Дело N 88-37936/2022
N дела суда 1-й инстанции 2-57/22-49
г. Краснодар 18 ноября 2022 г.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Песоцкого В.В, рассмотрев единолично без проведения судебного заседания гражданское дело по иску Акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии по кассационной жалобе ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка N 49 Прикубанского округа города Краснодара от 17 февраля 2022 года, апелляционное определение Прикубанского районного суда города Краснодара от 14 июля 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - АО "АТЭК") обратилось с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии.
В обоснование своих требований истец указал на то, что он осуществляет поставку тепловой энергии на объект теплопотребления, расположенный по адресу: "адрес". Ответчик является собственником помещений, расположенных в указанном многоквартирном доме, однако оплату за поставленную тепловую энергию не производит.
Истец просил взыскать задолженность по оплате тепловой энергии за период с 1 марта 2018 года по 30 апреля 2018 года, с 1 ноября 2018 года по 30 апреля 2019 года, с 1 ноября 2019 года по 30 апреля 2020 года, с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 32 208 рублей 71 копейки, пени за период с 25 апреля 2018 года по 1 апреля 2020 года в размере 6 392, 01 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 358 рублей, возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в размере 162 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка N49 Прикубанского округа города Краснодара от 17 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Прикубанского районного суда города Краснодара от 14 июля 2022 года, иск удовлетворен частично. С ФИО1 в пользу АО "АТЭК" взыскана задолженность за поставленную тепловую энергию за период с 1 ноября 2018 года по 30 апреля 2019 года, с 1 ноября 2019 года по 30 апрел2020 года, с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 15 373, 14 рублей, пени за период с 1 ноября 2018 года по 1 апреля 2020 года в размере 1081, 97 рублей, судебные расходы по плате государственной пошлины в размере 1 358 рублей, а всего 17 813, 11 рублей.
В кассационной жалобе ФИО1 поставлен вопрос об отмене указанных судебных актов ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова лиц, участвующих в деле.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив кассационную жалобу, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником нежилых помещений N8, 9, 10, 14 здания литер А, общей площадью 42, 95 кв.м, в многоквартирном доме, находящегося в управлении ТСЖ "Наш дом на Красных Партизан".
Ответчик производит оплату тепловой энергии ТСЖ "Наш дом на Красных Партизан".
При расчете АО "АТЭК" объем тепловой энергии потребленный ответчиком вычитает из показаний общедомового прибора учета, установленного в многоквартирном доме и тем самым, начисление платы за объем потребленной тепловой энергии за нежилое помещение принадлежащее ФИО1 производится пропорционально площади от общедомового прибора учета, а ТСЖ "Наш дом на Красных партизан" предъявляется плата без учета данного помещения.
Ввиду наличия в материалах дела платежных поручений, счетов-квитанций, актов сверок взаимных расчетов между товариществом и истцом, товариществом и ответчиком, содержащих общие сведения, судом первой инстанции в адрес ТСЖ "Наш дом на Красных Партизан" направлен запрос о взаиморасчете между товариществом и истцом в отношении ответчика - потребителя на объект теплопотребления (нежилое помещение), предоставлении сведений за спорный период по оплате за поставленную тепловую энергию по приборам учета тепловой энергии за жилые помещения, а также за нежилые помещения, принадлежавшие на праве собственности ответчику, а именно перечисленные на счет истца денежные средства на указанные спорные периоды.
Во исполнение указанного запроса ТСЖ "Наш дом на Красных Партизан" предоставлены акты сверок, согласно которым общая сумма задолженности за период март 2018 года, апрель 2018 года, ноябрь 2018 года, декабрь 2018 года, январь 2019 года, февраль 2019 года, март 2019 года, апрель 2019 года, ноябрь 2019 года, декабрь 2019 года, январь 2020 года, февраль 2020 года, март 2020 года, апрель 2020 года, ноябрь 2020 года, декабрь 2020 года составляет 17 251, 21 рублей.
Разрешая спор и частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции, исходил из того, что само по себе отсутствие договора между ресурсоснабжающей организацией и собственником помещения не освобождает последнего от оплаты потребленных услуг, поскольку факт предоставления и потребления таковых подтвержден, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Оснований не согласиться с указанными выводами не имеется.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений статей 153 - 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацам 3-5 пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354) поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация, а также товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив (далее - товарищество или кооператив) предоставляют ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, направляют уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
В случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования).
В соответствии с пунктом 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 Гражданского кодекса Российской Федерации
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеизложенными положениями норм права, суды обеих инстанций обоснованно пришли к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
Ссылки заявителя на то, что коммунальную услугу, потребленную в нежилом помещении, она должна вносить в управляющую компанию, а не ресурсоснабжающую организацию, с которой у нее отсутствуют договорные отношения, противоречат приведенному выше пункту 6 Правил N 354.
Вопреки доводам кассационной жалобы судом первой инстанции установлено, что ответчик был уведомлен о необходимости заключения договора с ресорсоснабжающей организацией. В материалах имеются копии запроса в ТСЖ "Наш дом на Красны Партизан" от 27 августа 2020 года о предоставлении сведений в отношении ответчика по делу, как собственника нежилых помещений в многоквартирном доме; сообщения ответчика от 22 сентября 2020 года; сообщений истца на обращения ответчика от 20 февраля 2021 года и 10 апреля 2021 года.
Сам по себе факт ненаправления ресурсоснабжающей организацией в адрес ФИО1 платежного документа по типовой форме не является основанием для освобождения ответчика от обязанности по оплате поставленного коммунального ресурса.
Из части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что требование о внесении платы на основании платежных документов установлено только в отношении жилых помещений. Отраслевое законодательство о теплоснабжении, не предусматривает обязанности по предоставлению платежного документа собственникам нежилых помещений многоквартирного дома, отвечающего требованиям Правил N 354.
Примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг утверждена для собственников/нанимателей жилых помещений, что следует как из Приказа N 43/пр, так и из примерной формы, которая содержит, в том числе, сведения о фамилии, имени, отчестве, площади жилого помещения, количестве проживающих.
Доводы кассационной жалобы о том, что ФИО1 не является потребителем тепловой энергии, опровергаются материалами дела. Мировым судьей установлено, что тепловая энергия поставлялась в многоквартирный "адрес" и ответчик ей пользуется.
Указанные обстоятельства не оспаривались.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой доказательств по делу и являются несостоятельными, поскольку все доказательства по делу были проверены судами и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следовательно, они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций в нарушение своей компетенции, предусмотренной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Выводы нижестоящих инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных постановлений отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 49 Прикубанского округа города Краснодара от 17 февраля 2022 года, апелляционное определение Прикубанского районного суда города Краснодара от 14 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья В.В. Песоцкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.