Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г, судей Губаревой С.А. и Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области к Цветковой О.Г, ФКУ "Главное бюро МСЭ по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительными справки и выписки из акта освидетельствования об установлении инвалидности, взыскании неправомерно полученных выплат, по кассационной жалобе Цветковой О.Г. на решение Гуковского городского суда Ростовской области от 04 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 28 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области обратилось в суд с настоящим иском, указав в обоснование требований, что 02.04.2015г. Цветкова О.Г. обратилась в УПФР г.Гуково Ростовской области с заявлениями о назначении ЕДВ и страховой пенсии по инвалидности, предоставив выписку из акта медицинского освидетельствования серии N N, выданную Бюро N 30 филиала ФКУ "ГБ МСЭ по РО", согласно которой ей впервые с 31.03.2015г. установлена бессрочно инвалидность второй группы по причине общего заболевания, в связи с чем ответчику с 31.03.2015г. выплачивалась страховая пенсия по инвалидности и с 02.04.2015г. ежемесячная денежная выплата.
Согласно информации ФКУ МСЭ по Ростовской области от 29.09.2020г. в базе данных Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационной системы, используемой при проведении МСЭ, а также на бумажном носителе отсутствуют данные по проведению медико-социальной экспертизы ответчиком. В связи с этим с 01.01.2021г. выплата Цветковой О.Г, ЕДВ и пенсии по инвалидности прекращена.
Сумма полученных Цветковой О.Г. за период с 31.03.2015г. по 31.12.2020г. выплат составляет 689512, 50 руб, в том числе пенсия по инвалидности 517 312, 38 руб, ЕДВ - 167200, 12 руб, единовременная выплата - 5000 руб.
С учетом изложенного истец просил признать недействительными с момента выдачи справку Бюро N30 - филиала ФКУ "ГБ МСЭ по РО" Минтруда России серии N N и выписку из акта освидетельствования серии N N от 31.03.2015г. об установлении Цветковой О.Г. второй группы инвалидности по категории общее заболевание впервые бессрочно; взыскать с Цветковой О.Г. в пользу ГУ ОПФР по РО неправомерно полученные за период с 31.03.2015г. по 31.12.2020г. денежные средства в сумме 689 512, 50 руб.
Решением Гуковского городского суда Ростовской области от 04 апреля 2022г. исковые требования Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ Ростовской области удовлетворены частично.
Суд признал недействительными с момента выдачи справку и выписку из акта медицинского освидетельствования, выданные Бюро 30 - филиала ФКУ "ГБ МСЭ по PC серии N N от ДД.ММ.ГГГГ, об установлении впервые Цветковой О.Г. второй группы инвалидности по категории - общее заболевание бессрочно.
В остальной части иска отказал.
Взыскал с Цветковой О.Г. и ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты РФ госпошлину в дохе местного бюджета в размере по 150 рублей с каждого.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 28 июля 2022 года решение Гуковского городского суда Ростовской области от 04 апреля 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Цветкова О.Г. просит отменить постановленные судебные акты, в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывают, что суды не установили юридически значимые обстоятельства: имела ли место со стороны истца недобросовестность (противоправность) при проведении в отношении медико-социальной экспертизы и получении справки об установлении инвалидности и, как следствие, получение пенсионных выплат в связи с инвалидностью. Полагает, что суды не учли, что гражданин в рамках легальной процедуры проведения медико-социальной экспертизы не может оказать влияние на принятие соответствующим учреждением медико-социальной экспертизы того или иного решения; что заявитель не является надлежащим ответчиком, так как не могла сама себе выдать справку об инвалидности, так и отменить её. Полагает, что при рассмотрении данного гражданского дела нарушен досудебный порядок, так как в материалах дела отсутствуют сведения о том, что главное бюро медико-социальной экспертизы предлагало или проводило, при осуществлении контроля за решениями бюро, повторную медико-социальную экспертизу граждан.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В соответствии с частью 2 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, предусмотренным данным кодексом, с особенностями, установленными параграфом 1 главы 41 Кодекса.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно справке, и выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии N N, выданными Бюро N 30 - филиал ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области", Цветковой О.Г. впервые с 31.03.2015г. установлена инвалидность второй группы бессрочно с указанием причины - общее заболевание.
На основании заявлений Цветковой О.Г. от 02.04.2015г. и от 24.04.2015г. с предоставлением указанной справки и выписки Государственным учреждением - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Гуково по Ростовской области, назначены в соответствии со ст.9 Федерального закона от 28.12.2013г. N400-Ф3 "О страховых пенсиях" с 31.03.2015г. страховая пенсия по инвалидности и с 02.04.2015г. - ежемесячная денежная выплата по категории инвалиды, выплата которых ответчику прекращена с 01.01.2021г. решениями пенсионного органа г. Новошахтинск Ростовской области (межрайонного).
Согласно ответу ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" Минтруда от ДД.ММ.ГГГГ. N на запрос Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новошахтинске, в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе по проведению медико-социальной экспертизы (ФГИС ЕАВИИАС МСЭ), используемой с января 2014г. при проведении МСЭ, и в бумажном архиве бюро N30-филиала Учреждения сведения о проведении медико-социальной экспертизы Цветковой О.Г. отсутствуют, с учетом отсутствия дел медико-социальной экспертизы предоставить сведения о направлении истца на медико-социальную экспертизу медицинским учреждением не представляется возможным.
Согласно ответу ФКУ "ГБ МСЭ по РО" N от ДД.ММ.ГГГГ. на запрос суда проверкой сохранившихся архивов медико-экспертной документации бюро N30-филиала ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" Минтруда России установлено, что данные по проведению МСЭ Цветковой О.Г. в ЕАВИИАС (используемой с января 2014 года), и на бумажном носителе отсутствуют; сведений о прохождении Цветковой О.Г. медико-социальной экспертизы в бюро N30 филиале ФКУ "ГБЭ по РО" учреждение не располагает. МСЭ Цветковой О.Г. в порядке контроля решения бюро N30 не проводилось. В связи с изложенным, подтвердить факт установления группы инвалидности Цветковой О.Г. в бюро N30 не представляется возможным.
Вместе с тем, из отзыва ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" Минтруда России на исковое заявление следует, что ответчиком был нарушен порядок получения справки об инвалидности серии N N от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответам МБУЗ "ЦГБ" г. Гуково Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ. N. N на запросы суда Цветкова О.Г, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы не направлялась.
Согласно заключению судебной медико-социальной экспертизы от 09.03.2022 г. проведенной ФКУ "ГБ МСЭ по Краснодарскому краю" Минтруда России во исполнение определения суда от 12.01.2022г, по анализу представленных документов, отсутствуют сведения из медицинских и других организаций о наличии у Цветковой О.Г, с 31.03.2015г. данных, подтверждающих стойкие нарушения функций организма обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности в установленных категориях, требующие социальной защиты, включая реабилитацию. Основания для установления 31.03.2015 г. Цветковой О.Г. группы инвалидности не имелось.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.11.1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", нормативных актов, регламентирующих порядок признания лица инвалидом и порядок проведения медико-социальной экспертизы, исходя из того, что в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе, используемой при проведении медико-социальной экспертизы, а также на бумажных носителях отсутствует информация о прохождении Цветковой О.Г. медико-социальной экспертизы, письменные доказательства, свидетельствующие о прохождении Цветковой О.Г. медико-социальной экспертизы для установления инвалидности, ею не представлены, приняв во внимание, что Цветковой О.Г. не представлено медицинских документов, которые могли бы подтвердить наличие у неё заболевания, являющегося основанием для установления ей 31.03.2013г. 2 группы инвалидности без срока переосвидетельствования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконном получении ответчиком справки МСЭ, без проведения освидетельствования, и наличии оснований для признания недействительными справки и выписки из акта освидетельствования серии N N, выданным Бюро N 30 - филиал ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они мотивированы, постановлены на исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах, при правильном применении правовых норм, процессуальных нарушений, влекущих за собой безусловную отмену состоявшегося судебного постановления в кассационном порядке, судами не допущено.
В силу положений ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.
Пунктом 1 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.10.2012г. N31 (действовавшего до 13.06.2021) (далее - Порядок), предусмотрено, что к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006г. N95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом.
В соответствии с пунктами 2, 5 - 7 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006г. N95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину признанному инвалидом, устанавливается I. II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.
В соответствии с п. 13 Правил установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу, в соответствии с п. 17 настоящих Правил, содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Исходя из Правил признания лица инвалидом медико-социальная экспертиза проводится бюро медико-социальной экспертизы по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя) с приложением медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья (пункт 24); заявление подается, по общему правилу, в связи с направлением гражданина на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения (пункт 15); медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2), и предполагает обследование гражданина, изучение представленных им документов, анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (пункт 25); решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы (пункт 28); гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации (пункт 36).
Критерием для определения второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию второй степени; способности к передвижению второй степени; способности к ориентации второй степени; способности к общению второй степени; способности контролировать свое поведение второй степени; способности к обучению второй степени; способности к трудовой деятельности второй степени.
В этой связи, признание гражданина инвалидом II группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья.
Согласно пункту 26 Правил при проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол.
В силу пункта 29 Правил по результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (Главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.
Пунктом 35 Правил установлено, что выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим филиалом (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-хдневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.
Из вышеприведенных норм следует, что федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки состояния организма человека с учетом объективных критериев и в соответствии с условиями признания гражданина инвалидом, предусмотренными названными Правилами, обеспечивается реализация права конкретного лица на установление инвалидности, которая согласно действующему законодательству является основанием для предоставления мер социальной защиты.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст.28.1 Федерального закона от 24.11.1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ).
Разрешая спор по существу, суды, дав должную и обоснованную правовую оценку заключению эксперта, по назначенной судом первой инстанции судебной экспертизе, принимая во внимание, что основанием для признания недействительными справки МСЭ и выписки из акта медицинского освидетельствования послужило не только отсутствие соответствующих сведений в ФКУ "ГБ МСЭ" по Ростовской области, но и каких-либо медицинских документов, в том числе у самой ответчицы Цветковой О.Г. и в МБУЗ "ЦГБ" г. Гуково, а также отсутствие самого акта медицинского освидетельствования как такового, установив, что вышеприведенными действующими в 2015 году нормативно-правовыми актами не предусматривалось установление 2 группы инвалидности бессрочно при первичном освидетельствовании гражданина в бюро медико-социальной экспертизы, пришли к верному выводу о незаконном получении Цветковой О.Г. справки МСЭ.
Разрешение вопросов доказывания и оценки доказательств отнесено к компетенции судов, рассматривающих дело по правилам для суда первой инстанции, и не охватывается основаниями для кассационного пересмотра судебных актов (ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов относительно фактических обстоятельств дела и к переоценке обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, направлены на иное установление фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм процессуального права.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления, допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таковых нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления, в деле не имеется.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
определила:
решение Гуковского городского суда Ростовской области от 04 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 28 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Цветковой О.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С.А. Губарева
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.