Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Мартынова Н.Н., рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение мирового судьи судебного участка N 245 Центрального внутригородского округа города Краснодара Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение Октябрьского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 15 июня 2022 г. по гражданскому делу по иску прокурора Абинского района Краснодарского края в защиту интересов несовершеннолетнего Хрушкова А.Д. к Государственному учреждению - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Абинского района Краснодарского края, действующий в интересах несовершеннолетнего ребёнка-инвалида Хрушкова А.Д, обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации.
В обосновании требований указано, что прокуратурой Абинского района по обращению Хрушковой А.Г, являющейся законным представителем несовершеннолетнего Хрушкова А.Д, проведена проверка о соблюдении законодательства о социальной защите инвалидов. Установлено, что несовершеннолетний Хрушков А.Д. является ребенком-инвалидом, состоит на учете по обеспечению техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями в филиале N17 регионального отделения Фонда. Законный представитель ребенка-инвалида Хрушкова А.Г. обратилась с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и протезно- ортопедические изделия, а именно: аппарат на коленный сустав - 2 шт, тутор на локтевой сустав - 2 шт, тутор на всю руку - 2 шт, тутор на голеностопный сустав - 2 шт, тутор на коленный сустав - 2 шт, по результатам рассмотрения которого 23 декабря 2020 г. принято решение N2300559344/814836 о выплате компенсации в размере 72 821, 96 руб. за аппарат на коленный сустав - 2 шт, сумма компенсации 26 212 руб, расчет произведен по государственному контракту Краснодарского РО от 19 февраля 2018 г. N043, тутор на локтевой сустав - 2 шт, сумма компенсации 7 475, 16 руб, расчет произведен по государственному контракту Ставропольского РО от 4 февраля 2020 г. N85, тутор на всю руку - 2 шт, сумма компенсации 9 107, 70 руб, расчет произведен по государственному контракту Ставропольского РО от 4 февраля 2020 г. N85, тутор на голеностопный сустав - 2 шт, сумма компенсации 15 549, 30 руб, расчет произведен по государственному контракту Севастопольского РО от 18 февраля 2019 г. Nф.2019.61110, тутор на коленный сустав - 2 шт, сумма компенсации 14 477, 80 руб, расчет произведен по государственному контракту Севастопольского РО от 18 февраля 2019 г. Nф.2019.61110.
В ходе настоящей проверки установлено, что ГУ - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ выплата произведена Хрушковой А.Г. по её заявлению от 1 декабря 2020 г. только 29 июня 2021 г, то есть с нарушением установленного законом 2 -месячного срока, что подтверждается платежными поручениями. Проверкой установлено, что на дату подачи заявления законного представителя несовершеннолетнего Хрушкова А.Д. Краснодарским региональным отделением Фонда социального страхования РФ государственные контракты по изготовлению технических средств реабилитации, а именно тутора на локтевой сустав, тутора на всю руку, тутора на голеностопный сустав, тутора на коленный сустав не заключались, в связи с чем, выплата компенсации заявителю уполномоченным органом осуществлена на основании заключенных контрактов Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 18 февраля 2019 г. Nф.2019.61110. Вместе с тем, расчет стоимости технических средств: тутора на локтевой сустав, тутора на всю руку и аппарата на коленный сустав произведены по заключенному контракту Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 18 февраля 2019 г. N.2019.61110 который на дату подачи заявления исполнен в полном объёме, стоимость тутора на локтевой сустав составила - 5288 руб, аппарата на коленный сустав - 15 630 руб, тутора на всю руку - 9359 руб. Таким образом, требования законодательства по своевременной и надлежащей выплате денежной компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации нарушены.
Решением мирового судьи судебного участка N 245 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 27 декабря 2021 г. исковые требования удовлетворены. Суд обязал ГУ - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ выплатить законному представителю несовершеннолетнего Хрушкова А.Д, Хрушковой А.Г, компенсацию в размере 43 178, 04 руб. за самостоятельно приобретенные средства реабилитации.
Апелляционным определением Октябрьского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 15 июня 2022 г. решение мирового судьи оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит отменить состоявшиеся судебные акты, как незаконные. В обоснование доводов указывает, что размер компенсации определен в соответствии с пунктом 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2011 г. N 57н (далее - Порядок), согласно которому размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме) (абзац 2 пункта 4 Приказа N 57н (в редакции от 26 августа 2019 г, действующей на дату принятия решения о выплате компенсации)).
Специалистами филиала N 17 Краснодарского регионального Фонда принято решение от 23 декабря 2020 г. N 2300_5594344/814836 о выплате компенсации указанному лицу за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации на сумму 72 821, 96 руб, то есть в установленный законодательством срок.
Во время подачи заявления законным представителем ребенка-инвалида Хрушкова А.Д. последним заключенным Краснодарским региональным отделением Фонда в пределах трех лет Государственным контрактом был контракт N 043 от 19 февраля 2018 г, предусматривающий обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями, в том числе аппаратом на коленный сустав, завершенный на дату подачи заявления. Соответственно, размер компенсации за указанное изделие был рассчитан на основе контракта N 043 от 19 февраля 2018 г.
Ввиду того, что последний завершенный контракт (N 042 от 19 февраля 2018 г.) на обеспечение туторами, заключенный Краснодарским региональным отделением, исполнен на 64 % (исполнен не в полном объеме, соответственно осуществилось расторжение по соглашению сторон), для расчета суммы компенсации за самостоятельно приобретенные протезно-ортопедические изделия по заявлению Хрушковой А. Г. от 1 декабря 2020 г. применена стоимость изделий по последним завершенным на дату подачи заявления Государственным контрактам по Южному Федеральному округу - Государственный контракт N Ф.2019.61110 от 18 февраля 2019 г, заключенный Севастопольским региональным отделением Фонда, а также Государственный контракт N 85 от 4 февраля 2020 г. Ставропольского регионального отделения Фонда.
Сообщает, что 1 марта 2022 г. Хрушкову А.Д. был предоставлен перерасчет компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации по государственному контракту Севастопольского регионального отделения Фонда от 18 февраля 2019 г. N ф.2019.61110 за самостоятельно приобретенный тутор на локтевой сустав по шифру "8-09-46" в кол-ве 2 шт. - с учетом ранее предоставленной суммы компенсации по Государственному контракту N 85 от 4 февраля 2020 г. Ставропольского регионального отделения Фонда произведена доплата в размере 3 101, 78 руб, тутор на всю руку по шифру "8-09-48" в кол-ве 2 шт. - с учетом ранее предоставленной суммы компенсации по Государственному контракту N 85 от 4 февраля 2020 г. Ставропольского регионального отделения Фонда произведена доплата в размере 9 610, 3 руб. Таким образом, Хрушкову А.Д произведена доплата в размере 12 712, 08 руб.
В случае предоставления Хрушкову А.Д. доплаты в размере 43 178, 04 руб, с учетом ранее предоставленной суммы компенсации в размере 72 821, 96 руб. общая сумма компенсации составит 116 000 руб, однако максимальная сумма компенсации Хрушкову А.Д. по государственному контракту Севастопольского регионального отделения от 18 февраля 2019 г. N ф.2019.61110 (в соответствии с дополнительным соглашением N 1 государственного контракта) может составлять 90 582, 36 руб. Превышение указанной суммы будет являться нарушением абзаца 2 пункта 3 Приказа N 57н, в соответствии с которым компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что Хрушкова А.Д. является ребенком - инвалидом и имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для инвалидов.
Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы N101.16.23/2018 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы N1105.16.23/2018 от 26 июля 2018 г. Хрушков А.Д. нуждается в технических средствах реабилитации аппарат на коленный сустав, тутор на локтевой сустав, тутор на всю руку, тутор на голеностопный сустав, тутор на коленный сустав.
Однако своевременно и в полном объеме законный представитель несовершеннолетнего ребенка - инвалида Хрушкова А.Д, 2 мая 2012 года рождения, Хрушкова А.Г. не была обеспечена средствами реабилитации, что не отрицалось представителем ответчика в ходе судебного разбирательства, в связи с чем, ею самостоятельно были приобретены технические средства реабилитации на общую сумму 116 000 руб.
1 декабря 2020 г. законным представителем ребенка-инвалида Хрушкова А.Г. ГУ Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ подано заявление о выплате компенсации расходов за приобретенные технические средства реабилитации для Хрушкова А.Д. на сумму 116 000 руб, с приложением к нему подтверждающих документов - копии товарных чеков и кассовых чеков.
Согласно платежного поручения N780635 от 29 июня 2021 г. ГУ Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Хрушковой А.Г. была перечислена компенсация за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере 72 821, 96 руб.
По настоящее время выплата компенсации в размере 43 178, 04 руб. Хрушковой А.Г. произведена не была.
Принимая во внимание, что законный представитель несовершеннолетнего ребенка - инвалида Хрушкова А.Г. своевременно обратилась к ответчику с соответствующим заявлением, приложив все необходимые документы и на момент разрешения спорных правоотношений Хрушковым А.Д. не утрачено право на получение социальных услуг, суд первой инстанции пришел к выводу, что ей не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде компенсационной выплаты за самостоятельно приобретённые средства реабилитации и удовлетворил исковые требования прокурора в полном объеме.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием, отклонив довод ответчика о произведенной после вынесения решения мировым судьей доплате к сумме компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты и относит определение объема и условий их предоставления отдельным категориям граждан к компетенции законодателя.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрел, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть первая статьи 10), определилпонятие индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (часть первая статьи 11), установилправо инвалидов на компенсацию в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если он приобрел и (или) оплатил их за собственный счет, предусмотрев порядок определения предельного размера стоимости технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги (часть шестая статьи 11), а также закрепил возможность обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, и иными заинтересованными организациями (часть четырнадцатая статьи 11.1).
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
В абзаце втором пункта 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им утвержденных данным Порядком документов. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в подпункте "б" пункта 5 данного порядка), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункты 5, 6, 7 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н.
В силу пункта 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.
В случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации.
Согласно абзацу первому пункта 7 Порядка (в редакции, действовавшей до внесения в него изменений приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 771н) определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку технического средства реабилитации и (или) услуги, а также документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, который не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В целях определения размера данной компенсации уполномоченный орган устанавливает аналогичность технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом, техническому средству реабилитации, предоставляемому уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации. Размер компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации (конкурса, аукциона, запроса котировок), проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Возможность получения инвалидами компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере, который превышает стоимость аналогичных средств реабилитации, рекомендованных индивидуальной программой реабилитации инвалида и предоставляемых уполномоченными органами по результатам осуществляемых ими закупок этих средств, законодательством, регулирующим отношения в сфере обеспечения инвалидов техническими средства реабилитации, не предусмотрена.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции на дату обращения Хрушковой А.Г. с заявлением о выплате компенсации) установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
Частью 7 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации или абилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.
Таким образом, объем реабилитационных мероприятий, включая технические средства реабилитации, определяется в разработанной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалидов, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Поскольку в силу приведенных выше норм материального права, регулирующих порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации, размер этой компенсации не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, в котором нуждается инвалид в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и которое предоставляется уполномоченным органом, то вид технического средства реабилитации, оплата стоимости которого ему гарантируется в случае самостоятельного приобретения, подтверждается документом, на который указано в статье 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, а также в пунктах 3, 4, 7 Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, а именно индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Из анализа приведенных норм права следует, что размер компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации в случае осуществления его закупки уполномоченным органом определяется по последнему по времени на дату подачи заявления о такой компенсации исполненному в полном объеме государственному контракту не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, в котором нуждается инвалид в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Однако суды первой и апелляционной инстанций неправильно истолковали и применили к спорным отношениям нормы материального права, регулирующие отношения по компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, в их взаимосвязи с нормативными положениями, регламентирующими Правила и Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, вследствие чего, суды не выясняли, соответствуют ли самостоятельно приобретенные Хрушковой А.Г. технические средства реабилитации индивидуальной программе реабилитации инвалида, последнее по времени размещение заказа на поставку соответствующих технических средств реабилитации, информация о котором располагается на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по электронному адресу http//:www.zakupki.gov.ru, проведенное уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, на дату подачи Хрушковой А.Г. заявления о выплате ей компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации; какова стоимость закупленных уполномоченным органом технических средств реабилитации, соответствующих виду технических средств реабилитации, самостоятельно приобретенных Хрушковой А.Г. для Хрушкова А.Д.
С учетом изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции считает, что решение мирового судьи судебного участка N 245 Центрального внутригородского округа города Краснодара Краснодарского края от 27 декабря 2021 г, апелляционное определение Октябрьского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 15 июня 2022 г. нельзя признать законными и они подлежат отмене с направлением дела на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 245 Центрального внутригородского округа города Краснодара Краснодарского края от 27 декабря 2021 г, апелляционное определение Октябрьского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 15 июня 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судья Н.Н. Мартынова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.