Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дурневой С.Н, судей Ивановой О.Н, Яковлева А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Кировского района г. Волгограда, администрации г. Волгограда о возложении обязанности принять меры по благоустройству и проведению мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок по кассационной жалобе представителя администрации г. Волгограда на решение Кировского районного суда г. Волгограда от 15 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 02 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Дурневой С.Н, выслушав старшего прокурора отдела управления Главного управления отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Кировского района г. Волгограда о возложении обязанности принять меры по благоустройству и проведению мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок.
Требования мотивированы тем, что Волгоградской природоохранной прокуратурой в связи с поступившими обращениями граждан проведены проверочные мероприятия на территории Кировского района г. Волгограда на предмет образования несанкционированных свалок отходов. 03 июня 2021 года в ходе проверки, проведенной совместно со специалистами комитета природных ресурсов, лестного хозяйства и экологии Волгоградской области установлено, что на территории парка "Дружба" в Кировском районе г. Волгограда имеются места несанкционированного размещения отходов. Выявленные нарушения являются недопустимыми и существенно нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду. 16 июня 2021 года Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес главы администрации Кировского района г. Волгограда внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием ликвидировать свалки отходов на территории парка "Дружба". Однако нарушения природоохранного законодательства до настоящего времени не устранены, свалки отходов не ликвидированы.
Определением Кировского районного суда г. Волгограда от 15 сентября 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Волгограда.
Решением Кировского районного суда г..Волгограда от 15 декабря 2021 года с учетом дополнительного решения Кировского районного суда г..Волгограда от 22 марта 2022 года исковые требования удовлетворены частично. На администрацию г..Волгограда возложена обязанность в течение шести месяцев принять меры по благоустройству и проведению мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок: на территории парка "Дружба" Кировского района г..Волгограда (GPS координаты "данные изъяты" Площадь захламления составляет 30 кв.м. и включает в себя следующие отходы: - мусор от сноса и разборки зданий несортированный, код по ФККО 8 12 901 72 4, в объеме 6 куб.м; на территории парка "Дружба" Кировского района г..Волгограда (GPS координаты "данные изъяты" Площадь захламления составляет 440 кв.м. и включает в себя следующие отходы: - лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме, код по ФККО 8 22 201 01 21 5, в объеме 45 куб.м.; на территории парка "Дружба" Кировского района г..Волгограда (GPS координаты "данные изъяты"). Площадь захламления составляет 8 кв.м. и включает в себя следующие отходы: - мусор от сноса и разборки зданий несортированный, код по ФККО 8 12 901 01 72 4, в объеме 1 куб.м.; на территории парка "Дружба" Кировского района г..Волгограда (GPS координаты "данные изъяты"). Площадь захламления составляет 8 кв.м. и включает в себя следующие отходы: - отходы разнородных пластмасс в смеси при механической обработке изделий из них, код по ФККО 3 35 792 13 20 4 в объеме 2 куб.м.; на территории парка "Дружба" Кировского района г..Волгограда (GPS координаты "данные изъяты"). Площадь захламления составляет 8 кв.м. и включает в себя следующие отходы: - шины пневматические автомобильные отработанные, код по ФККО 9 21 110 01 50 4; в объеме 4 куб.м.; на территории парка "Дружба" Кировского района г..Волгограда (GPS координаты "данные изъяты").
Площадь захламления составляет 34 кв.м и включает в себя следующие отходы: - мусор от сноса и разборки зданий несортированный, код по ФККО 8 12 901 01 72 4; в объеме 7 куб.м.; на территории парка "Дружба" Кировского района г..Волгограда (GPS координаты "данные изъяты"). Площадь захламления составляет 24 кв.м. и включает в себя следующие отходы: - бой силикатного кирпича, код по ФККО 3 46 231 11 21 5 в объеме 18 куб.м.; на территории парка "Дружба" Кировского района г..Волгограда (GPS координаты "данные изъяты"). Площадь захламления составляет 18 кв.м. и включает в себя следующие отходы: - отходы мебели из разнородных материалов, код по ФККО 4 92 111 81 52 4, в объеме 3 куб.м.; на территории парка "Дружба" Кировского района г..Волгограда (GPS координаты "данные изъяты"). Площадь захламления составляет 18 кв.м. и включает в себя следующие отходы: - мусор от сноса и разборки зданий несортированный, код по ФККО 4 92 111 81 52 4, в объеме 40 куб.м.; на территории парка "Дружба" Кировского района г..Волгограда (GPS координаты "данные изъяты"). Площадь захламления составляет 12 кв.м. и включает в себя следующие отходы: - отходы рубероида, код по ФККО N "данные изъяты", в объеме 3 куб.м.; на территории парка "Дружба" Кировского района г..Волгограда (GPS координаты "данные изъяты" Площадь захламления составляет 15 кв.м. и включает в себя следующие отходы: - отходы (остатки) фруктов, овощей и растительных остатков необработанных, код по ФККО "данные изъяты" в объеме 4 куб.м.; на территории парка "Дружба" Кировского района г..Волгограда (GPS координаты "данные изъяты" Площадь захламления составляет 12 кв.м. и включает в себя следующие отходы: - отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), код по ФККО "данные изъяты" в объеме 5 куб.м.; на территории парка "Дружба" Кировского района г..Волгограда (GPS координаты "данные изъяты").
Площадь захламления составляет 10 кв.м. и включает в себя следующие отходы: - отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), код по ФККО "данные изъяты"; мусор от сноса и разборки зданий несортированный, код по ФККО "данные изъяты", общим объемом 3 куб.м. В удовлетворении иска Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту управ, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Кировского района г..Волгограда о возложении обязанности принять меры по благоустройству и проведению мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок отказано.
Апелляционным определением судебной коллеги по гражданским делам Волгоградского областного суда от 02 июня 2022 года решение Кировского районного суда г. Волгограда от 15 декабря 2021 года с учетом дополнительного решения Кировского районного суда г. Волгограда от 22 марта 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации г. Волгограда просит отменить судебные постановления, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы указано, что в администрацию Волгограда каких-либо документов, уведомлений о наличии свалок на территории парка "Дружба" от регионального оператора ООО "Ситиматик - Волгоград" не поступало. В рамках организации работ, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок, выявляемых в границах территории городского округа город-герой Волгоград, администрацией осуществлены необходимые мероприятия. Факт бездействия администрации не подтвержден. Заявленные прокурором требования не соответствуют принципу сбалансированности бюджета, предусмотренному статьей 33 Бюджетного кодекса РФ.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Судебная коллегия полагает, что лицо, подавшее жалобу, обязано отслеживать информацию о ее движении на сайте суда, что согласуется с положениями пункта 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 03 июня 2021 года в ходе проверки, проведенной Волгоградской природоохранной прокуратурой совместно со специалистами комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области установлено, что на территории парка "Дружба" в Кировском районе г. Волгограда имеются места несанкционированного размещения отходов, о чем составлена справка государственным инспектором в области окружающей среды Волгоградской области от 07 июня 2021 года, где зафиксированы координаты несанкционированного размещения отходов и характер данных отходов, также приложены фотоматериалы.
Земельные участки, на которых образованы несанкционированные свалки, являются территорией общего пользования, находятся в государственной и муниципальной собственности на территории Кировского района г. Волгограда. При проведении проверки, собственник отходов не установлен.
07 июля 2021 года администрацией Кировского района г. Волгограда в адрес руководителя департамента финансов администрации Волгограда направлено письмо о необходимости выделения денежные средств для ликвидации несанкционированного размещения свалок на территории парка "Дружба" в размере 168 495 рублей, коммерческое предложение и расчет стоимости.
11 августа 2021 года администрацией Кировского района г. Волгограда в адрес департамента городского хозяйства направлен акт обследования по выявлению мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории парка "Дружба" Кировского района г. Волгограда.
13 августа 2021 года администрацией Кировского района г. Волгограда было направлено письмо об увеличении бюджетных ассигнований.
10 декабря 2021 года администрацией Кировского района г. Волгограда руководителю департамента финансов администрации Волгограда направлено письмо о необходимости выделения денежные средств для ликвидации несанкционированного размещения свалок на территории парка "Дружба".
Разрешая заявленные требования по существу и приходя к выводу об удовлетворении иска прокурора к администрации Волгограда о возложении обязанности принять меры по благоустройству и проведению мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь положениями статей 13, 42 Земельного кодекса РФ, нормами Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24 июля 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, обоснованно исходил из того, что собственник отходов, размещенных на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, не установлен, соответственно, ответственным лицом по ликвидации несанкционированных свалок является администрация Волгограда, которая должна принимать меры по установлению несанкционированных свалок в рамках доведенных лимитов бюджетных ассигнований.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, признала выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального права, нарушения норм процессуального права не установлены.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для признания выводов судов нижестоящих инстанций незаконными, поскольку они отвечают требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, имеющие значение для дела обстоятельства определены судом верно.
Довод кассационной жалобы о том, что обязанность по ликвидации свалок лежит на иных лицах, а именно на комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, региональном операторе ООО "Ситиматик-Волгоград", является несостоятельным и опровергается материалами дела, а также не основан на нормах права.
В статье 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Отклоняя доводы ответчика, суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что собственник отходов, размещенных на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, не установлен, за третьими лицами земельные участки не закреплялись, земельные участки находятся в ведении администрации Волгограда, в связи с чем, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок должна быть возложена именно на нее. При этом на администрацию Волгограда возложена обязанность на плановой основе предпринимать меры по устранению несанкционированных свалок в рамках доведенных лимитов бюджетных ассигнований, что подтверждается письмами администрации Кировского района Волгограда в департамент городского хозяйства.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции признает законным и обоснованным вывод судов нижестоящих инстанций о том, что несанкционированные свалки отходов образовались на земельном участке из неразграниченной государственной собственности в границах городского округа город герой Волгоград, а значит, обязанность по предотвращению свалки лежит на органе местного самоуправления в силу положений законодательства, то есть на администрацию г. Волгограда.
Перераспределение полномочий не освобождает администрацию г. Волгограда от обязанности по решению вопросов ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территориях общего пользования в границах муниципального района.
Ссылка кассатора на положения статьи 33 Бюджетного кодекса РФ является несостоятельной, поскольку, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения и не должно нарушать права и законные интересы граждан на благоприятную окружающую среду.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Суды нижестоящих инстанций верно определили предмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Волгограда от 15 декабря 2021 года с учетом дополнительного решения Кировского районного суда г. Волгограда от 22 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 02 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Дурнева С.Н.
Судьи Иванова О.Н.
Яковлев А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.