, нерабочие праздничные дни, работа в ночное время в 2018- 2020 г.г.
Из данных в суде первой инстанции пояснений сторон следует, что в феврале-марте 2021 г. сотрудникам колонии денежная компенсация за сверхурочную работу и работу в ночное время была выплачена с применением районного коэффициента и с указанной даты действующие сотрудники узнали о нарушении своих трудовых прав.
В суде первой инстанции ответчиками было заявлено о пропуске истцом трехмесячного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Отказывая в удовлетворении требований ФИО1 суд первой инстанции принял во внимание данное заявление и указал, что ФИО1, получая денежное довольствие, мог и должен был узнать о предполагаемом нарушении своих трудовых прав в день окончания соответствующего учетного периода (квартал, полугодие, год), однако в суд с иском обратился только ДД.ММ.ГГГГ, доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, препятствовавших своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, им не представлено.
Суд апелляционной инстанции, не согласился с выводами районного суда и отменил принятое по делу решение.
Принимая новое решение об удовлетворении требований истца, суд апелляционной инстанции исходил из того, что о нарушении своего права на выплату денежного довольствия в полном объеме ФИО1 узнал ДД.ММ.ГГГГ от бывших коллег, с настоящим иском обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, соответственно установленный частью 4 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ срок на обращение в суд за разрешением трудового спора им не пропущен.
Установив, что срок на обращения в суд с настоящим иском истцом не пропущен, и собранные по делу доказательства свидетельствует о нарушении работодателем прав истца, выразившихся в выплате заработной платы в неполном объеме, суд апелляционной инстанции взыскал в пользу истца задолженность по денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленного времени, работу в выходные, праздничные дни, ночное время, проценты за задержку выплаты денежной компенсации, а также компенсацию морального вреда и судебные расходы.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с выводами суда апелляционной инстанции соглашается, так как они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что истцом пропущен срок для обращения в суд, являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, приведенным в апелляционном определении.
Иные доводы жалобы, повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, исключительно направлены на переоценку установленных нижестоящими судами обстоятельств и представленных доказательств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции и не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Несогласие автора кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств, не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не подтверждает факт нарушения судами норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, по доводам кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 13 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу УФСИН России по Республике Калмыкия - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.