Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Виноградовой О.В, судей Лукьяновой Т.Г, Пушкаревой Н.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования города Братска Иркутской области на решение Братского городского суда Иркутской области от 27 апреля 2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 17 августа 2022
по административному делу N 2а-1348/2022 по административному исковому заявлению администрации муниципального образования города Братска Иркутской области к судебному приставу-исполнителю Братского межрайонного отдела судебных приставов по организации принудительного исполнения Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Чадаевой Наталии Алексеевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя в части установления нового срока исполнения требований исполнительного документа, обязании устранить допущенные нарушения, заслушав доклад судьи Виноградовой О.В,
УСТАНОВИЛА:
решением Братского городского суда Иркутской области от 14 апреля 2017 на администрацию города Братска Иркутской области (далее- Администрация) возложена обязанность по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности согласно предписанию N от 21 апреля 2016.
02 апреля 2018 возбуждено исполнительное производство N-ИП, предоставлен срок для добровольного исполнения судебного акта, впоследствии неоднократно устанавливался новый срок для исполнения решения суда, предоставлялась отсрочка исполнения решения.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области Чадаевой Н.А. от 18 февраля 2022 г. назначен новый срок исполнения решения суда - до 25 марта 2022.
Полагая срок неразумным, установленным без учета значительного объема действий и работ, подлежащих исполнению, имущественного положения должника, Администрация обратилась с административным иском о признании постановления 18 февраля 2022 не законным, установлении нового срока с учетом необходимого времени для совершения действий по исполнению решения суда.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 27 апреля 2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 17 августа 2022, административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене судебных актов, со ссылкой на допущенные судами нарушения положения части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ. Указывает, что установленный оспариваемым постановлением срок является заведомо неисполнимым. Полагает, что поскольку закон не устанавливает продолжительность нового срока для исполнения решения суда и судебный пристав определяет его длительность по своему усмотрению, исходя из существа обязательства и наличия препятствующих исполнению обстоятельств, разумности предоставляемого срока, следовательно, при определении такого срока подлежали учету доказательства, представленные административным ответчиком, подтверждающие невозможность исполнения судебного акта в кратковременный срок.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия кассационного суда считает, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ).
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение наряду с другими актами и документами судебных актов (статья 2 названного Федерального закона).
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (пункты 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ).
В соответствии частью 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
Общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия установлены в статье 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ: в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.
Как установлено судами, после возбуждения исполнительного производства (02 апреля 2018) и установления пятидневного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства, Администрацией 09 апреля 2018 предоставлен ответ на требование судебного пристава-исполнителя, согласно которому, решение суда исполнено частично, по остальным пунктам исполнить решение Братского городского суда от 14 июня 2017 в установленный срок не представляется возможным, так как возникли объективные обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта.
Определением Братского городской суд Иркутской области от 28 марта 2018 Администрации предоставлена отсрочка исполнения решения Братского городского суда Иркутской области от 14 июня 2017 до 01 июля 2018.
Судебным приставом-исполнителем в адрес должника направлено требование, в котором указано о необходимости в срок до 25 октября 2018 представить информацию об исполнении решения суда, либо письменное объяснение причин неисполнения требований исполнительного документа с указанием перечня мер, направленных на исполнение решение суда, предоставлением информации о внесении в планируемый бюджет затрат на исполнение данного решения суда с указанием размера. 24 октября 2018 администрацией МО г. Братска Иркутской области предоставлен ответ на требование судебного пристава-исполнителя, согласно которому решение суда исполнено частично.
25 октября 2018 г. судебным приставом-исполнителем назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа - до 30 ноября 2018.
Определением Братского городского суда Иркутской области от 28 ноября 2018 отказано в удовлетворении заявления Администрации о предоставлении отсрочки исполнения решения Братского городского суда Иркутской области от 14 июня 2017.
Судебным приставом-исполнителем в адрес должника направлено требование от 13 мая 2019, в котором указано о необходимости в срок до 29 мая 2019 представить информацию об исполнении решения суда, либо письменное объяснение причин неисполнения требований исполнительного документа с указанием перечня мер, направленных на исполнение решение суда. 27 мая 2019 г. администрацией МО г. Братска Иркутской области предоставлен ответ на требование судебного пристава-исполнителя, согласно которому решение суда исполнено частично.
Судебным приставом-исполнителем в адрес должника направлено требование от 08 августа 2019, в котором указано о необходимости в срок до 16 сентября 2019 представить информацию об исполнении решения суда, либо письменное объяснение причин неисполнения требований исполнительного документа с указанием перечня мер, направленных на исполнение решение суда. 15 августа 2019 Администрацией предоставлен ответ на требование судебного пристава-исполнителя, согласно которому решение суда исполнено частично.
Судебным приставом-исполнителем в адрес должника направлено требование от 21 сентября 2020, в котором указано о необходимости в срок до 28 сентября 2020 представить информацию об исполнении решения суда, либо письменное объяснение причин неисполнения требований исполнительного документа с указанием перечня мер, направленных на исполнение решение суда. 25 сентября 2020 Администрацией предоставлен ответ на требование судебного пристава-исполнителя, согласно которому решение суда исполнено частично.
Постановлением от 29 сентября 2020 судебным приставом-исполнителем назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа в рамках исполнительного производства до 29 октября 2020.
Постановлением от 29 октября 2020 судебным приставом-исполнителем назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа в рамках исполнительного производства до 30 ноября 2020.
Определением Братского городского суда Иркутской области от 18 декабря 2020 в удовлетворении заявления администрации МО г. Братска Иркутской области о прекращении в части исполнительного производства - отказано.
Судебным приставом-исполнителем в адрес должника направлено требование от 28 января 2022, в котором указано о необходимости в срок до 11 февраля 2021 представить информацию об исполнении решения суда, либо письменное объяснение причин неисполнения требований исполнительного документа с указанием перечня мер, направленных на исполнение решение суда. 11 февраля 2021 Администрацией предоставлен ответ на требование судебного пристава-исполнителя, согласно которому решение суда исполнить не представляется возможным в силу отсутствия необходимого объема финансовых средств.
Судебным приставом-исполнителем в адрес должника направлено требование от 01 апреля 2021, в котором указано о необходимости в срок до 16 апреля 2021 представить информацию об исполнении решения суда, либо письменное объяснение причин неисполнения требований исполнительного документа с указанием перечня мер, направленных на исполнение решение суда. 16 апреля 2021 г. Администрацией предоставлен ответ на требование судебного пристава-исполнителя, согласно которому решение суда исполнить не представляется возможным в силу отсутствия необходимого объема финансовых средств.
Определением Братского городского суда Иркутской области от 30 апреля 2021 в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Братского городского суда иркутской области от 17 июня 2017 отказано.
22 июня 2021 судебным приставом-исполнителем назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа в рамках исполнительного производства до 23 августа 2021.
29 сентября 2021 судебным приставом-исполнителем назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа в рамках исполнительного производства до 29 октября 2021.
Судебным приставом-исполнителем в адрес должника направлено требование от 28 января 2022, в котором указано о необходимости в срок до 11 февраля 2022 представить судебному приставу-исполнителю краткую информацию об исполнении решения суда. 11 февраля 2022 Администрацией предоставлен ответ на требование судебного пристава-исполнителя, согласно которому решение суда исполнено частично.
18 февраля 2022 г. оспариваемым постановлением судебным приставом-исполнителем назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", оценив собранные доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, пришел к выводу, что должником требования исполнительного документа в добровольном порядке не исполнены, установление судебным приставом-исполнителем нового срока для его исполнения является обоснованным, оспариваемое постановление вынесено на законных основаниях и соответствует требованиям Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет срок для исполнения, исходя из соображений разумности, обоснованности и с учетом конкретных обстоятельств дела, отметив при этом, что исполнительное производство находится на исполнении более трех лет.
С выводами районного суда согласился суд апелляционной инстанции.
Основания и мотивы, по которым нижестоящие суды пришли к поставленным под сомнение кассатором выводам, доказательства, принятые судами во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в обжалуемых судебных актах, судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными.
Вопреки доводам кассационной жалобы об отсутствии оценки судами представленных административным ответчиков доказательств необходимости выполнения мероприятия, которые не могут быть выполнены одномоментно и в кратковременный срок, а требуют исключительно планомерного и поэтапного исполнения в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Бюджетного кодекса РФ, судами учтена длительность неисполнения требований исполнительного документа, при этом, вышеуказанные обстоятельства суды не расценили как чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства, либо непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля административного ответчика.
Суды пришли к выводу, что с учетом несоответствия действий административного ответчика той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась для надлежащего исполнения, принимая во внимание ранее принятые судебным приставом-исполнителем меры принудительного исполнения, у судебного пристава имелись правовые основания для вынесения оспариваемого постановления; установленный судебным приставом новый срок исполнения решения суда с учетом конкретных обстоятельств дела является разумным, целям и задачам исполнительного производства соответствует.
Доводы кассационной жалобы относительно установленного судебным приставом-исполнителем нового срока аналогичны правовой позиции изложенной в судах первой и апелляционной инстанций, при рассмотрении спора судами им дана надлежащая правовая оценка.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств, по сути, направлено на переоценку установленных фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права, вопреки доводам подателя кассационной жалобы, применены правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы нет. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Братского городского суда Иркутской области от 27 апреля 2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 17 августа 2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 декабря 2022.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.