дело N 2-627/2022
8г-30646/2022
г. Краснодар 15 декабря 2022 года
Резолютивная часть определения объявлена 15 декабря 2022 года.
Определение в полном объеме изготовлено 22 декабря 2022 года.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Харитонова А.С, судей Комбаровой И.В, Песоцкого В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Майкопский район" на решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 16 мая 2022 года (судья Дворников Н.Л.) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 29 июля 2022 года (судьи Тачахова Р.З, Козырь Е.Н, Аутлев Ш.В.) по иску прокурора Майкопского района Республики Адыгея в интересах Сукова Даниилы Анатольевича к Администрации муниципального образования "Майкопский район" и Министерству строительства, транспорта, жилищно-
коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея о предоставлении
жилого помещения, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С,
УСТАНОВИЛ:
прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском и просил возложить на Администрацию муниципального образования "Майкопский район", в рамках осуществляемых государственных полномочий Республики Адыгея, обязанность обеспечить Сукова Даниила Анатольевича, 13 июля 2002 года рождения благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных и санитарно-технических норм; возложить на Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея обязанность обеспечить орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования "Майкопский район" финансовыми средствами на осуществление государственных полномочий в рамках Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года N 163 по обеспечению Сукова Д.А. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Майкопского района Республики Адыгея по обращению Сукова Д.А. проведена проверка исполнения законодательства, направленного на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам которой установлено, что Суков Д.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании приказа Министерства образования и науки от 9 августа 2016 года N 1068 Суков Д.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда МО "Майкопский район", на 25 апреля 2022 года в списке числится N 17. Суков Д.А. до настоящего времени не обеспечен жилым помещением из специализированного жилищного фонда, в связи с чем она обратилась с заявлением к прокурору с целью защиты ее прав на жилище. Не обеспечение Сукова Д.А. жилым помещением из специализированного жилищного фонда противоречит основным задачам и ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", грубо нарушает ее право на жилище.
Решением Майкопского районного суда Республики Адыгея от 16 мая 2022 года исковые требования прокурора удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 29 июля 2022 года решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 16 мая 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации муниципального образования "Майкопский район" - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Администрация муниципального образования "Майкопский район" обратилась в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в Майкопский районный суд в ином составе.
В кассационной жалобе Администрация муниципального образования "Майкопский район" указывает, что суды обоих инстанций оставили без внимания и не учли тот факт, что в настоящее время в собственности МО "Майкопский район" отсутствуют благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда, свободные от прав третьих лиц, для предоставления этих жилых помещений указанным 11-ти сиротам либо сироте Сукову Д.А. по договорам найма. Не учтен судами и тот факт, что местный бюджет МО "Майкопский район" на 2022 год принят Советом народных депутатов МО "Майкопский район" с дефицитом в размере 28, 5 млн. рублей, что объективно свидетельствует об отсутствии финансовых возможностей для поступления в 2022 году дополнительных доходов (средств) сверх утвержденных решением о бюджете муниципального образования "Майкопский район". В результате суды первой и апелляционной инстанций оставили без внимания, что правовые основания для дополнительного финансирования из местного бюджета МО "Майкопский район" государственных полномочий Республики Адыгея, предусмотренных Законом Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года N 163, в части обеспечения жилым помещением сироты Сукова Д.А, у Администрации района отсутствуют. Так суды обоих инстанций не учли и не дали оценку исследованным в судебном заседании доказательствам о том, что в настоящее время, согласно списку лиц, поставленных на учет приказом Министерства образования и науки Республики Адыгея, значатся необеспеченными жилыми помещениями 126 детей-сирот на территории Майкопского района.
Почему прокуратура Майкопского района, вопреки положениям статьи 6 ГПК РФ, проявила избирательный подход защищая права и интересы именно Сукова Д.А. и как это отразится на правах и законных интересах других сирот, суд первой инстанции не выяснял, хотя это обстоятельство имеет ключевое значение для правильного разрешения дела. В результате суд не правильно определилобстоятельства дела и сделал заведомо невозможным решение задач гражданского судопроизводства, предусмотренных статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а именно: правильное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, являющихся субъектами гражданских правоотношений. Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении решения не обращено внимание на то, что в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея N 217 средняя расчетная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в МО "Майкопский район", применяемая в 2022 году для расчета размера указанной субвенции, установлена в размере 40 тыс. 175 рублей, что не соответствует утвержденному Приказом Минстроя России N 955/пр от 17 декабря 2021 года показателю средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья общей площади жилого помещения на I квартал 2022 года для Республики Адыгея, которая составляет 73 тыс. 594 рублей. Также суд не учел, что в соответствии с Приказом Минстроя России N 215/пр от 29 марта 2022 года этот показатель имеет тенденцию к росту и во втором квартале 2022 года составляет уже 82 тыс. 889 рублей, на что обращалось внимание представителем Администрации Майкопского района.
Суды не приняли во внимание, что указанное несоответствие реальной среднерыночной стоимости 1 квадратного метра жилья в Майкопском районе и расчетной стоимости 1 квадратного метра жилья, установленной Кабинетом Министров Республики Адыгея на 2022 год, объективно не позволяет администрации муниципального образования "Майкопский район" приобрести посредством конкурсных процедур (аукционов) жилые помещения для 11-ти детей-сирот, являющихся первыми в списке, утвержденном Министерством образования и науки Республики Адыгея, а также для сироты Сукова Д.А. Указанное несоответствие среднерыночной стоимости 1 квадратного метра жилья в Майкопском районе и расчетной стоимости 1 квадратного метра, установленной Кабинетом Министров Республики Адыгея, наглядно подтверждается результатами проведенных в 2022 году электронных аукционов (44 аукциона) на приобретение благоустроенных жилых помещений для предоставления жилья указанным выше 11-ти сиротам - все 44 аукциона признаны несостоявшимися в виду отсутствия поданных заявок, что также осталось без внимания суда. Таким образом, в судебном заседании установлено, что выделенная Министерством строительства Республики Адыгея в 2022 году субвенция в размере 14 млн. 778 тыс. 700 рублей, даже без учета дополнительных расходов на приобретение жилья для сироты Сухова Д.А. (17-й по списку) заведомо не позволяет Администрации района обеспечить в 2022 году права 11-ти сирот, указанных в списке Министерства образования и науки Республики Адыгея, без увеличения расчетной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в МО "Майкопский район". В связи с этим суд первой инстанции должен был применить Приказы Минстроя РФ N 955/пр и N 215/пр для вынесения реально исполнимого решения, однако не сделал это без указания мотивов неприменения законодательства, подлежащего применению. Таким образом, суд первой инстанции вынес противоречащее закону, принципам гражданского судопроизводства и заведомо не выполнимое решение.
Кроме того, при принятии решения суды нарушили права и законные интересы не привлеченных к участию в деле третьих лиц, а именно первых в списке 11-ти детей-сирот, для обеспечения жильем которых выделена субвенция, так как иных бюджетных средств, кроме уже выделенных Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея для приобретения жилья сиротам на 2022 год не предусмотрено. А исполнение обжалуемого решения суда неизбежно нарушит право одного из указанных 11-ти сирот на получение жилья в 2022 году.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой города по обращению Сукова Д.А. проведена проверка исполнения законодательства, направленного на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам которой установлено, что Суков Д.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда МО "Майкопский район".
До настоящего времени Суков Д.А. не обеспечен жилым помещением из специализированного жилищного фонда, в связи с чем он обратился с заявлением к прокурору с целью защиты его прав на жилище.
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании положений пункта 1 статьи 8 названного выше федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом этого пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Республики Адыгея от 28 декабря 2012 года N 159 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
Законом Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года N 163 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению единовременной выплаты на ремонт жилого помещения" государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления, в том числе, муниципальное образование Майкопский район".
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 17 июня 2013 года N 137 утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Адыгея детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок).
Согласно пунктам 2, 5 Порядка жилые помещения специализированного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются на основании решения Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея по договорам найма в соответствии со списком подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сформированным Министерством образования и науки Республики Адыгея.
Решение о предоставлении жилого помещения принимается уполномоченным органом в течение 30 календарных дней с момента предоставления Министерством образования и науки Республики Адыгея списка и является основанием для заключения договора найма специализированного жилого помещения.
Федеральное законодательство, а также нормативно-правовые акты Республики Адыгея не устанавливают очередность для реализации данной категорией граждан права на представление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе очередность внутри списка таких граждан.
Разрешая спор, руководствуясь статьями 92, 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд первой инстанции исходил из того, Суков Д.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет. Таким образом, он имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, вследствие чего посчитал требования прокурора законными и удовлетворил их.
Отсутствие в настоящее время финансирования Администрации муниципального образования "Майкопский район" со стороны органа исполнительной власти Республики Адыгея не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем.
Кассационный суд не усматривает оснований не согласиться с выводами нижестоящих судов.
Выводы судов по существу спора соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и применимым нормам материального права.
Несогласие заявителя с выводами судов, основанными на оценке доказательств и нормах законодательства, не свидетельствует о неправильном применении и (или) нарушении ими норм материального и (или) процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Доводы кассационной жалобы также не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права.
С учетом вышеизложенного, доводы кассационной жалобы о том, что судами нарушены нормы материального и процессуального права, подлежат отклонению как не соответствующие материалам дела и основанные на ошибочном понимании норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с указанными нормами процессуального права судом установлен перечень указанных выше имеющих значение для дела обстоятельств, должным образом распределено бремя доказывания между сторонами.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 379.6 ГПК РФ).
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ не имеется.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 16 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 29 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Харитонов
Судьи И.В. Комбарова
В.В. Песоцкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.