Дело N 88-34235/2022
N дела суда 1-й инстанции 2-1-266/2022
г. Краснодар 11 ноября 2022 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Бетрозовой Н.В, рассмотрев гражданское дело по иску ГКУ Ростовской области "Центр занятости населения г. Ростов-на-Дону" к Донской О.Н. о взыскании пособия по безработице, по кассационной жалобе представителя ГКУ Ростовской области "Центр занятости населения г. Ростов-на-Дону" - Кожухарь Д.В. на решение мирового судьи судебного участка N 1 Мясниковского судебного района Ростовской области от 14 марта 2022 года и апелляционное определение Мясниковского районного суда Ростовской области от 15 июня 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ РО "Центр занятости населения г. Ростова-на-Дону" обратилось к мировому судье с исковым заявлением к Донской О.Н. о взыскании пособия по безработице, полученного обманным путем. В обоснование заявленных требований указано, что с 03 сентября 2020 года по 26 февраля 2021 года Донская О.Н, проживающая по адресу "адрес" состояла на учете в отделе центра занятости населения ГКУ РО "Центр занятости населения г. Ростова-на-Дону" по Первомайскому и Пролетарскому районам. 03 сентября 2020 года Донская О.Н. посредством ПАС Общероссийская база вакансий "Работа в России" подала заявление в адрес истца о постановки ее на учет в качестве безработной и с назначением пособия по безработице, при этом регистрации на территории Первомайского и Пролетарского района г. Ростова-на-Дону не имела. Полагает, что в связи с предоставлением ответчиком недостоверных сведений, начисленное и выплаченное пособие по безработице было получено обманным путем и подлежит возврату. На основании изложенного, ГКУ РО "Центр занятости населения г. Ростова-на-Дону" просило взыскать с Донской О.Н. необоснованно начисленное и выплаченное пособие по безработице в сумме 27 828, 29 рублей.
Решением мирового судьи Мясниковского судебного района Ростовской области на судебном участке N1 от 14 марта 2022 года, исковые требования ГКУ РО "Центр занятости населения г. Ростова-на-Дону" удовлетворены частично. С Донской О.Н. взыскано пособие по безработице за период с 03 сентября 2020 года по 26 февраля 2021 года в размере 10, 71 руб. Также, с Донской О.Н. в доход местного бюджета взыскана госпошлина в размере 400 рублей.
Апелляционным определением Мясниковского районного суда Ростовской области от 15 июня 2022 года решение мирового судьи оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ГКУ Ростовской области "Центр занятости населения г. Ростов-на-Дону" - Кожухарь Д.В, ссылаясь на существенные нарушения норм процессуального права, ставит вопрос отмене принятых по делу судебных постановлений. В обоснование доводов жалобы указано, что ответчик при обращении с заявлением о назначении пособия по безработице представил недостоверные сведения о месте жительства, что повлекло необоснованное назначение пособия, а также повлияло на его размер. Также обращает внимание на то, что истец не наделен полномочиями в каждом конкретном случае устанавливать место жительства граждан на основании свидетельских показаний, личных доводов граждан и т.д.
В соответствии с требованиями части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), данная кассационная жалоба рассмотрена в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, изучив законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений, судья кассационной инстанции приходит к выводу, что таких нарушений не было допущено при рассмотрении настоящего гражданского дела.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).
По смыслу положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
При этом закон устанавливает исключения из этого правила, согласно которому излишне выплаченные суммы должны быть возвращены получателем, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Поскольку добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм. Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации мер социальной поддержки, в том Числе в связи с потерей работы.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Законом о занятости населения.
В силу п. 1 ст. 5 указанного Закона государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона о занятости населения.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (п. 2 в редакции Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ).
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (п. 1 ст. 28 Закона о занятости населения).
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (п. 1 ст. 31 Закона о занятости населения).
В соответствии с абз. 6 п. 2 ст. 35 Закона о занятости населения выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее также - Временные правила), в соответствии с п. 1 которых в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Согласно п. 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (п. 3 Временных правил).
Пунктом 4(1) Временных правил предусмотрено, что центры занятости населения с 1 июня 2020 г. запрашивают в Министерстве внутренних дел Российской Федерации с использованием информационно-аналитической системы сведения о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, по месту жительства, а также сведения о действительности паспорта гражданина.
В случае выявления противоречия между сведениями, указанными гражданами в заявлении в электронной форме, и сведениями, полученными в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, центры занятости населения с 1 июня 2020 г. осуществляют перерасчет ранее назначенного пособия по безработице на основании данных Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала (п. 9 Временных правил).
Исходя из п. 19 Временных правил в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В силу подп. "д" п. 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 N 891, снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в случае попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, Донская О.Н. 03 сентября 2020 года обратилась к истцу через личный кабинет информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
В соответствии с Приказом N от 11 сентября 2020 года ответчик была признана безработной с 03 сентября 2020 года, установлено пособие.
26 февраля 2021 года выплата пособия по безработице прекращена в связи с попыткой получения пособия обманным путем и со снятием с учета, на основании приказа N.
Общая сумма выплаченного пособия за период с 03 сентября 2020 года по 26 февраля 2021 года составила 33 454, 33 рубля.
Мировым судьей в судебном заседании также установлено, что ответчик Донская О.Н. с 17 декабря 2020 года была трудоустроена в АЗС N3, в связи с чем установлены обстоятельства, влекущие прекращение выплаты пособия.
В добровольном порядке ответчиком Донской О.Н. выплачено излишне полученное пособие в размере 5 626, 04 рублей.
Согласно расчету выплаченного пособия за период с 03 сентября 2020 года по 16 декабря 2020 года, выполненного с учетом предоставленной трудовой книжки и квитанции об оплате, ответчик в указанный период получила пособие в сумме 27 817, 58 рублей.
Мировой судья, разрешая спор, руководствовался положениями Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения), оценив представленные в материалы гражданского дела доказательства, а также исходя из правовой позиции лиц, участвующих в деле, исходил из того, что фактически ответчик пребывает по адресу, указанному в заявлении о назначении пособия по безработице, в связи с чем не подлежит взысканию выплаченное пособие за период с 03 сентября 2020 года по 16 декабря 2020 года в сумме 27 817, 58 рублей. Учитывая размер денежных средств, уплаченных ответчиком добровольно, а также исключив из общего размера задолженности сумму за период с 03 сентября 2020 года по 16 декабря 2020 года, мировой судья пришел к выводу о взыскании с ответчика остатка задолженности в размере 10, 71 руб.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение мирового судьи, правовых оснований для его отмены не установил, доводы апелляционной жалобы мотивированно отклонил.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции не усматривает правовых оснований не согласиться с выводами, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях.
Отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации само по себе не может являться формально непреодолимым препятствием для получения мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации его права на защиту от безработицы, при том условии, что в действиях такого гражданина не содержится признаков злоупотребления правом. При этом место жительства гражданина может быть установлено на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами, а также видом такой регистрации.
Сведений о том, что наряду с обращением к истцу с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы ответчик также обращался, либо имел намерение обратиться за предоставлением указанных мер социальной поддержки в какое-либо иное государственное учреждение службы занятости населения, расположенное вне места своего фактического проживания, материалы дела не содержат. Доказательств наличия в действиях ответчика злоупотребления правом иного рода Учреждением также не представлено.
Таким образом, подлежат отклонению доводы кассационной жалобы о том, что ответчик при обращении с заявлением о назначении пособия по безработице представил недостоверные сведения о месте жительства, как не нашедшие своего подтверждения при рассмотрении настоящего гражданского дела.
С учетом изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 ГПК РФ, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 1 Мясниковского судебного района Ростовской области от 14 марта 2022 года и апелляционное определение Мясниковского районного суда Ростовской области от 15 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ГКУ Ростовской области "Центр занятости населения г. Ростов-на-Дону" - Кожухарь Д.В. - без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.