Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Виноградовой О.В, судей Конаревой И.А, Лукьяновой Т.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Шефера Константина Владимировича, Дульцевой Регины Иннокентьевны, на решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 11 января 2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 12 мая 2022
по административному делу N 2а-2366/2022 по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в лице отделения по Кемеровской области Сибирского главного управления о ликвидации кредитного потребительского кооператива за нарушение законодательства Российской Федерации, заслушав доклад судьи Виноградовой О.В, объяснения Шефера К.В, Дульцевой Р.И, представителя Центрального Банка РФ Камышевой Е.А,
УСТАНОВИЛА:
Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России) обратился в суд с административным иском о ликвидации кредитного потребительского кооператива "Социальных программ "Народные кассы" (далее - КПК "СП "НАРОДНЫЕ КАССЫ", кооператив), в связи с наличием грубых нарушений действующего законодательства в деятельности кредитного потребительского кооператива; возложении обязанностей на учредителей кредитного потребительского кооператива совершить все необходимые действия, связанные с его ликвидацией.
В обоснование заявленных требований указано, что по информации, имеющейся в распоряжении Банка России, КПК "СП "НАРОДНЫЕ КАССЫ" не является членом ни одной саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов, кроме того, не исполняет предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок.
Решением Ленинск - Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 11 января 2022 административные исковые требования удовлетворены, постановлено ликвидировать кооператив за неоднократные нарушения законодательства, а также требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, возложить на учредителей кооператива обязанность в шестимесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 12 мая 2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Шефер К.В. просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, указывая, что судами неправильно определен круг юридически значимых обстоятельств, судебные акты приняты о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле (пайщиков, как вступивших в кооператив, так и вышедших из числа участников); не разрешен вопрос о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и утверждении кандидатуры ликвидатора по управлению делами юридического лица в процессе ликвидации; не определен срок исполнения обязательств пайщиков - заемщиков перед кооперативом, не учтен факт ненадлежащего извещения Дульцевой Р.И. о времени и месте судебного заседания.
Дульцева Р.И. просит судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение, указывает, что при вынесении решения судами не был учтен факт ее ненадлежащего извещения о дате, времени и месте судебного заседания, по результатам которого было вынесено решение.
Административные ответчики в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель Банка России возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами не было допущено.
Судами установлено, что КПК "СП "НАРОДНЫЕ КАССЫ" зарегистрирован 05.06.2019 (ОГРН N, ИНН N), с 04 марта 2021 находится в стадии добровольной ликвидации.
По результатам мониторинга сведений о саморегулируемых организациях кредитных потребительских кооперативов, входящих в государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, установлено, что КПК "СП "НАРОДНЫЕ КАССЫ" не является членом ни одной из саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов. Данное нарушение зафиксировано актом от 06.09.2021 N о невступлении КПК "СП "НАРОДНЫЕ КАССЫ" в саморегулируемую организацию кредитных потребительских кооперативов.
Банком России в отношении КПК "СП "НАРОДНЫЕ КАССЫ" неоднократно выдавались обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений (от 26.07.2021 N; от 14.08.2020 N; от 12.10.2021 N; от 21.12.2020 N; от 24.06.2021 N; от 28.06.2021 N), которые не исполнены, о чем кооператив уведомлен письмами (от 16.08.2021 N о неисполнении предписания от 26.07.2021 N; от 07.12.2021 N о неисполнении предписания 14.08.2020 N; от 10.11.2021 N о неисполнении предписания от 12.10.2021 N; от 24.05.2021 N о неисполнении предписания от 21.12.2020 N; от 26.08.2021 N о неисполнении предписаний от 24.06.2021 N от 28.06.2021 N
Согласно п. 12 ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями.
В соответствии с п. 9.1 ст. 4, ст. 76.5 указанного Федерального закона Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Так, согласно п. 8 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", Банк России обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 4 ст. 35 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ (в редакции, действующей до 04.07.2016) предусмотрено, что кредитный кооператив, обязанный быть членом саморегулируемой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию Банка России в случае нарушения части 3 настоящей статьи.
Аналогичные основания для ликвидации юридического лица по решению суда предусмотрены подп. 2 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случае осуществления им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Удовлетворяя заявленные требования Банка России, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в нарушение ч. 3 ст. 35 Федерального закона "О кредитной кооперации" КПК "СП "НАРОДНЫЕ КАССЫ" не состоит в саморегулируемой организации кредитных кооперативов, что является достаточным основанием для его ликвидации в судебном порядке по требованию Банка России в связи с нарушением ч. 3 ст. 35 Федерального закона "О кредитной кооперации".
С учетом неоднократного неисполнения предписаний об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок, судом первой инстанции на основании положений Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации", Федерального закона от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" установлено наличие предусмотренных законом оснований для ликвидации КПК "СП "НАРОДНЫЕ КАССЫ" в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда.
Судебная коллегия считает, что доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права и основаны на неверной оценке заявителем обстоятельств дела.
В соответствии с п. 5 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В силу ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственные реестры содержат соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами (ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
По смыслу названных норм единственным доказательством включения гражданина в состав учредителей юридического лица либо исключения из него является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.
Поскольку, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц лицом, имеющим право действовать от имени КПК "СП "НАРОДНЫЕ КАССЫ" без доверенности, является ликвидатор Кулагина Ю.В, а учредителями (участниками) указаны: Анохин И.Н, Букреев Н.В, Гатиатуллин Д.М, Горбатенко И.И, Горбатенко Р.И, Горбатенко Т.П, Гордиенко Я.С, Дульцева Р.И, Колесникова Е.М, Кулагина Ю.В, Леонтьева Н.П, Молчанова О.А, Тангаева Н.Ю, Шефер К.В, Шефер Л.Ф, суд возложил на указанных лиц обязанность произвести в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда все необходимые действия, связанные с ликвидацией кредитного потребительского кооператива.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10 ноября 2016 года N 2371-О выявил смысл положений пункта 5 статьи 61 Кодекса, указав, что суд, рассматривающий дело о ликвидации кредитного кооператива, вправе, не ограничиваясь содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц сведениями, всесторонне и наиболее полным образом с учетом фактических обстоятельств конкретного дела исследовать все доказательства, могущие служить подтверждением совершенного в предусмотренном законом порядке выхода члена кредитного кооператива из объединения.
В то же время, определяя состав лиц, обязанных осуществить ликвидацию кооператива, суд первой инстанции руководствовался сведениями Единого государственного реестра юридических лиц о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива, исходя из того, что сведения, опровергающие содержащиеся в реестре данные, в том числе и опровергающие участие указанных в нем лиц в кооперативе, отсутствуют и в ходе судебного разбирательства также не представлены.
В соответствии с положениями подпункта "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ сведения об учредителях юридического лица подлежат отражению в Едином государственном реестре юридических лиц.
Внесение в государственный реестр юридических лиц сведений об указанных административных ответчиках как об учредителях, кем-либо не оспорено, названная запись недействительной не признана.
С учетом установленных обстоятельств, является правомерным возложение судом на административных ответчиков обязанности по осуществлению ликвидации кооператива в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
По тем же основаниям признаются несостоятельными судебной коллегией доводы жалобы о принятие судом решения о правах и обязанностях граждан-участников кооператива, не привлеченных к участию в деле, поскольку принятое судом решение возлагает обязанности только на учредителей, участвующих в настоящем споре в качестве административных ответчиков.
Доводы кассатора относительно неисполнимости решения суда, судебная коллегия кассационного суда считает необоснованными, заявленными без учета того обстоятельства, что суд не наделен обязанностью назначать ликвидационную комиссию и устанавливать порядок и процедуру ликвидации, в том числе, определять срок исполнения обязательств пайщиков - заемщиков перед кооперативом, поскольку на судебные органы не распространяются положения части 2 статьи 62 Гражданского кодекса РФ о том, что учредители юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами, в случае, когда решения о ликвидации юридического лица принимаются его учредителями либо органом, уполномоченным на то учредительными документами.
В целом кассационная жалоба Шефера К.В. повторяет доводы возражений и апелляционной жалобы, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, сводится по существу к несогласию с выводами суда.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия кассационного суда полагает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов установленным обстоятельствам соответствуют.
Приведенные выше, а также иные доводы подателя жалобы основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, по существу, сводятся к переоценке выводов судов, проверялись ими и получили правильную правовую оценку в обжалуемых судебных актах, не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Доводам о ненадлежащем извещении Дульцевой Р.И. судами также дана оценка, кроме того, материалы дела содержат сведения о направлении извещения по последнему известному суду месту жительства административного ответчика. В соответствии с положениями ч. 5 ст. 123 АПК РФ в случае, если адрес или место жительства ответчика неизвестны, надлежащим извещением считается направление извещения по последнему известному адресу или месту жительства ответчика.
Дульцева Р.И, являясь учредителем (участником) кооператива, не предприняла мер для предоставления в документацию кооператива информации об изменении адреса.
Иных доводов, ставящих под сомнение законность состоявшихся по делу судебных постановлений, кассационная жалоба Дульцевой Р.И. не содержит.
На обстоятельства, которые не были ею заявлены или не могли быть заявлены в суде первой инстанции в связи с рассмотрением дела в ее отсутствие в кассационной жалобе заявитель не ссылается.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 11 января 2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 12 мая 2022 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 декабря 2022.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.