Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу Афанасьева Алексея Александровича на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Омского УФАС России от 04 марта 2021 г. N 055/04/9.21-158/2021, решение судьи Центрального районного суда г. Омска от 02 июня 2021 г. и решение судьи Омского областного суда от 20 июля 2021 г., вынесенные в отношении заместителя начальника департамента капитального строительства филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Омскэнерго" Афанасьева Алексея Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Омского УФАС России от 04 марта 2021 г. N 055/04/9.21-158/2021, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Омска от 02 июня 2021 г. и решением судьи Омского областного суда от 20 июля 2021 г, заместитель начальника департамента капитального строительства филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Омскэнерго" Афанасьев А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В жалобе Афанасьев А.А. просит постановление по делу об административном правонарушении и указанные выше судебные акты отменить, считая их незаконными и необоснованными, производство по делу прекратить.
Потерпевший ФИО4, извещенный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче жалобы, в установленный срок возражения не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным (абз. 4 ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 35-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее Правила N 861).
Согласно п. 3 указанных Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В силу п. 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
В соответствии с пп. "б" п. 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является существенным условием договора.
Согласно материалам дела, 16 октября 2019 г. между субъектом естественной монополии ПАО "МРСК Сибири" (сетевая организация) и ФИО4 заключен договор N об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств по адресу: "адрес", в соответствии с которым срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
Однако, вопреки требованиям Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, в установленный договором срок, то есть до 16 апреля 2020 г, сетевая организация мероприятия по технологическому присоединению не выполнила.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем руководителя Омского УФАС России постановления от 04 марта 2021 г. N 055/04/9.21-158/2021 о привлечении заместителя начальника департамента капитального строительства филиала ПАО "Россети Сибирь" (до 05 августа 2020 г. юридическое лицо имело наименование ПАО "МРСК Сибири") - "Омскэнерго" Афанасьева А.А. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Факт имевшего место события указанного административного правонарушения и виновность Афанасьева А.А. подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, заявлением ФИО4 о нарушении сетевой организацией условий договора технологического присоединения к электрическим сетям, копиями договора от 16 октября 2019 г. N об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, акта допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от 18 февраля 2020 г, акта проверки приборов учета электроэнергии от 18 февраля 2020 г, акта о выполнении технических условий от 20 февраля 2020 г, письма и.о. заместителя директора по инвестиционной деятельности филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Омскэнерго" ФИО5 о невозможности исполнения договора N об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, решения Омского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в исковых требованиях ПАО "МРСК Сибири" к ФИО4 о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, трудового договора от 22 октября 2007 г. N и дополнительного соглашения от 02 марта 2017 г. к трудовому договору, должностной инструкции заместителя начальника департамента капитального строительства филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Омскэнерго" и иными доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с п. 2.2 должностной инструкции заместителя начальника департамента капитального строительства филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Омскэнерго", заместитель начальника департамента капитального строительства обеспечивает своевременное исполнение проектирования и строительства в рамках исполнения договоров на технологическое присоединение.
Таким образом, заместитель начальника департамента капитального строительства филиала ПАО "Россети Сибирь" (ранее ПАО "МРСК Сибири") - "Омскэнерго" Афанасьев А.А. является надлежащим субъектом вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии в деянии Афанасьева А.А. состава вмененного ему правонарушения, являются несостоятельными.
Как следует из материалов дела, ПАО "Россети Сибирь" (ранее ПАО "МРСК Сибири") не исполнило существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N от 16 октября 2019 г.
Указанный договор расторгнут не был, поэтому подлежал исполнению.
Невыполнение сетевой организацией существенных условий договора технологического присоединения свидетельствует о нарушении установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, Афанасьев А.А, являясь должностным лицом, в обязанности которого входит обеспечение своевременного исполнения проектирования и строительства в рамках исполнения договоров на технологическое присоединение, правомерно привлечен к административной ответственности, предусмотренной указанной выше нормой.
Каких-либо противоречий, которые могли бы поставить под сомнение изложенные в постановлении по делу об административном правонарушении и обжалуемых судебных актах выводы о виновности Афанасьева А.А. в совершении вмененного ему правонарушения, из материалов дела не усматривается.
Постановление по делу об административном правонарушении является мотивированным, и соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены судебными инстанциями в порядке, установленном ст.ст. 30.6, 30.9 КоАП РФ, соответственно, доводам жалоб дана надлежащая оценка.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление заместителя руководителя Омского УФАС России от 04 марта 2021 г. N 055/04/9.21-158/2021, решение судьи Центрального районного суда г. Омска от 02 июня 2021 г. и решение судьи Омского областного суда от 20 июля 2021 г, вынесенные в отношении заместителя начальника департамента капитального строительства филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Омскэнерго" Афанасьева Алексея Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Афанасьева А.А. - без удовлетворения.
Судья Д.В. Недорезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.