Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Конаревой И.А, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Сигаревой Александры Терентьевны, поданную 31 октября 2022 года, на решение Горно- Алтайского городского суда Республики Алтай от 22 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Алтай от 28 сентября 2022 года
по административному делу N 2а-1836/2022 по административному исковому заявлению Сигаревой Александры Терентьевны к Министерству внутренних дел по Республике Алтай о признании незаконным отказа в выдаче государственных наград и удостоверений к ним, обязании выдать государственные награды и удостоверения к ним, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, пояснения Сигаревой А.Т, просившей удовлетворить кассационную жалобу, возражения представителя ответчика Потагашевой А.А, просившей отказать в удовлетворении кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Сигарева А.Т. (далее-истец, кассатор) обратилась в суд с административным иском к МВД по Республике Алтай о признании незаконным отказа от 27.04.2022 г..N 3/225403956291 об отказе в выдаче государственных наград и удостоверений к ним, принадлежащих Чебыкову Терентию Николаевичу, обязании выдать Орден "Красной звезды" N "данные изъяты", Орден "Красной звезды" N "данные изъяты", Медаль "За боевые заслуги", Медаль "За взятие Берлина", Медаль "За победу над Германией", Благодарность и занесения на областную доску почета "За отличное несение милицейской службы (приказ начальника УМ МГБ ГАО от 05.11.1951 г..N 022), Медаль "20 лет Победы в Великой Отечественной войне", Медаль "За безупречную службу I степени (приказ МВД РСФСР от 28.10.1960 г..N 611), Медаль "25 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г..г." (Указ ПВСС от 07.05.1965 г..), Медаль "50 лет Советской милиции", удостоверения к указанным государственным наградам. Административный иск мотивирован тем, что отец Сигаревой А.Т. Чабыков Т.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ1981г, затем ДД.ММ.ГГГГ1981 г..по акту приема передачи сотрудник музея милиции Горного Алтая взял у истца указанные награды, поясняя это тем, что все награды будут выставлены в музее. Для Сигаревой А.Т. данные награды являются памятью об отце. В силу п. 1 Инструкции "О порядке приема в музеи страны для экспонирования и хранения орденов и медалей СССР", утвержденной приказом Минкультуры СССР от 31.10.1977 г..N 838, ордена и медали СССР умерших или посмертно награжденных граждан и документы об их награждении могут приниматься музеями для экспонирования и хранения с согласия наследников по решениям Президиума Верховного Совета СССР, Президиумов Верховных Советов союзных, автономных республик, исполкомов краевых, областных Советов народных депутатов в зависимости от подчиненности музея.
Однако ДД.ММ.ГГГГ1981 г..не было решений Президиума Верховного Совета СССР, Президиума Верховных Советов союзных, автономных республик, исполкомов краевых, областных Советов народных депутатов в зависимости от подчиненности музея о принятии музеем милиции Горного Алтая для экспонирования и хранения указанных наград. Следовательно, Министерство внутренних дел по Республике Алтай незаконно удерживает и не возвращает указанные награды, нарушает ее законные права и интересы как наследника на владение наградами, принадлежащими отцу.
Решением Горно- Алтайского городского суда Республики Алтай от 22 июля 2022 года (далее-решение суда первой инстанции), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Алтай от 28 сентября 2022 года (далее- апелляционное определение, апелляционная инстанция).
Кассатор просит отменить судебные акты, указывая, что 02.06.1981 не было решения исполкома областных Советов народных депутатов о принятии музеем милиции Горного Алтая для экспонирования и хранения указанных наград. Музей милиции Горного Алтая находился в подчинении областного исполкома Совета народных депутатов, следовательно по мнению кассатора МВД по РА незаконно удерживает награды. В силу п. 1 Инструкции "О порядке приема в музеи страны для экспонирования и хранения орденов и медалей СССР", утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 31.10.1977 N 838, действовавшей ДД.ММ.ГГГГ1981, Кассатор указывает, что ордена и медали СССР умерших или посмертно награжденных граждан и документы о их награждении могут приниматься музеями для экспонирования и хранения с согласия наследников по решениям Президиума Верховного Совета СССР, Президиумов Верховных Советов союзных, автономных республик, исполкомов краевых, областных Советов народных депутатов в зависимости от подчиненности музея, 02.06.1981 не было решения исполкома областных Советов народных депутатов о принятии музеем милиции Горного Алтая для экспонирования и хранения указанных наград. Следовательно, по мнению кассатора ответчик незаконно удерживает и не возвещает истцу указанные награды.
Кассатор указывает, что из путеводителя по Российский архивам (https://guides.rusarchive3.ru/funds/38/ispolnitelnyy-komitet-gorno-altayskogo-oblastnogo- soveta-narodnyh-deputatov-oblispolkom) следует, что Постановлением Президиума ВЦИК от 1 июня 1922 г. образована Ойротская автономная область, до 1 мая 1923 г. область возглавлялась Ойротским облревкомом, на первом, съезде Советов Ойротской автономной области, состоявшемся 1-5 мая 1923 г. облревком сложил свои полномочия, избран исполком областного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 января 1948 г. Ойротский облисполком переименован в Горно-Алтайский.
Кассатор настаивает на том, что в связи с преобразованием Горно-Алтайской автономной области в Республику Алтай в 1992 году, Министерством внутренних дел Российской Федерации был издан приказ N116 от 14 апреля 1992 года, о создании Министерства внутренних дел Республики Алтай, которое ранее имело название Управление внутренних дел ГорноАлтайского облисполкома (данные обстоятельства общеизвестные, указываются во всех сми, интернете, по теме создания Министерства внутренних дел Республики Алтай), что свидетельствует о том, что до 14.04.1992 из названия Управления внутренних дел ГорноАлтайского облисполкома следует, что Управление внутренних дел находилось в подчинении Горно-Алтайского исполкома областного Совета народных депутатов. 02.06.1981 Музей милиции являлся структурным подразделением Управления внутренних дел Горно-Алтайского облисполкома, что следует из печати на акте приемке сдачи.
Указанное по мнению кассатора, опровергает выводы суда первой инстанции о том, что музей милиции Горного Алтая не находился в подчинении областного исполкома Совета народных депутатов.
Кассатор ссылается на то, что суд первой инстанции предлагал представителю ответчика предоставить доказательства о подчиненности Музея милиции Горного Алтая па 02.06.1981, доказательства представлены не были, апелляционная инстанция не дала оценку тому, что 02.06.1981 не было решения исполкома областных Советов народных депутатов о принятии музеем милиции Горного Алтая для экспонирования и хранения указанных наград, на 02.06.1981 Музей милиции Горного Алтая находился в подчинении областного исполкома Совета народных депутатов, кассатор ссылается на необоснованный отказ апелляционной инстанцией истцу в приобщении архивной справки КУ РА "Государственный архив Республики Алтай" от 05.09.2022 N 53-Т подтверждающей, что на 2 июня 1981 года управление внутренних дел Горно-Алтайского облисполкома со всеми структурными подразделениями находилось в подчинении облисполкома.
Кассатор со ссылкой на статью 10 ГК РФ настаивает на том, что ответчик злоупотребляет правом, поскольку потеряны 3 награды и удостоверения ко всем наградам, оценку данному факту апелляционной инстанцией не дана, в материалах дела нет решений ответчика о принятии указанных наград.
В судебном заседании кассатор настаивал на удовлетворении кассационной жалобы, представитель ответчика просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы. Ответчиком представлены возражения на кассационную жалобу.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами не допущены.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ 1981 года умер Чабыков Терентий Николаевич - ветеран Великой Отечественной войны, который являлся сотрудником милиции.
Истец Сигарева А.Т. является дочерью Чабыкова Т.Н, соответственно, наследником первой очереди в соответствии с п. 1 ст. 1142 ГК РФ.
02 июня 1981 года Чабыкова (так указано в документе) по акту приема-сдачи N 10 передала сотруднику музея милиции Горного Алтая ФИО16 в постоянное пользование следующие предметы музейного значения, а именно медали, отличительные знаки и ордена ветерана Великой Отечественной войны Чабыкова Терентия Николаевича: Орден "Красной звезды" N "данные изъяты", Орден "Красной звезды" N "данные изъяты", Медаль "За боевые заслуги", Медаль "За взятие Берлина", Медаль "За победу над Германией", Благодарность и занесения на областную доску почета "За отличное несение милицейской службы (приказ начальника УМ МГБ ГАО от 05.11.1951 г. N 022), Медаль "20 лет Победы в Великой Отечественной войне", Медаль "За безупречную службу I степени (приказ МВД РСФСР от 28.10.1960 г. N 611), Медаль за "25 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (Указ ПВСС от 07.05.1965 г.), Медаль "50 лет Советской милиции", удостоверения к наградам. Всего по данному акту принято 17 предметов.
Как установлено судом, 02 июня 1981 года данные медали, отличительные знаки и ордена ветерана Великой Отечественной войны Чабыкова Т.Н. переданы на постоянное хранение в музей милиции Горного Алтая самой Сигаревой А.Т.
Начиная с марта 2022 года, в МВД по Республике Алтай неоднократно обращалась Сигарева А.Т. с просьбой возвратить переданные ею 02 июня 1981 года в музей милиции Горного Алтая вышеуказанные медали, отличительные знаки и ордена ее отца Чабыкова Т.Н, однако ей было в этом отказано, в том числе оспариваемым отказом МВД по Республике Алтай от 27.04.2022 г.
В ходе проверки наличия государственных наград и удостоверений к ним МВД по Республике Алтай не установлено местонахождение трех медалей и восьми удостоверений к ним, о чем было в устной форме сообщено Сигаревой А.Т.
07 апреля 2022 года Сигарева А.Т. обратилась в МВД по Республике Алтай с просьбой установить обстоятельства утери трех медалей ("За безупречную службу", "За победу над Германией", "25 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.") и восьми удостоверений к ним, а также возвратить ей оставшиеся награды и дубликаты удостоверений к ним.
По данному факту МВД по Республике Алтай назначено проведение служебной проверки, по результатам которого составлено заключение от 27.04.2022 г, из которого следует, что в 1984 году музей милиции Горного Алтая был расформирован, а его экспонаты в хаотичном порядке перемещены в подсобное помещение без соблюдения условий хранения и учета. Музей милиции Горного Алтай был вновь организован примерно в 2002 году по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Комсомольская, д.9. В архиве МВД по Республике Алтай отсутствует какая-либо документация и подтверждающая информация о деятельности музея милиции Горного Алтая в период с 1981 года по настоящее время. Таким образом, установить местонахождение трех отсутствующих в экспозиции Комнаты истории МВД по Республике Алтай медалей и восьми удостоверений к государственным наградам Чабыкова Т.Н. не представляется возможным в связи с отсутствием учетной документации, подтверждающей наличие вышеуказанных предметов музейного значения на момент восстановления музея милиции Горного Алтая.
На основании данного заключения служебной проверки Сигаревой А.Т. дан ответ на обращение от 27.04.2022 г, из которого следует, что в связи с длительным перерывом в работе (около 18 лет) и перемещением музея милиции Горного Алтая (комнаты истории МВД по Республике Алтай) на новый адрес, в настоящее время в экспозиции комнаты истории МВД по Республике Алтай не предоставлены: "За безупречную службу", "25 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.", а также удостоверения к наградам. Ссылаясь на абз. 2 п. 49 Указа Президента РФ от 07.09.2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации", согласно которому государственные награды и документы к ним, переданные на постоянное хранение и для экспонирования в музеи или Гохран России, не возвращаются, Сигаревой А.Т. отказано в выдаче государственных наград Чабыкова Т.Н.
Судом первой инстанции установлено, что музей милиции Горного Алтая преобразован в Комнату истории МВД по Республике Алтай, входящей в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации.
Судом, в том числе из показаний свидетеля ФИО17, установлено, что в настоящее время в комнате истории МВД по Республике Алтай находятся 5 государственных наград Чабыкова Т.Н. - это два ордена "Красной звезды", медаль "20 лет Победы в Великой Отечественной войне", медаль "За победу над Германией", медаль "За боевые заслуги", остальные награды и удостоверения ко всем наградам утеряны.
Судом первой инстанции установлено, что в настоящее время в натуре отсутствуют следующие награды Чабыкова Т.Н.: медаль "За безупречную службу", медаль "50 лет Советской милиции", знак "25 лет Победы в Великой Отечественной войне" и удостоверения ко всем наградам.
Суд первой инстанции указал, что учитывая положения ст. 210 ГПК РФ, принятое по делу судебное решение должно отвечать признакам (свойствам) исполнимости, то есть принятое решение должно обеспечивать возможность возврата МВД по Республике Алтай Сигаревой А.Т. государственных наград Чабыкова Т.Н, однако медаль "За безупречную службу", медаль "50 лет Советской милиции", знак "25 лет Победы в Великой Отечественной войне" и все удостоверения к наградам утеряны, а потому они не могут быть в натуре возвращены Сигаревой А.Т.
Доводы представителя МВД по Республике Алтай о имеющихся неясностях принадлежности спорных наград Чабыкову Т.Н. или другому ветерану Великой Отечественной войны из с. Кош-Агач - Чабыкову М.А, суд первой инстанции отклонил, поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела данные неясности были устранены и установлено, что все спорные награды принадлежат ветерану Великой Отечественной войны Чабыкову Т.Н, а его награды 02 июня 1981 года передан для постоянного хранения в музей милиции Горного Алтая его дочерью Сигаревой А.Т.
По мнению суда первой инстанции то обстоятельство, что в акте приема-сдачи N 10 от 02.06.1981 г. указано на передачу спорных наград в музей милиции Горного Алтая для постоянного пользования, не изменяет правоотношения сторон, поскольку в данном акте прямо указано, что награды переданы в музей милиции Горного Алтая в качестве предметов музейного значения, поэтому переданы в данный музей для постоянного хранения. Вопреки доводам Сигаревой А.Т, не имеет существенного значения данная формулировка - для постоянного пользования или для постоянного хранения, поскольку в законодательстве Российской Федерации используется обе данные формулировки.
Суд первой инстанции руководствуясь ст. 1185 ГК РФ, Указом Президента РФ от 07.09.2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации", п. 86 Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 17.07.1985 г. N 290, учитывая разъяснения, изложенные в пункте 72 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" пришел к выводу о законности оспариваемого отказа, основывая указанный вывод на том, что музей милиции Горного Алтая не находился в подчинении Верховного Совета СССР, Верховного Совета РСФСР и Совета народных депутатов Горно-Алтайской автономной области, поэтому принятие решения Президиумом Верховного Совета СССР, Президиумом Верховного Совета РСФСР, Исполкомом Совета народных депутатов Горно-Алтайской автономной области о принятии на хранение медалей, отличительных знаков и орденов ветерана Великой Отечественной войны Чабыкова Т.Н. не требовалось, что же касается принятия соответствующего решения министерством внутренних дел Горно-Алтайской автономной области, то предоставить данное решение не представилось возможным в связи с прошествием длительного времени и его возможным уничтожением, что следует из ответа МВД по Республике Алтай от 21.07.2022 г.
Суд первой инстанции посчитал, что само по себе непредоставление МВД по Республике Алтай данного решения при рассмотрении настоящего дела не является основанием для вывода о незаконном хранении спорных государственных наград, поскольку первичным юридическим документом, подтверждающим законность хранения вышеуказанных государственных наград ветерана Великой Отечественной войны Чабыкова Т.Н, является акт приема-сдачи N 10 от 02.06.1981 г, по которому сама же Сигарева А.Т. более 40 лет назад добровольно передала их в музей милиции Горного Алтая для постоянного хранения, то есть распорядилась по своему усмотрению.
Апелляционная инстанция поддержав выводы суда первой инстанции указала, что что на момент составления акта приема-сдачи N 10 от 02.06.1981 г. отсутствовали положения, четко регламентирующие процедуру передачи в музей орденов и медалей награжденного и умершего лица, учитывая, что Сигарева А.Т. по акту добровольно передала принадлежащие ее отцу награды и документы к ним в музей милиции Горного Алтая для постоянного хранения, принимая во внимание положения законодательства о том, что переданные музеям для хранения и экспонирования государственные награды не возвращаются наследникам умершего награжденного.
Отклоняя доводы истца о том, что МВД по Республике Алтай могли бы сделать дубликаты утерянных удостоверений, оформить стенд, чтобы она, ее дети и внуки могли бы приходить и смотреть на награды Чабыкова Т.Н, апелляционная инстанция указала, что они правового значения для дела не имеют, поскольку не являлись предметом рассмотрения в рамках настоящего административного дела, с такими требованиями Сигарева А.Т. в суд не обращалась.
Выводы судов являются правильными.
Гражданский Кодекс РСФСР (действовавший на дату смерти Чабыкова Т.Н.) не регламентировал особенности наследования отдельных видов имущества.
С 1 марта 2002 г. вступил в действие раздел V части третьей ГК РФ "Наследственное право", который в значительной мере усовершенствовал ранее действовавшее законодательство, сохранив вместе с тем преемственность положений ГК РСФСР 1964 г, при этом наибольшее развитие получили, особенности наследования определенных видов имущества, в том числе и государственных наград.
В соответствии со статьей 1185 Гражданского кодекса Российской Федерации государственные награды, которых был удостоен наследодатель и на которые распространяется законодательство о государственных наградах Российской Федерации, не входят в состав наследства. Передача указанных наград после смерти награжденного другим лицам осуществляется в порядке, установленном законодательством о государственных наградах Российской Федерации.
Принадлежавшие наследодателю государственные награды, на которые не распространяется законодательство о государственных наградах Российской Федерации, почетные, памятные и иные знаки, в том числе награды и знаки в составе коллекций, входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом.
Как разъяснено в пункте 72 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", в состав наследства входят и наследуются на общих основаниях все принадлежавшие наследодателю государственные награды, почетные, памятные и иные знаки, которые не входят в государственную наградную систему Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 сентября 2010 года N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации".
В связи с чем, является правильным вывод судов о том, что поскольку Чабыков Т.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ1981 г, его награды были переданы в музей в 1981 году, то применению подлежит законодательство, действовавшее на время открытия наследства, регламентировавшее вопросы отнесения орденов и медалей СССР к государственным, возможность их отнесения к наследственному имуществу.
"Общим Положением об орденах Союза ССР", утвержденным Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР и Совета народных комиссаров СССР от 07.05.1936 56/812 было определено, что орден Союза ССР является высшей наградой за особые заслуги в области социалистического строительства и обороны Союза ССР. Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР учреждены следующие ордена Союза ССР: "Орден Ленина", "Красное Знамя", "Красная Звезда", "Трудовое Красное Знамя" и "Знак Почета".
Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 07 июля 1941 года "Об орденах и медалях СССР умерших или безвестно отсутствующих награжденных" был распространен порядок возвращения и оставления орденов в Президиуме Верховного Совета СССР после смерти или в случае безвестного отсутствия награжденных, предусмотренный Статутами ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени, - на ордена "Красное Знамя", "Красная Звезда", "Знак Почета" и на все медали СССР (за исключением юбилейной медали "XX лет РККА").
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 года N 5268-IX "Об орденах и медалях СССР умерших награжденных" было предусмотрено, что ордена и медали СССР умерших награжденных граждан и награжденных посмертно оставляются или передаются их семьям для хранения как память применительно к гражданскому законодательству (пункт 1).
Пунктом 2 названного Указа было предусмотрено, что ордена, медали СССР умерших с согласия наследников по решению Президиума Верховного Совета СССР, Президиумов Верховных Советов союзных, автономных республик, исполкомов краевых, областных Советов депутатов трудящихся могут быть переданы музеям для экспонирования и хранения.
"Общим Положением об орденах, медалях и почетных званиях СССР", утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.07.1979 года N 360-Х предусмотрено, что ордена, медали и почетные звания СССР являются государственными наградами СССР за особые заслуги в коммунистическом строительстве, защите социалистического Отечества, а также за иные особые заслуги перед Советским государством и обществом (статья 1).
В главах 3, 4, 5 названного Положения учреждены ордена СССР, медали СССР, почетные звания СССР.
Так в пункте "б" статьи 14 Положения указано, что для награждения за заслуги в защите социалистического Отечества и другие военные заслуги учреждены ордена СССР, в том числе, орден Красной Звезды.
В пункте "в" статьи 15 Положения перечислены медали СССР для награждения за заслуги в защите социалистического Отечества и другие военные заслуги, указана, в том числе медаль "За боевые заслуги".
В статье 16 Положения содержится перечень медалей СССР для награждения за заслуги и отличия в период Великой Отечественной войны, в обороне, взятии и освобождении городов и территорий, куда отнесены, в том числе: медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.", медаль "За взятие Берлина".
Статья 17 содержит перечень медалей СССР для награждения в связи с важными юбилейными датами в истории советского народа, где указаны в том числе медали: юбилейная медаль "Двадцать лет Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.", юбилейная медаль "50 лет советской милиции".
Статьей 37 Положения предусмотрено, что ордена, медали СССР, нагрудные знаки к почетным званиям СССР умерших награжденных граждан, а также документы о их награждении оставляются или передаются их семьям как память. С согласия наследников умершего его награды и документы о награждении по решению Президиума Верховного Совета СССР, Президиумов Верховных Советов союзных, автономных республик, исполкомов краевых, областных Советов народных депутатов могут быть переданы для экспонирования и хранения музеям.
Система государственных наград в последующем была также закреплена в пункте 27 Указа Президента Российской Федерации от 02 марта 1994 года N 442 "О государственных наградах РФ".
Пунктом 12, 14 этого же Указа предусмотрено, что государственные награды и документы к ним лиц, награжденных посмертно, передаются для хранения как память одному из супругов, отцу, матери, сыну или дочери (далее именуются - наследники). В случае смерти награжденных государственные награды и документы к ним остаются у наследников. Государственные награды и документы к ним умершего награжденного или награжденного посмертно могут быть переданы государственным музеям с согласия наследников по решению Комиссии при Президенте Российской Федерации. Переданные музеям для хранения и экспонирования государственные награды не возвращаются наследникам умершего награжденного или награжденного посмертно. Указанное требование распространяется и на награды, переданные музеям до принятия настоящего Положения.
Ныне действующий Указ Президента РФ от 07.09.2010 N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" (вместе с "Положением о государственных наградах Российской Федерации", "Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации, почетных званиях Российской Федерации, описаниями названных государственных наград Российской Федерации и нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации") определяет содержание государственной наградной системы Российской Федерации, а также порядок хранения и передачи государственных наград музеям.
Согласно пунктам 48, 49, 50 этого Положения, хранение государственных наград и документов к ним осуществляется награжденными лицами. Передача государственных наград на постоянное хранение и для экспонирования в государственные или муниципальные музеи осуществляется, как правило, на основании договора дарения. Переданные музеям на постоянное хранение и для экспонирования государственные награды не возвращаются. В случае смерти награжденных лиц государственные награды и документы к ним хранятся у членов семьи и иных близких родственников. По решению Комиссии государственные награды и документы к ним умершего награжденного лица или лица, награжденного посмертно, могут быть переданы государственным или муниципальным музеям на постоянное хранение и для экспонирования с согласия лица, которому были переданы (вручены) для хранения государственные награды и документы к ним, и при наличии ходатайства музея, поддержанного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которого находятся вопросы сохранения культурного наследия, или по ходатайству федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится музей.
Пункт 14 Положения предусматривает, что на граждан Российской Федерации, удостоенных государственных наград СССР, распространяются правила, предусмотренные законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
Руководствуясь указанными нормами и правильно их применив суд первой инстанции, чьи выводы поддержаны апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действовавшее на момент смерти Чабыкова Т.Н. гражданское законодательство не относило государственные награды СССР к собственности лиц, которые были ими награждены, они подлежали возврату государству в случае смерти. Наследникам награжденных лиц было предоставлено право оставить награды у себя только в целях хранения как память, или с этой же целью передать награды музеям. Аналогичные положения содержатся и в действующем законодательстве.
Судами установлено, что на момент смерти Чабыкова Т.Н. и передачи его наград и документов к ним его дочерью Чабыковой А.Т. в музей милиции Горного Алтая действовало "Общее Положение об орденах, медалях и почетных званиях СССР", утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.07.1979 N 360-Х, согласно которому наследники могли передать награды и документы умершего на хранение музеям. При этом четких правил, регламентирующих порядок передачи предметов на хранение в музей, не было.
В связи с тем, что на момент составления акта приема-сдачи N 10 от 02.06.1981 г. отсутствовали положения, четко регламентирующие процедуру передачи в музей орденов и медалей награжденного и умершего лица, учитывая, что Сигарева А.Т. по акту добровольно передала принадлежащие ее отцу награды и документы к ним в музей милиции Горного Алтая для постоянного хранения, принимая во внимание положения законодательства о том, что переданные музеям для хранения и экспонирования государственные награды не возвращаются наследникам умершего награжденного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о выдаче государственных наград и удостоверений к ним, указав на правомерность хранения спорных орденов и медалей в Комнате истории МВД по Республике Алтай, входящей в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации.
Как правильно указал суд первой инстанции, государственные награды СССР (ордена, медали и знаки отличия СССР), переданные на постоянное хранение и для экспонирования в музеи, не возвращаются независимо от того, входят они в государственную наградную систему Российской Федерации или нет, поскольку иного из Указа Президента РФ от 07.09.2010 г. N 1099 не следует.
Доводы кассатора основаны на неправильном толковании норм права, регулирующим спорные правоотношения, сведения, полученные кассатором сведения из путеводителя по Российский архивам (https://guides.rusarchive3.ru/funds/38/ispolnitelnyy-komitet-gorno-altayskogo-oblastnogo- soveta-narodnyh-deputatov-oblispolkom) выводы судов не опровергают, поскольку они постановлены при правильном при применении норм материального права.
Довод кассатора о том, что ответчик утратил награды, допустив злоупотребление правом не опровергает выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку применительно к предмету заявленных требований суд исследовав и оценил все доказательства, имеющее значение для разрешения спора по существу.
Доводы жалобы, по сути, сводятся к неправильному толкованию норм права, регулирующие спорные правоотношения и к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют позицию административного истца по существу спора, которой судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка, оснований считать которую неправильной не имеется, выводы судов соответствуют материалам дела и установленным обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, основанием для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены полно и правильно. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Горно- Алтайского городского суда Республики Алтай от 22 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Алтай от 28 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.