Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дурневой С.Н, судей Макаровой Е.В, Ивановой О.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту здравоохранения города Севастополя, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Севастополя "Городская больница N 5 - "Центр охраны здоровья матери и ребенка", Департаменту капитального строительства города Севастополя, Государственному казенному учреждению города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства", Государственному казенному учреждению города Севастополя "Медицинский склад N 1043" о возложении обязанности, по кассационной жалобе представителя Департамента капитального строительства города Севастополя на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 17 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 25 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Дурневой С.Н, выслушав прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского районного суда г..Севастополя обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчикам Департаменту здравоохранения г..Севастополя, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Севастополя "Городская больница N 5 - "Центр охраны здоровья матери и ребенка", Департаменту капитального строительства г..Севастополя, ГКУ г..Севастополя "Единая дирекция капитального строительства", ГКУ г..Севастополя "Медицинский склад N 1043", в котором, изменив исковые требования, просил обязать Департамент здравоохранения г..Севастополя выделить необходимые денежные средства ГКУ г..Севастополя "Медицинский склад N 1043" для приобретения оборудования и материалов для оснащения детского центра медицинской реабилитации ГБУЗ г..Севастополя "Городская больница N 5 - "Центр охраны здоровья матери и ребенка" по адресу: г..Севастополь, пр. Октябрьской Революции, 45: по стандарту оснащения детского нейрореабилитационного отделения для проведения занятий лечебной физкультуры (кинезиотерапии), для проведения физиотерапии, для проведения массажа, для проведения рефлексотерапии, для оснащения вспомогательными и общебольничными изделиями, обязать ГКУ г..Севастополя "Медицинский склад N 1043" и ГБУЗ г..Севастополя "Городская больница N 5 - "Центр охраны здоровья матери и ребенка" в течение 3-х месяцев со дня выделения денежных средств Департаментом здравоохранения г..Севастополя на вышеуказанные цели, приобрести оборудование и оснастить им детский центр медицинской реабилитации ГБУЗ г..Севастополя "Городская больница N 5 - "Центр охраны здоровья матери и ребенка" в здании по адресу: г..Севастополь, пр.
Октябрьской Революции, 45, разместить оборудование и мебель способом, обеспечивающим свободный доступ к пациенту, доступность для уборки, эксплуатации и обслуживания, обязать Департамент капитального строительства города Севастополя в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить необходимые денежные средства ГКУ г..Севастополя "Единая дирекция капитального строительства" для проведения капитального ремонта здания детского центра медицинской реабилитации ГБУЗ г..Севастополя "Городская больница N 5 - "Центр охраны здоровья матери и ребенка" по адресу: "адрес", в том числе, оборудование объекта необходимыми техническими средствами для обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с паспортом доступности; на выполнение санитарно-эпидемиологических мероприятий: на проведение необходимых ремонтных работ по обеспечению соответствия архитектурно-планировочных и конструктивных решений помещений Центра оптимальным условиям для осуществления лечебно-диагностического процесса, соблюдения санитарно-противоэпидемического режима и труда медицинского персонала; на проведение необходимых работ по организации планировки и оборудования помещений, которая обеспечит поточность технологических процессов и исключение возможности перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности; на проведение необходимых работ по устранению на потолках, стенах, полах здания дефектов, следов протечки, обеспечению их устойчивости к обработке моющими и дезинфицирующими средствами; на обеспечение подвода горячей воды к раковинам для мытья рук во всех помещениях (кабинетах, санузлах); на проведение работ по облицовке кафельной плиткой мест установки раковин и других санитарных приборов на высоту 1 м от пола и ширину не менее 20 см от оборудования и приборов с каждой стороны; на установку в процедурном кабинете дополнительной раковины для мытья рук или двугнездной раковины с подводом холодной и горячей воды,
с локтевыми сместителями; на оборудование здания системой приточно-вытяжной вентиляции с механическим и/или естественным побуждением; на оборудование здания светильниками со сплошными (закрытыми) рассеивателями; на обеспечение пожарной безопасности: на выполнение работ по обеспечению эксплуатации здания в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности: на оборудование здания системой автоматической пожарной сигнализации; на оборудование здания системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; на оборудование здания аварийным освещением с автономными источниками питания и устройствами для проверки их работоспособности при имитации отключения основного источника питания, а также расчет ресурса работы автономного источника питания, обеспечивающего аварийное освещение на путях эвакуации в течение расчетного времени эвакуации людей в безопасную зону; на оборудование объекта системой удаления продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции в коридоре цокольного этажа; на оборудование объекта знаками пожарной безопасности на путях эвакуации; проведению работ по обеспечению соответствия ширины лестничных маршей в лестничных клетках административного крыла. 1-го, 2го и 3-го подъездов (не менее 1, 35 м); на замену материалов, используемых для покрытия пола на путях эвакуации (коридоры), в целях обеспечения их соответствия классу пожарной опасности не более чем КМ2 или подтверждение соответствия класса пожарной опасности указанных материалов; на проведение работ по исключению расположения на путях эвакуации из коридора цокольного этажа на лестничную клетку подъездов N 1, 2, 3 порогов (вдоль стены установлены трубы, зашитые деревянным коробом (порогом) перед входом); на оборудование выходов из цокольного этажа на лестничную клетку административного крыла и подъезда N 3 дверьми с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнениями в притворах; на оборудование
второго этажа здания между 1-м и 2-м, 2-м и 3-м подъездами двумя эвакуационными выходами; на оборудование здания эвакуационными выходами из цокольного этажа непосредственно наружу, обособленными от общих лестничных клеток; на замену светильников, эксплуатируемых без колпаков (рассеивателей); на оборудование объекта системой оповещения и управления эвакуацией людей из здания; на оборудование объекта системой видеонаблюдения; на оборудование освещением территории объекта по периметру. Обязать ГКУ г..Севастополя "Единая дирекция капитального строительства" в течение 6 месяцев со дня выделения денежных средств Департаментом капитального строительства г..Севастополя на указанные выше цели, провести капитальный ремонт здания детского центра медицинской реабилитации ГБУЗ г..Севастополя "Городская больница N 5 - "Центр охраны здоровья матери и ребенка" по адресу: "адрес".
Обязать ГБУЗ г..Севастополя "Городская больница N 5 - "Центр охраны здоровья матери и ребенка" в здании по адресу: "адрес", разработать паспорт доступности в соответствии с п. 8, п. 9 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также, оказания им необходимой помощи, утвержденного приказом Минздрава России от 12 ноября 2015 года N 802н; исключить размещение в помещениях цокольного этажа производственных участков, мастерских, хранение продукции, оборудования, мебели и других предметов; провести процедуру актуализации паспорта безопасности, мотивируя исковые требования тем, что прокуратурой Ленинского района г..Севастополя проведена проверка деятельности ГБУЗ города Севастополя "Городская больница N 5 - "Центр охраны здоровья матери и ребенка", по результатам которой выявлены нарушения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 17 января 2022 года исковые требования удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 25 июля 2022 года решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 17 января 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Департамента капитального строительства г. Севастополя просит отменить судебные постановления, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая на неисполнимость судебных актов в установленные судом сроки, поскольку сроки по ремонту и оснащению Детского центра медицинской реабилитации определены государственной программой города Севастополя "Развитие здравоохранения в городе Севастополе", утвержденной постановление Правительства Севастополя 23 декабря 2021 года N 697-ПП. Финансирование по ремонту и оснащению объектов так же определено указанной программой. Все требования прокуратуры уже учтены государственным контрактом, а повторное выделение денежных средств в рамках исполнения обжалуемого решения не является законным.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Судебная коллегия полагает, что лицо, подавшее жалобу, обязано отслеживать информацию о ее движении на сайте суда, что согласуется с положениями пункта 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, прокуратурой Ленинского района г. Севастополя по поручению прокуратуры города Севастополя проведена проверка по вопросу исполнения ГБУЗС "Городская больница N 5 - "Центр охраны здоровья матери и ребенка" законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности.
В структуру учреждения входит детский центр медицинской реабилитации по адресу: "адрес", в организации работы которого по результатам прокурорской проверки выявлены следующие нарушения.
Паспорт доступности в соответствии с пунктами 8, 9 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минздрава России от 12 ноября 2015 года N 802н, не разработан.
В нарушение пункта 4 Порядка обеспечения доступности, не обеспечены условия для беспрепятственного доступа к Центру и предоставляемым в нем услугам.
Согласно Положению о детском центре медицинской реабилитации, утвержденному главным врачом учреждения 11 января 2021 года, Центр оказывает медицинскую помощь по медицинской реабилитации пациентам с нарушением функции центральной и периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, с соматическими заболеваниями, с нарушением слуха без замены речевого процесса системы кохлеарной имплантации, после хирургической коррекции врожденных пороков развития органов и систем, с психическими нарушениями на втором и третьем этапах медицинской реабилитации в условиях дневного стационара и амбулаторных условиях.
В ходе проведения прокурорской проверки установлено, что в нарушение Порядка организации медицинской реабилитации детей, утвержденного приказом Минздрава России от 23 октября 2019 года N 878н Центр не оснащен оборудованием, поименованным в иске.
В результате обследования Центра выявлены нарушения СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 года N 58 (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10): архитектурно-планировочные и конструктивные решения помещений учреждения для медицинской деятельности не обеспечивают оптимальные условия для осуществления лечебно-диагностического процесса, соблюдения санитарно-противоэпидемического режима и труда медицинского персонала (п. 3.1 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10); структура, планировка и оборудование помещений не обеспечивают поточность технологических процессов и не исключают возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности (п. 3.3 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10); поверхности стен, полов и потолков в помещениях и на лестничных маршах с нарушенной целостностью покрытия поверхностей, с дефектами, следами протечек на потолке (отслоение штукатурки, краски, нарушена целостность перекрытия крыши, на момент проверки на потолке лестничного марша на втором этаже и в отделении медицинской реабилитации зафиксировано протекание крыши), внутренняя отделка всех помещений не имеет гладкой влагоустойчивой поверхности к обработке моющими и дезинфицирующими средствами (стены в кабинетах врачей, технических и -подсобных помещениях, холле и коридорах) (п. 3.6, 4.1 - 4.3, 4.5, 11.1, 11.7 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10); раковины для мытья рук во всех помещениях (кабинетах, санузлах) без подвода горячей воды (п. 5.5 СанПиН 2.1.3.2630-10); места установки раковин и других санитарных приборов не облицованы кафельной плиткой на высоту 1 м от пола и ширину не менее 20 см от оборудования и приборов с каждой стороны (п. 4.6 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10); в процедурном кабинете отсутствует дополнительная раковина для мытья рук или двугнездная раковина с подводом холодной и горячей воды, смесители не локтевые
(п. 5.6, 5.8 раздела СанПиН 2.1.3.2630-10); здание не оборудовано системой приточно-вытяжной вентиляции с механическим и/или естественным побуждением (п. 6.4 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10); помещения не оборудованы светильниками со сплошными (закрытыми) рассеивателями (п. 7.8 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10); поверхность мебели и оборудования не соответствует предъявляемым требованиям (поверхность мебели и оборудования не допускает ее надлежащей обработки моющими и дезинфицирующими средствами) (п. 8.8, 11.9 раздела I СанПиН2.1.3 2630-10); размещение оборудования и мебели не обеспечивает свободный доступ к пациенту, доступность для уборки, эксплуатации и обслуживания (п. 8.1, 8.2 СанПиН 2.1.3.2630-10).
В нарушение Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, Свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 19 марта 2020 года N 194*, Свода правил СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция, кондиционирование. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 21 февраля 2013 года N 116, Свода правил СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации.
Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 20 июля 2020 года N 539, норм пожарной безопасности НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной, сигнализацией", утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года N 315, норм пожарной безопасности НПБ 104-03 "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях", утвержденных приказом МЧС России от 20 июня 2003 года N 323; объект защиты не оборудован системой автоматической пожарной сигнализации (ч. 4 ст. 4, ч. 1, 5 ст. 6, ч. 2 ст. 54, 64 Федерального закона N 123-ФЗ, п. 4.8, п. 11 таблицы 1 СП 486.1311500.2020, п. 7, 19, п. 9 таблицы 1 НПБ 110-03; объект защиты не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (ч. 4 ст. 4; ч.ч. 1. 5 ст. 6, ч. 2 ст. 54, ст. 64 Федерального закона N 123-ФЗ, п. 1.2, таблиц 1 и 2 п. 11 НПБ 104-03); здание не оборудовано аварийным освещением с автономными источниками питания и устройствами для проверки их работоспособности при имитации отключения основного источника питания, а также расчет ресурса работы автономного источника питания, обеспечивающего аварийное освещение на путях эвакуации в течении расчетного времени эвакуации людей в безопасную зону (ч. 4 ст. 4, ч. 1, 5 ст. 6, ст. 64, ч. 9 ст. 82 Федерального закона N 123-ФЗ. п. 43.12 СП 1.13130.2020); на объекте защиты не предусмотрено удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции в коридоре цокольного этажа (ст. 56, ст. 85, ст. 138 Федерального законаN 123-ФЗ, п. 7.2 СП7.13130.2013); на объекте защиты не обеспечено наличие знаков пожарной безопасности на путях эвакуации (п. 23 ППР); ширина лестничных маршей в лестничных клетках административного крыла, 1-го, 2го и 3-го подъездов менее 1, 35 м (1, 2 м) (ч. 4 ет. 4, ч.ч. 1, 5 ст, 6 ст. 53, ст. 64 Федерального закона N 123-ФЗ, пп. "а" п. 4.4.1 СП 1.13130.2020); не подтверждено
соответствие класса пожарной опасности материалов, используемых для покрытия пола на путях эвакуации (коридоры), классу пожарной опасности не более чем КМ2 (п. 25 ППР, ст. 134, 145, таблица 3, таблица 27, таблица 28 Федерального закона N 123-ФЗ); помещения цокольного этажа используются для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов (пп. "б" п. 16 ППР); на путях эвакуации из коридора цокольного этажа на лестничную клетку подъезда N 3, N 2 и N 1 допущено устройство порогов (вдоль стены установлены трубы, зашитые деревянным коробом (порогом) перед входом (пп. "а" п. 27 ППР); выходы из цокольного этажа на лестничную клетку административного крыла и подъезда N 3 не обеспечены дверьми с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнениями в притворах (п. 24 ППР, ч. 4 ст. 4, ч. 1, 5 ст. 6, ст. 53, ст. 64 Федерального закона N 123-ФЗ, п. 4.4.6 СП 1.13130.2020); второй этаж объекта защиты между 1-м и 2-м, 2-м и 3-м подъездами не обеспечен двумя эвакуационными выходами (ст. 89 Федерального закона N 123-ФЗ, п. 4.2.9 СП 1.13130.2020); на объекте защиты допускается эксплуатация светильники со снятыми колпаками (рассеивателямя) (пп. "в" п. 35 ППР); эвакуационные выходы из цокольного этажа не предусмотрены непосредственно наружу обособленными от общих лестничных клеток (ч. 4 ст. 4, ч. 1, 5 ст. 6, ст. 53, ст. 64 Федерального закона N 123 ФЗ; п. 4.2.2, 4.4.22 СП 1.13130.2020).
В нарушение ст. 2, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", а также требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 января 2017 года N 8, в отношении объекта, которому присвоена 3 категория опасности: не проведена процедура актуализации паспорта безопасности (п. 36 раздела VI Требований); объект не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией людей из здания (пп. "н" п. 16 раздела III Требований); объект не оборудован системой видеонаблюдения (пп. "б" п. 16 раздела П1 Требований); отсутствует надлежащее освещение территории по периметру (п. 16, пп. "ж" п. 16(1) Требований).
Согласно п.п. 3.3, 3.4 Положения о Департаменте здравоохранения города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 17 марта 2015 года N 182-ПП, Департамент здравоохранения города Севастополя выступает главным распорядителем и получателем бюджетных средств города Севастополя и субвенций из федерального бюджета, главным администратором доходов бюджета города Севастополя и федерального бюджета по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями и в установленном законодательством порядке, реализует отдельные полномочия по осуществлению прав собственника имущества, находящегося в государственной собственности города Севастополя и переданного в оперативное управление или хозяйственное ведение подведомственным организациям, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством города Севастополя.
Постановлением Правительства Севастополя от 23 ноября 2016 года N 1115-ПП утверждена государственная программа города Севастополя "Развитие здравоохранения в городе Севастополе", в рамках реализации которой, запланирован, в том числе, капитальный ремонт зданий и помещений ГБУЗС "Городская больница N 5 - "Центр охраны здоровья матери и ребенка", срок реализации мероприятий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов здравоохранения, в состав которых входит капитальный ремонт зданий и помещений ГБУЗС "Городская больница N 5 - "Центр охраны здоровья матери и ребенка", определен на 2021-2025 года.
Данная программа содержит подпрограмму N 9, целью которой является приведение учреждений в соответствие стандартам оснащения, обязательным на всей территории Российской Федерации. Постановление предусматривает осуществление мероприятий по дооснащению медицинским и специализированным оборудованием учреждений путем закупки отсутствующего оборудования, в том числе медицинских изделий, необходимых в соответствии с утвержденными порядками, положениями и правилами в медицинских организациях города Севастополя, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослым и детям.
В соответствии с подпрограммой 9 "Приведение учреждений подведомственных Департаменту здравоохранения города Севастополя к стандартам оснащения" государственной программы города Севастополя "Развитие здравоохранения в городе Севастополе", денежные средства на период 2021-2025 года в целях приведения учреждений в соответствие стандартам оснащения, предусмотренным порядками и обязательным на всей территории Российской Федерации, Департаментом выделены денежные средства всем учреждениям, подведомственным Департаменту, в том числе ГБУЗС "Городская больница N 5 - "ЦОЗМиР" и ее структурным подразделениям.
Распоряжением Правительства Севастополя от 18 февраля 2021 года N 21-РП ГКУ г. Севастополя "Медицинский склад N 1043" наделено функциями государственного заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в рамках реализации мероприятий государственной программы города Севастополя "Развитие здравоохранения в городе Севастополе", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 23 ноября 2016 года N1115-ПП.
Приказом Департамента здравоохранения города Севастополя от 13 мая 2021 года N 407 утвержден Порядок взаимодействия Департамента здравоохранения города Севастополя, государственного казенного учреждения Севастополя "Медицинский склад N1043" и подведомственных Департаменту здравоохранения города Севастополя.
Согласно пункту 4.1 Порядка, при осуществлении взаимодействия инициатор закупки осуществляет следующие функции: планирование закупок товаров, работ, услуг в соответствии с государственной программой; взаимодействие с комиссией и уполномоченным учреждением в установленном порядке.
В пункте 4.2 Порядка указано, что инициатор закупки обеспечивает: подготовку заявки на закупку и связанную с ней необходимую документацию для рассмотрении на комиссии; участие при необходимости в подготовке проектов заявок на закупку заказчика; формирование приемочной комиссии для приемки оборудования, товаров, работ, услуг, указанных в согласованных заявках на закупку; приемку товаров, работ, услуг, указанных в согласованных заявках на закупку; подписание акта приема оборудования товаров, работ, услуг, указанных в согласованных заявках на закупку.
Для обеспечения эффективного взаимодействия между его участниками Департаментом создается комиссия по рассмотрению и согласованию заявок инициаторов закупки (пункт 2.1.1 Порядка).
Согласно п. 3.3.1 Порядка, уполномоченное учреждение совместно с инициатором закупки формирует, на основании согласованных комиссией заявки и задания на проведение закупочной процедуры техническое задание, содержащие описание объекта закупки, с указанием функциональных, технических и качественных характеристик объекта закупки, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
В соответствии с разделом 2 Подпрограммы 9 в 2021 году объем ее финансового обеспечения составляет: из средств бюджетов других субъектов Российской Федерации (предоставлены Правительством Москвы) - 7 201 976, 90 руб.
Во исполнение указанной Программы Департаментом издан приказ от 3 сентября 2021 года N 846 "О распределении средств межбюджетного трансферта города Москвы бюджету города Севастополя, предоставляемого Правительством Москвы в 2021 году в целях развития города Севастополя, между организациями, подведомственными Департаменту здравоохранения города Севастополя".
В соответствии с пунктом 2 раздела 3 Приложения к данному приказу, на оснащение ГБУЗС "Городская больница N 5 - "ЦОЗМиР" и ее структурных подразделений предусмотрено выделение 614 279 800 руб.
Бюджетные ассигнования на вышеуказанные цели доведены для использования по целевому назначению в ГКУС "Медицинский склад N 1043".
29 июня 2020 года ГБУЗ Севастополя "Медицинский информационно-аналитический центр" был заключен договор N на оказание услуг по разработке проектной и сметной документации по объекту: "капитальный ремонт здания и территории "Детский центр медицинской реабилитации" структурного подразделения ГБУЗС "Городская больница N 5 - "Центр - охраны здоровья матери и ребенка" по адресу: "адрес".
17 июля 2020 года принято распоряжение Губернатора города Севастополя N 71-РП "О передаче функций и полномочий по реализации мероприятий (объектов), выполняемых в 2020 году и запланированных на период 2021-2022 годов, предусмотренных государственной программой города Севастополя", в соответствии с пунктом 1 которого распоряжения, функции и полномочия по реализации мероприятий (объектов), выполняемых в 2020 году и запланированных на период 2021-2022 годов, предусмотренных государственной программой города Севастополя, в части строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта от Департамента здравоохранение города Севастополя переданы Департаменту капитального строительства города Севастополя.
В соответствии с совместным приказом Департамента капитального строительства города Севастополя и Департамента здравоохранения города Севастополя от 9 ноября 2020 года N 1191/249/а/2020 "О передаче заключенных контрактов и обязательств по ним из ГБУЗ Севастополя "Медицинский информационно-аналитический центр" в Государственное казённое учреждение города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства" ГБУЗС "МИАЦ" контракты, касающиеся строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, а также разработки проектно-сметной документации на проведение ремонтов, капитальных ремонтов медицинских учреждений, подведомственных Департаменту, а также ГБУЗС "Городская больница N 5 - "Центр - охраны здоровья матери и ребенка" (Детский центр медицинской реабилитации) по адресу: "адрес", переданы в ГКУ ГС "ЕДКС".
Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ N на оказание услуг по разработке проектной и сметной документации по объекту: "капитальный ремонт здания и территории "Детский центр медицинской реабилитации" структурного подразделения ГБУЗС "Городская больница N 5 - "Центр - охраны здоровья матери и ребенка" по адресу: "адрес", передан на исполнение в ГКУ ГС "ЕДКС". Цена контракта составила 8 968 000 руб.
В соответствии с пунктом 16.1 контакта неотъемлемой частью настоящего договора является приложение N 21 - техническое задание.
Приложением N 1 к Техническому заданию на объекты здравоохранения является Медико-техническое задание, которое определяет конкретные характеристики, которыми должен обладать объект проектирования, относящийся к объектам здравоохранения.
Согласно пункту 3.2.8 приложения к приказу Департамента капитального строительства города Севастополя N 158-а/2021 от 31 августа 2021 года "О внесении изменения в приказ Департамента капитального строительства города Севастополя от 30 марта 2021 года N 38-а/2021 "О распределении средств межбюджетного трансферта из бюджета города Москва бюджету города Севастополя, предоставляемого Правительством Москвы в 2021 году в целях выполнения работ по проведению ремонта, капитального ремонта, реконструкции объектов социальной инфраструктуры по отрасли "Здравоохранение" (7 транш)", денежные средства в размере 9 760 000 руб, предусмотренные на капитальный ремонт ДЦМР переданы в Департамент капитального строительства (на разработку проектно-сметной документации).
Разрешая заявленные требования по существу и приходя к выводу об их частичном удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, обоснованно исходил из того, что обязанности по финансированию в достаточном объеме подведомственного учреждения для проведения мероприятий по обеспечению выполнения санитарных норм и требований, требований пожарной безопасности, закупки оборудования для осуществления необходимого комплекса реабилитационных мероприятий не выполнены. Изложенные обстоятельства приводят к нарушению прав детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья на качественную медицинскую реабилитацию.
С учетом сложности процедур судом установлены сроки исполнения решения суда, для Департамента здравоохранения города Севастополя 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, для ГКУ г. Севастополя "Медицинский склад N 1043" 6 месяцев со дня выделения денежных средств Департаментом здравоохранения города Севастополя, для ГБУЗ Севастополя "Городская больница N 5 - "Центр охраны здоровья матери и ребенка" 6 месяцев со дня выделения денежных средств Департаментом здравоохранения города Севастополя (по п. 2 исковых требований), 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу (по п. 5 исковых требовании), для Департамента капитального строительства города Севастополя 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, для ГКУ города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства" 12 месяцев со дня выделения денежных средств Департаментом капитального строительства города Севастополя.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признала выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального права, нарушения норм процессуального права не установлены.
Довод о невозможности исполнения решения суда в установленный срок в связи с тем, что не свидетельствует о допущенной судами нижестоящих инстанций ошибке при разрешении спора по существу, а также о незаконности оспариваемых постановлений. При это коллегия полагает необходимым отметить, что ответчики не лишен права в соответствии со статьей 203 Гражданского процессуального кодекса РФ обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Несостоятельной является и ссылка подателя жалобы на наличие утвержденной постановлением Правительства Севастополя 23 декабря 2021 года N 697-ПП государственной программы г. Севастополя "Развитие здравоохранения в г. Севастополе", действующего государственного контракта N 0174200002020000109 от 29 июня 2020 года.
Судами нижестоящих инстанций правомерно указано на то, что в настоящее время условия для беспрепятственного доступа к Центру и предоставляемым в нем услугам не обеспечена, требования санитарных норм и требований, требований пожарной безопасности, не соблюдены, закупка оборудования для осуществления необходимого комплекса реабилитационных мероприятий не выполнена, что приводит к нарушению принципов охраны здоровья, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, противодействия терроризму, нарушению прав детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья на качественную медицинскую реабилитацию, которые подлежат защите, ограничены быть не могут. Порядок и сроки финансирования, подготовки проектно-сметной документации, утвержденные программой и государственным контрактом, не могут влиять на соблюдение законных прав лиц, на получение вышеуказанных обязанностей, возложенных в силу закона на ответчиков.
Довод кассатора о неверном способе защиты права также был предметом апелляционного рассмотрения, обоснованно отклонен со ссылками на статьи 3 и 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, 12 Гражданского кодекса РФ по тому основанию, что прокурор Ленинского районного суда г. Севастополя обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, реализовав тем самым свое право выбора между несколькими способами защиты гражданских прав граждан.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а сводятся к несогласию заявителя с выводами судов первой и апелляционной инстанций, что поводом для кассационного вмешательства не является.
Суды нижестоящих инстанций верно определили предмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 17 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 25 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Департамента капитального строительства города Севастополя - без удовлетворения.
Председательствующий Дурнева С.Н.
Судьи Макарова Е.В.
Иванова О.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.