Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Авериной Е.Г. и Егоровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шитиковой Л.И. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю о назначении досрочной страховой пенсии, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю, поступившей с делом 3 августа 2022 г, на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 31 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 20 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Шитикова Л.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю, в котором просит включить периоды работы истца на Лисичанском заводе резиновых технических изделий с 23 июля 1986 г. по 19 марта 1997 г. в необходимый стаж на соответствующих видах работ; обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости.
Исковые требования мотивированы тем, что истец 12 мая 2020 г. обратилась к ответчику с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости по старости, по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", к заявлению были приложены документы, подтверждающие льготный стаж: справки, подтверждающие характер работы, выписки из приказа, архивные справки. Решением ответчика от 2 декабря 2021 г. N 70421/20 в назначении пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием необходимого страхового стажа на соответствующих видах работ. Полагая данный отказ незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 31 марта 2022 г. исковые требования Шитиковой Л.И. удовлетворены в полном объеме.
Суд постановилвключить периоды работы на Лисичанском заводе резиновых технических изделий с 23 июля 1986 г. по 19 марта 1997 г. в необходимый стаж Шитиковой Л.И. на соответствующих видах работ и обязал Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ в г. Севастополе назначить Шитиковой Л.И. досрочную страховую пенсию по старости с 12 мая 2020 г.
Этим же решением, с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю в пользу Шитиковой Л.И. взысканы расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 20 июня 2022 г. решение суда первой инстанции изменено в части включенного судом периода работы.
Судебной коллегией постановлено: обязать ГУ УПФР по г. Севастополю включить в стаж Шитиковой Л.И. на соответствующих видах работ по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ период работы: с 21 сентября 1986 г. по 19 марта 1997 г. за исключением периодов без оплаты: с 4 марта 1993 г. по 31 марта 1993 г.; с 1 апреля 1993 г. по 5 апреля 1993 г.; с 5 мая 1993 г. по 31 мая 1993 г.; с 1 июня 1993 г. по 4 июня 1993 г.; с 8 июня 1993 г. по 11 июня 1993 г.; с 18 августа 1993 г. по 21 августа 1993 г.; с 1 октября 1993 г. по 29 октября 1993 г.; с 16 мая 1995 г. по 31 мая 1995 г.; с 1 июня 1995 г. по 30 июня 1995 г.; с 1 июля 1995 г. по 31 июля 1995 г.; с 1 августа 1995 г. по 31 августа 1995 г.; с 1 сентября 1995 г. по 29 сентября 1995 г.; с 2 октября 1995 г. по 31 октября 1995 г.; с 1 ноября 1995 г. по 30 ноября 1995 г.; с 1 декабря 1995 г. по 29 декабря 1995 г.; с 2 января 1996 г. по 31 января 1996 г.; с 1 февраля 1996 г. по 29 февраля 1996 г.; с 1 января 1996 г. по 1 июля 1996 г.; с 2 июля 1996 г. по 1 января 1997 г.
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить судебные акты, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований Шитковой Л.И. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом норм материального права и неправильную оценку доказательств. Указывает, что Территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации были направлены соответствующие запросы в компетентные органы о предоставлении сведений о периодах работы Шитиковой Л.И, в том числе, о периоде работы с 21 сентября 1986 г. по 19 марта 1997 г. на Лисичанском заводе резиновых технических изделий. Вместе с тем, на дату принятия решения по заявлению истца запрашиваемая информация, необходимая для назначения досрочной пенсии, в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе не поступила и в его распоряжении отсутствовала. Таким образом, Отделение считает, что решение суда первой инстанции, оставленное без изменения определением суда апелляционной инстанции, которым вышеуказанный спорный период с 21 сентября 1986 г. по 19 марта 1997 г. включен в специальный стаж, предоставляющий Шитиковой Л.И. право на досрочное пенсионное обеспечение, привели к необоснованному завышению специального стажа истца, так как включать данный период в специальный стаж, дающий право на назначение истцу досрочной страховой пенсии, отсутствовали законные основания. Согласно представленным документам стаж истца на соответствующих видах работ (Список N 2) составил 3 года 4 месяца 16 дней. Страховой стаж Шитиковой Л.И. составил 22 года 2 месяца 10 дней. Учитывая изложенное, возложение судами первой инстанции и апелляционной инстанции обязанности на пенсионный орган назначить Шитиковой Л.И. досрочную страховую пенсию по старости является незаконным и необоснованным в связи с отсутствием у нее стажа на соответствующих видах работ (Список N 2) продолжительностью 8 лет, установленного пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Учитывая изложенное, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судебными инстанциями не допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Шитикова Л.И. 12 мая 2020 г. обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением об установлении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 2 декабря 2021 г. N 70421/20 в назначении досрочной страховой пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ (Список N2) 8 лет.
Ответчиком отказано во включении в стаж истца на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы на Лисичанском заводе резиновых технических изделий с 23 июля 1986 г. по 19 марта 1997 г.
Разрешая заявленные требования, проанализировав предоставленные суду доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; положениями Федерального закона от 5 декабря 2001 г. N167-ФЗ; Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N516 и Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", суд первой инстанции исходил из того, что право истца на включение в стаж на соответствующих видах работ работы (Список N2) периода на Лисичанском заводе резиновых технических изделий с 23 июля 1986 г. по 19 марта 1997 г. подтвержден документально представленными истцом письменными доказательствами и с учетом включенного судом периода стаж истца на соответствующих видах работ (Список N2) составил более 8 лет, в связи с чем удовлетворил требование истца о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты обращения истца за ее назначением с 12 мая 2020 г.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда изменила решение суда первой инстанции, установив, что на момент приема истца на работу на Лисичанский завод резиновых технических изделий истцу не исполнилось 18 лет, а действующим в спорный времени Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 10 сентября 1980 г. N283/П-9 "О списке производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещено применение труда лиц моложе 18 лет", применение труда лиц, моложе 18 лет запрещено на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, пришел к выводу, что началом периода работы истца в тяжелых условиях труда является 21 сентября 1986 г.
Также судом апелляционной инстанции исключены периоды работы без оплаты в связи с отсутствием сырья, что свидетельствует о неполной занятости истца на выполнении работ, предусмотренных Списком N2.
В части отказа в удовлетворении исковых требований Шитиковой Л.И. апелляционное определение судебной коллегией по гражданским делам Севастопольского городского суда не обжалуется, в связи с чем предметом проверки суда кассационной инстанции не является.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции в части удовлетворения заявленных исковых требований Шитиковой Л.И.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьи 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, а для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г, применяется Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173.
Согласно пункту 5 разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые на выполнении работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, под которым понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
Предоставление доказательств постоянной занятости не менее 80% рабочего времени является обязательным условием для включения в специальный стаж периодов работы, имевших место после 1 января 1992 г.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 25 8н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе подтверждения осуществления работы с тяжелыми условиями труда.
Пунктом 4 названного порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить - период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судом дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в льготном исчислении в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации, пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, пункту 1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии в РСФСР от 4 октября 1991 г. N 190, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, признавалась и признается трудовая книжка установленного образца.
Письменными материалами дела установлено, что истец Шитикова Л.И. 12 мая 2020 г. обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 2 декабря 2021 г. N 70421/20 в назначении досрочной страховой пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ (Список N2) 8 лет.
Из указанного решения ответчика следует, что стаж истца на соответствующих видах работ (Список N2) на дату обращения составляет 03 года 04 месяца 16 дней, страховой стаж- 22 года 02 месяца 10 дней.
Ответчиком отказано во включении в стаж истца на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы на Лисичанском заводе резиновых технических изделий с 23 июля 1986 г. по 19 марта 1997 г.
Из записей в трудовой книжки истца следует, что истец 23 июля 1986 г. принята на работу на Лисичанский завод резиновых технических изделий в производство мягких баков клейщиком, 5 августа 1987 г. переведена там же мастером смены, 16 ноября 1987 г. переведена там же клейщиком инженерного имущества, 1 июня 1989 г. в связи с введением новых тарифных условий оплаты труда, истцу установлен 3 разряд клейщика резиновых полимерных деталей и изделий.
19 марта 1997 г. истец была уволена.
Таким образом, судом установлено, что в спорный период истец работала на территории Украины.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируется "Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 г, подписанным, в том числе, Российской Федерацией и Республикой Украина.
Статьей 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", подписанного Российской Федерацией и Республикой Украина, предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствие со статьями 1 и 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, т.е. до 13 марта 1992 г.
- с 1 января 1991 г. по 31 декабря 2001 г. засчитываются в общий трудовой (страховой) стаж при условии предоставления документов, которые полностью соответствуют требованиям законодательства. Российской Федерации и при условии их подтверждения компетентными органами государств СНГ;
- с 1 января 2002 г. засчитываются в общий трудовой (страховой) стаж при условии подтверждения справкой об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо социальное страхование, выданной компетентными органами государств СНГ.
Таким образом, спорный период работы истца на соответствующих должностях (Список N 2), приобретенный на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", и сведения, отраженные в представленной заявителем трудовой книжке (от 23 июля 1986 г. серия БТ-П N2304359) с 1 января 1991 г. подлежат подтверждению.
Территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации были направлены соответствующие запросы в компетентные органы о предоставлении сведений о периодах работы Шитиковой Л.И.
Отказывая в назначении досрочной страховой пенсии истцу, ответчик указал, что на дату принятия решения по заявлению истца запрашиваемая информация, необходимая для назначения досрочной пенсии, в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе не поступила и в его распоряжении отсутствовала.
Вместе с тем, спорный период работы истца подтверждается записями в трудовой книжке.
Кроме того, в материалах дела имеется справка, уточняющая характер работы истца N130 от 16 октября 2019 г, согласно которой истец в период с 23 июля 1986 г. по 4 августа 1987 г. работала в химическом производстве резины в цехе производства мягких баков клейщиком инженерного имущества; в период с 5 августа 1987 г. по 15 ноября 1987 г. в химическом производстве резины в цехе производства мягких баков мастером смены; с 16 ноября 1987 г. по 31 декабря 1991 г. и указанные периоды подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ по Списку N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N1173.
С учетом того, что факт работы истца в тяжелых условиях труда в указанный выше период подтвержден письменными материалами дела и, учитывая наличие запрета на применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в стаж истца на соответствующих видах работ (Список N2), судом апелляционной инстанции правильно зачтен период работы начиная с 21 сентября 1986 г. (следующий день после наступления 18-летия).
Так же из письменных материалов дела следует, что в период с 2 января 1990 г. по 7 ноября 1992 г. истец находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора и до трех лет.
Частью 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г. При этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 г, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж заботы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г.
В соответствии со статьей 181 Кодекса законов о труде Украины отпуск по ходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста так же засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком имел место до 1992г, судебная коллегия полагает выводы судов нижестоящих инстанций о возможности включения указанного периода с 2 января 1990 г. по 7 ноября 1992 г. в стаж истца на соответствующих видах работ (Список N2), являются правильными.
В письменных материалах дела так же имеется справка N129 от 16 октября 2019 г, уточняющая характер работы истца, согласно которой, истец в период с 1 января 1992 г. по 19 марта 1997 г. работала на Лисичанском заводе резиновых технических изделий в химическом производстве резины в цехе по производству воздухоплавательного и инженерного имущества на должности клейщика инженерного имущества и указанная работа, подлежит включению в стаж по Списку N2.
Указанный период подпадает под действие Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 в разделе X "Химическое производство", который в подразделе А позиции 2110А010 предусматривает рабочих предприятий химической и нефтехимической отраслей промышленности, занятых полный рабочий день в резиновом и резинотехническом производстве в цехах формовой и неформовой техники (за исключением обработки резиновых формовых и неформовых деталей).
Учитывая наличие у Шитиковой Л.И. требуемой продолжительности специального стажа, суды пришли к обоснованному выводу возложении на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости.
Довод кассационной жалобы об отсутствии ответов на запросы с соответствующих компетентных органов о предоставлении сведений о периодах работы Шитиковой Л.И, в том числе на Лисичанском заводе резиновых технических изделий, не может являться основанием для отмены судебных актов.
Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью Российской Федерации, которая как социальное государство должна направлять свою политику на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровья людей (статьи 2 и 7). Социальный характер российского государства и признание охраны труда одним из направлений его политики предопределяют установление гарантий реализации прав граждан в сфере труда, к числу которых Конституция Российской Федерации относит право каждого свободно на государственную пенсию (статья 7, часть 2).
Согласно части 6 статьи 75 Конституции Российской Федерации система пенсионного обеспечения граждан формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации законодатель, обеспечивает возможность удовлетворения интересов и защиты имущественных прав кредитора, взыскателя, должен исходить из направленности политики Российской Федерации как социального государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также из конституционных основ правового статуса личности.
Учитывая, что иным способом получить доказательства подтверждения периодов работы истца на территории Украины не представляется возможным, отсутствие ответов на запросы пенсионного органа, отсутствие архивных документов и предприятий по зарегистрированным адресам не должно повлиять на объем пенсионных прав Шитиковой Л.И, которыми она наделена в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации.
В создавшихся условиях, где интересы России и ее граждан в должной мере не учитываются, Конституционный суд России признал приоритет Конституции над международными договорами и решениями ЕСПЧ.
Взаимодействие международной и национальных правовых систем на уровне идеологии и правосознания, деление государств на демократические и недемократические, ущемляют права граждан России ввиду не признания ее территориальной целостности. Исходя из этого, при отсутствии баланса сил ни о каком взаимодействии международного и национального права говорить не приходиться. Речь может идти лишь о применении права одного государства, которое действует в интересах своих граждан в экономике, политике, гуманитарной сфере.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами суда и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебного акта.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 31 марта 2022 г. с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 20 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 20 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Е.Г. Аверина
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.