Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Брянского В.Ю.
судей Думушкиной В.М, Ивановой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов Краснодарского края к администрации муниципального образования город Краснодар об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования город Краснодар - Якимовой Н.А. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 25 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, выслушав участников процесса, судебная коллегия
установила:
Министерство природных ресурсов Краснодарского края обратилось в суд с иском к администрации муниципального образования город Краснодар об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.
В обоснование иска указано, что 10.08.2018 г. в соответствии с заданием на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования должностным лицом министерства проведено обследование водоохраной зоны и части акватории водного объекта - пруд "озера Карасун" N 15 со стороны ул. Дмитриевская Дамба г. Краснодара, в ходе которого установлено, что на твердом (асфальтовом) покрытии по ул. Дмитриевская Дамба проложена система труб, лотков (дождеприемников) и дополнительных элементов, предназначенных для сбора и отвода дождевых и талых вод с дорожного покрытия в ливневую канализацию, оборудованную в виде трех железобетонных труб диаметром 250 мм с последующим сбросом в водный объект - пруд "озера Карасун" N 15.
По результатам проведенных испытаний сбросов сточных вод установлены значительные превышения предельно допустимых концентраций водного объекта по взвешенным веществам, железу, нефтепродуктам, иону, аммония, азоту, нитритов, АПАВ.
Акватория озер имеет статус особо охраняемой территории - памятник природы краевого значения "Озеро Карасун (Покровские озера)". В границах особо охраняемой природной территории запрещен сброс сточных вод. Земельный участок, на котором проложена система труб, лотков (дождеприемников) и дополнительных элементов, предназначенных для сбора и отвода дождевых и талых вод с дорожного покрытия в ливневую канализацию, является неразграниченным. Вместе с тем, органы местного самоуправления города Краснодара в силу предоставленных им полномочий обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе бесхозяйных систем водоотведения. Министерством природных ресурсов Краснодарского края в адрес администрации муниципального образования город Краснодар в 2018 году направлена информация о необходимости принятия мер, направленных на инвентаризацию бесхозного имущества (сети ливневой канализации) для последующей регистрации права собственности на указанные объекты и определения альтернативных вариантов подключения соответствующей системы водоотведения для устранения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. 10.02.2020 г..Министерством природных ресурсов Краснодарского края в адрес муниципального образования город Краснодар с целью осуществления мер, направленных на соблюдение требований законодательства РФ в области использования и охраны водного объекта (Покровские озера), направлен запрос за N 202-245-ОП/20 о предоставлении актуальной информации.
По информации администрации муниципального образования город Краснодар от 06.03.2020 г..в целях оформления права собственности на сети ливневой канализации, в том числе бесхозной, между муниципальным казенным учреждением муниципального образования город Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" и ООО "Янэнерго" 08.05.2019 г..заключен муниципальный контракт N 119419000292-ЭА на оказание услуг по технической инвентаризации и формированию правоустанавливающей документации в отношении сетей ливневой канализации муниципального образования город Краснодар, который находился на стадии исполнения. Кроме того, по информации администрации, для принятия мер по устранению выявленных нарушений водного законодательства во второй половине 2020 года при условии подтверждения лимитов бюджетных обязательств будут выполнены проектно-изыскательские работы по переключению существующих выпусков ливневых сточных вод по ул.Дмитриевская Дамба в общегородскую систему ливневой канализации и рассмотрен вопрос о принятии комплекса мер о полном исключении цепи озер Карасун, в том числе Покровских озер, из циклической системы водоотведения и противопаводковых мер в связи с предельными показателями заполняемости существующих коллекторов. 206.04.2021 г..Министерством природных ресурсов Краснодарского края в адрес муниципального образования город Краснодар повторно направлен запрос о предоставлении информации и актуализации сведений о выполнении обозначенных проектно-изыскательных работ. При этом, 19.07.2021 г..в соответствии с заданием на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования N 27 от 14.07.2021 г..должностным лицом министерства проведено обследование водоохраной зоны и части акватории водного объекта - пруд "озера Карасун" N 15 со стороны ул. Дмитриевская Дамба г..Краснодара, по результатам которого установлено, что подключение системы ливневой канализации, предназначенной для сбора и отвода дождевых и талых вод с дорожного покрытия по ул.
Дмитриевская дамба, к централизованной системе водоотведения с целью недопущения сброса сточных вод в озеро Карасун, не выполнено.
Учитывая изложенные обстоятельства, Министерство природных ресурсов Краснодарского края обратилось в суд с иском, в котором просило обязать администрацию муниципального образования город Краснодар в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды путем полного прекращения сброса сточных вод в озеро Карасун, а именно: подключить систему ливневой канализации, предназначенную для сбора и отвода дождевых и талых вод с дорожного покрытия по ул. Дмитриевская Дамба к централизованной системе водоотведения с целью недопущения сброса сточных вод в озеро Карасун, либо путем принятия альтернативного решения.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 25 января 2022 г. исковые требования Министерства природных ресурсов Краснодарского края удовлетворены частично.
На администрацию муниципального образования город Краснодар возложена обязанность устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды путем полного прекращения сброса сточных вод в озеро Карасун посредством подключения системы ливневой канализации, предназначенной для сбора и отвода дождевых и талых вод с дорожного покрытия по ул. Дмитриевская Дамба к централизованной системе водоотведения с целью недопущения сброса сточных вод в озеро Карасун, или принятия альтернативного решения. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24 мая 2022 года вышеуказанное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования город Краснодар - Якимова Н.А, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель администрации муниципального образования город Краснодар - Вострецова Я.Ю. поддержала доводы кассационной жалобы, просила отменить оспариваемые судебные постановления.
Министерства природных ресурсов Краснодарского края - Калякин Р.В. возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, 10.08.2018 г. в соответствии с заданием па проведение планового (рейдового) осмотра, обследования должностным лицом министерства проведено обследование водоохраной зоны и части акватории водного объекта - пруд "озера Карасун" N 15 со стороны ул. Дмитриевская Дамба г. Краснодара, в ходе которого установлено, что на твердом (асфальтовом) покрытии по ул. Дмитриевская Дамба проложена система труб, лотков (дождеприемников) и дополнительных элементов, предназначенных для сбора и отвода дождевых и талых вод с дорожного покрытия в ливневую канализацию, оборудованную в виде трех железобетонных труб диаметром 250 мм с последующим сбросом в водный объект - пруд "озера Карасун" N15.
В соответствии с предоставленными Кубанским бассейновым водным управлением сведениями из государственного водного реестра "озеро Карасун" N 1-16 имеет гидрологический статус "пруд".
Специалистами испытательной лаборатории ГКУ КК "КИАЦЭМ" 07.09.2018 г. произведены отборы проб сбросов сточных вод из выпусков ливневой канализации в водный объект - пруд "озера Карасун" N 15.
По результатам проведенных испытаний сбросов сточных вод установлены значительные превышения предельно допустимых концентраций водного объекта по взвешенным веществам, железу, нефтепродуктам, иону, аммония, азоту, нитритов, АПАВ.
Министерством природных ресурсов Краснодарского края в адрес администрации муниципального образования город Краснодар в 2018 году направлена информация о необходимости принятия мер, направленных на инвентаризацию бесхозного имущества (сети ливневой канализации) для последующей регистрации права собственности на указанные объекты и определения альтернативных вариантов подключения соответствующей системы водоотведения для устранения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
10.02.2020 г. Министерством природных ресурсов Краснодарского края в адрес муниципального образования город Краснодар с целью осуществления мер, направленных на соблюдение требований законодательства РФ в области использования и охраны водного объекта (Покровские озера), направлен запрос за N 202-245-011/20 о предоставлении актуальной информации.
По информации администрации муниципального образования город Краснодар от 06.03.2020 г. в целях оформления права собственности на сети ливневой канализации, в том числе бесхозной, между муниципальным казенным учреждением муниципального образования город Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" и ООО "Янэнерго" 08.05.2019 г. заключен муниципальный контракт N 119419000292-ЭА на оказание услуг по технической инвентаризации и формированию правоустанавливающей документации в отношении сетей ливневой канализации муниципального образования город Краснодар, который находился на стадии исполнения.
Кроме того, по информации администрации, для принятия мер по устранению выявленных нарушений пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса РФ, во второй половине 2020 года, при условии подтверждения лимитов бюджетных обязательств, будут выполнены проектно-изыскательские работы по переключению существующих выпусков ливневых сточных вод по ул. Дмитриевская Дамба в общегородскую систему ливневой канализации и рассмотрен вопрос о принятии комплекса мер о полном исключении цепи озер Карасун, в том числе Покровских озер, из циклической системы водоотведения и противопаводковых мер в связи с предельными показателями заполняемости существующих коллекторов.
06.04.2021 г. Министерством природных ресурсов Краснодарского края в адрес муниципального образования город Краснодар повторно направлен запрос о предоставлении информации и актуализации сведений о выполнении обозначенных проектно-изыскательных работ.
При этом 19.07.2021 г. в соответствии с заданием на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования N 27 от 14.07.2021 г. должностным лицом министерства проведено обследование водоохраной зоны и части акватории водного объекта - пруд "озера Карасун" N 15 со стороны ул. Дмитриевская Дамба г. Краснодара, по результатам которого установлено, что подключение системы ливневой канализации, предназначенной для сбора и отвода дождевых и талых вод с дорожного покрытия по ул. Дмитриевская Дамба, к централизованной системе водоотведения с целью недопущения сброса сточных вод в озеро Карасун не выполнено.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, сделал вывод о том, что исковые требования Министерства природных ресурсов Краснодарского края подлежат удовлетворению, признав доказанным факт причинения вреда водному объекту в результате бездействия ответчика, выразившегося в затягивании сроков решения вопроса по подключению сетей ливневой канализации к централизованной системе водоотведения, что свидетельствует о противоправном и виновном причинении вреда окружающей среде.
С выводами суда первой и апелляционной инстанции судебная коллегия кассационного суда согласна ввиду следующего.
В силу части 6 статьи 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В ходе рассмотрения гражданского дела стороной истца доказан факт затягивания ответчиком сроков решения вопроса по подключению сетей ливневой канализации к централизованной системе водоотведения.
Данным бездействием создаются условия для причинения вреда упомянутому водному объекту путем сброса загрязняющих веществ в составе суточных вод в водный объект, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды, нарушению прав других граждан на благоприятную окружающую среду.
Стороной ответчика не представлено доказательств, опровергающих доводы истца, соответственно, следует согласиться с выводом суда первой и апелляционной инстанции об удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов и возложить на ответчика обязанность устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды путем полного прекращения сброса сточных вод в озеро Карасун, посредством подключения системы ливневой канализации, предназначенной для сбора и отвода дождевых и талых вод с дорожного покрытия по ул. Дмитриевская дамба к централизованной системе водоотведения с целью недопущения сброса сточных вод в озеро Карасун, или принятия альтернативного решения.
Разрешение вопросов доказывания и оценки доказательств отнесено к компетенции судов, рассматривающих дело по правилам для суда первой инстанции, и не охватывается основаниями для кассационного пересмотра судебных актов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы по существу сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судебных инстанций, которые правомерно отвергнуты как несостоятельные, с приведением мотивированных выводов, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку нижестоящими судебными инстанциями не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, обжалуемые судебные постановления отмене либо изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 25 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: В.Ю. Брянский
Судьи В.М. Думушкина
Е.В. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.