N 88-24113/2022
г. Кемерово 16 декабря 2022 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Ковалевской В.В, рассмотрев гражданское дело N 02MS0006-01-2021-004707-23 по иску общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик"к Соколовой Альбине Михайловне о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, пени
по кассационной жалобе Соколовой Альбины Михайловны на решение мирового судьи судебного участка N 2 Майминского района Республики Алтай от 16 марта 2022 г. и апелляционное определение Майминского районного суда Республики Алтай от 16 августа 2022 г,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" (далее ООО "Коммунальщик") обратилось в суд с иском к Соколовой А.М. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, пени, ссылаясь на то, что ООО "Коммунальщик" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности N в которую входит район проживания ответчика. Ответчику Соколовой А.М. предоставляется коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами по "адрес". В период образования задолженности с 1 мая 2019 г. по 30 апреля 2021 г. Соколова А..М. не вносила плату за оказанные коммунальные услуги, в связи, с чем образовалась задолженность перед ООО "Коммунальщик" в размере 1 369 рублей 00 копеек, которая до настоящего момента не погашена. Кроме этого, в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по внесению платы за оказанные коммунальные услуги истцом в соответствии ч. 14 ст. 155 ЖК РФ за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления срока оплаты, от невыплаченных и срок сумм была начислена пеня за период 11 июня 2019 г. по 31 марта 2020 г. в размере 27 рублей 15 копеек. Истец ранее обращался к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа по взысканию образовавшейся задолженности, который был отменен по заявлению должника. Истцом понесены расходы на оплату государственной пошлины в размере 400 рублей, а также на юридические услуги в размере 2 500 рублей.
На основании изложенного просило взыскать с Соколовой А.М. задолженность по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 мая 2019 г. по 30 апреля 2021 г. в размере 1 369 руб, пени за период с 11 июня 2019 г. по 31 марта 2020 г. в размере 27, 15 руб.
Решением мирового судьи судебного участка N 2 Майминского района Республики Алтай от 16 марта 2022 г. исковые требования ООО "Коммунальщик" удовлетворены. С Соколовой Альбины Михайловны, "данные изъяты" проживающей в "адрес" в пользу ООО "Коммунальщик" взыскана задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 мая 2019 г. по 30 апреля 2021 г. в размере 1 369 рублей 00 копеек, пени за период с 11 июня 2019 г, по 31 марта 2020 г. в размере 27 рублей 15 копеек, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей 00 копеек, всего 1 796 рублей 15 копеек. В удовлетворении заявления о взыскании с Соколовой Альбины Михайловны в пользу ООО "Коммунальщик" судебных расходов по оплате юридических услуг в размере 2 500 рублей отказано.
Апелляционным определением Майминского районного суда Республики Алтай от 16 августа 2022 г. решение мирового судьи судебного участка N 2 Майминского района Республики Алтай от 16 марта 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Соколовой А.М. ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов обстоятельствам дела. Кассатор указывает, что в связи с расторжением соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО ООО "Коммунальщик" прекратил свою деятельность в качестве регионального оператора; Соколова А.М. не заключала договор об оказании услуг; мировым судьей не дана оценка отсутствию ответов на запросы Соколовой А.М.
В соответствии с ч. 10 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по делу с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, Соколова А.М. является собственником жилого помещения, расположенного по "адрес" что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Дата регистрации права 25 мая 2009 г.
Из условий соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории административно-производственного объединения - 1 ("адрес" N от 23 апреля 2018 г. следует что Министерство регионального развития Республики Алтай поручило, а ООО "Коммунальщик" приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и настоящим соглашением, на территории Республики Алтай в первой зоне деятельности.
Региональный оператор разместил публичную оферту (договор) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора на своем официальном сайте в сети "Интернет", в СМИ 7 сентября 2018 г. N 35 газета "Сельчанка", 5 сентября 2018 г. N 35 газета "Звезда Алтая", N 38 газета "Листок", на сайтах администрации МО "Майминский район" и администрации г. Горно-Алтайск.
Прямой договор оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между ООО "Коммунальщик" и Соколовой А.М. заключен не был.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 8(17) раздела I(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом об отходах договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5)-8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8)-8 (16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5)-8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ на граждан и организации возложена обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Такая обязанность возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (подпункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным жилым домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам жилых домов регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4)-148 (6) Правил N 354. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (пункт 148 (1) Правил N354).
Согласно статье 438 ГК РФ фактическое пользование потребителями услугами, оказываемыми обязанной стороной, расценивается как акцепт потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Заключение договора в письменной форме путем подписания одного документа или обмена документами напрямую зависит от воли самого истца, отсутствие договора в письменной форме при совершении истцом конклюдентных действий по принятию услуг не освобождает его от обязательств по оплате таких услуг.
Разрешая спор и удовлетворяя требования ООО "Коммунальщик", суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался ст. 210, п. 1 ст. 426, ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 153, ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 376-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 1, ст. 6, п. 7 ст. 24.6 Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 4, п. 8 (17), пп. 8 (5) - 8 (7) Правил обращения с. твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1156 от 12 ноября 2016 г, ст. 56 ГПК РФ, исходил из того, что ООО "Коммунальщик", являясь в период с 1 мая 2019 г. по 30 апреля 2021 г. региональным оператором на основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО по Республике Алтай, заключенного 23 апреля 2018 г. с Министерством регионального развития РА, оказывал услуги населению по вывозу ТКО, пришел к выводу, что ответчик Соколова А.М, являясь собственником жилого дома по "адрес", как потребитель оказанных истцом услуг по ТКО, обязана нести бремя расходов по оплате услуг по обращению с ТКО.
Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству, бремя доказывания между сторонами распределено правильно.
Вопреки доводам жалобы отсутствие между сторонами договора в письменной форме не свидетельствует об отсутствии договорных отношений и не может являться основанием для неуплаты коммунальных платежей, поскольку в соответствии с действующим законодательством сложившиеся между сторонами отношения в отсутствие подписанного обеими сторонами письменного договора рассматриваются как договорные.
При отсутствии доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию отходов ответчиком, отсутствии соответствующих договоров с третьими лицами, суды также пришли к правильному выводу о том, что ответчик пользуется коммунальной услугой, что предполагает возникновение у потребителя обязанности по ее оплате.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии акцепта при фактическом использовании услуг регионального оператора несостоятельны. Допустимых и достоверных доказательств самостоятельного вывоза или утилизации твердых коммунальных отходов способом, не нарушающим санитарного законодательства не представлено.
Иных доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход рассмотрения заявления, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов кассационная жалоба не содержат, в связи с чем отсутствуют основания для её удовлетворения.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 2 Майминского района Республики Алтай от 16 марта 2022 г. и апелляционное определение Майминского районного суда Республики Алтай от 16 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Соколовой А.М. - без удовлетворения.
Судья Ковалевская В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.