Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Латушкиной С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-62/2022 (УИД 38RS0009-01-2021-001545-34) по иску Гурбановой Любови Степановны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Иркутской области о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Иркутской области на решение Зиминского городского суда Иркутской области от 23 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гурбанова Любовь Степановна (далее по тексту - Гурбанова Л.С, истец) обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Иркутской области (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России N 6 по Иркутской области, ответчик) о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что истец находилась в трудовых отношениях с ответчиком, 29 октября 2021 г. служебный контракт с ней был расторгнут, она освобождена от должности и уволена с гражданской службы в связи с реорганизацией Межрайонной ИФНС России N 14 по Иркутской области путем присоединения к Межрайонной ИФНС России N 6 по Иркутской области и сокращением должностей гражданской службы в Межрайонной ИФНС России N 14 по Иркутской области по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". При расторжении служебного контракта ей были выплачены соответствующие компенсации, однако, при исчислении месячного денежного содержания для расчета денежной компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск и для расчета отпускных за период с 11 мая 2021 г. по 30 сентября 2021 г. инспекцией не были учтены полученные истцом единовременные денежные поощрения и средства материального стимулирования. Письмом от 2 декабря 2021 г. в перерасчете истцу отказано.
С учетом уточнений Гурбанова Л.С. просила взыскать с ответчика недоначисленную компенсацию четырехмесячного денежного содержания в размере 156653, 08 рубля, недоначисленную компенсацию за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 22722, 73 рубля, недоначисленные выплаты денежного содержания за периоды ежегодных оплачиваемых отпусков с 11 мая 2021 г. по 31 мая 2021 г. и с 1 сентября 2021 г. по 30 сентября 2021 г. в размере 61153, 35 рубля, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
Решением Зиминского городского суда Иркутской области от 23 марта 2022 г. исковые требования Гурбановой Л.С. частично удовлетворены, с Межрайонной ИФНС России N 6 по Иркутской области в пользу Гурбановой Л.С. взысканы недоначисленная компенсация четырехмесячного денежного содержания в размере 156653, 08 рубля, недоначисленная компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 22722, 73 рубля, недоначисленные выплаты денежного содержания за периоды ежегодных оплачиваемых отпусков с 11 мая 2021 г. по 31 мая 2021 г. и с 1 сентября 2021 г. по 30 сентября 2021 г. в размере 61153, 35 рубля, компенсацию морального вреда в размере 4000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 июля 2022 г. решение Зиминского городского суда Иркутской области от 23 марта 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Межрайонной ИФНС России N 6 по Иркутской области просит отменить решение Зиминского городского суда Иркутской области от 23 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 июля 2022 г г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, Гурбанова Л.С. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России N 14 по Иркутской области в различных должностях в период с 1 февраля 2008 г. по 29 октября 2021 г, последняя занимаемая должность - начальник правового отдела (в период с 10 апреля 2017 г. по 29 октября 2021 г.), что подтверждается копией трудовой книжки и служебными контрактами.
Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 20 июля 2021 г. Межрайонная ИФНС России N 14 по Иркутской области реорганизована с 1 ноября 2021 г. путем присоединения к Межрайонной ИФНС России N 6 по Иркутской области.
На основании приказа от 15 октября 2021 г. N в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, в соответствии с пунктам 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе", служебный контракт с Гурбановой Л.С. расторгнут с 29 октября 2021 г, она освобождена от должности федеральной гражданской службы и уволена с гражданской службы в связи с реорганизацией МИФНС N по Иркутской области путем присоединения к МИФНС N 6 по Иркутской области и сокращением должностей гражданской службы в МИФНС N 14 по Иркутской области по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск.
1 ноября 2021 г. Гурбанова Л.С. обратилась в Межрайонную ИФНС России N 6 по Иркутской области с заявлением о перерасчете выплаченной ей суммы четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск и денежного содержания за периоды оплачиваемых отпусков, с учетом сумм материального стимулирования и премий, выплаченных ей в течение двенадцати месяцев, предшествующих увольнению.
Письмом от 2 декабря 2021 г. Гурбановой Л.С. отказано в перерасчете в связи с отсутствием оснований, поскольку выплаченные ей дополнительные стимулирующие выплаты не входят в систему оплаты труда гражданских служащих и не являются гарантированной выплатой в структуре денежного содержания.
В период с мая 2020 года по сентябрь 2021 года, который следует принимать во внимание при расчете спорных выплат, в соответствии с приказами работодателя Гурбановой Л.С. производились выплаты в виде материального стимулирования к премии за достигнутые показатели эффективности профессиональной служебной деятельности.
Так, из приказов Межрайонной ИФНС России N 14 по Иркутской области от 11 декабря 2020 г. N, от 28 сентября 2020 г. N, от 7 июля 2020 г. N, от 20 сентября 2021 г. N, от 15 июля 2021 г. N N, от 23 апреля 2021 г. N к расчетных листков за период с мая 2020 по сентябрь 2021 гг. следует, что Гурбановой Л.С. были выплачены средства материального стимулирования в размере соответственно 40000 рублей, 41742 рубля, 59647 рублей, 64704 рубля, 73345 рублей, 46799, 18 рублей. Данные выплаты произведены в пределах средств, предусмотренных из федерального бюджета на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих Инспекции.
Выплата указанных сумм производилась на основании приказов работодателя, изданных в соответствии с приказами УФНС России по Иркутской области от 8 декабря 2020 г. N N от 24 сентября 2020 г. N N от 29 июня 2020 г. N N, от 16 сентября 2021 N N от 9 июля 2021 г. N N; от 15 апреля 2021 г. N N которыми было утверждено распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда в 2020, 2021 гг.
Вышеуказанные приказы УФНС по Иркутской области в свою очередь были изданы в соответствии с приказами ФНС России от 25 июня 2020 г. N ЕД-8-5/18дсп@, от 18 сентября 2020 г. N ЕД-8-5/25дсп@, от 4 декабря 2020 г. N КЧ-8-5/36ДСП@, от 14 апреля 2021 г. N ЕД-8-5/16дсп@, от 9 июля 2021 г. N ЕД-8-5/25дсп@, от 13 сентября 2021 г. N ЕД-8-5/27дсп@, с распределении бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда, оплаты труда.
Согласно приказам Межрайонной ИФНС России N 14 по Иркутской области от 24 ноября 2020 г. N, от 21 августа 2020 г. N, от 10 июня 2020 г. N, от 17 августа 2021 г. N, от 23 июня 2021 г. N, от 13 мая 2021 г. N Гурбановой Л.С. в период с мая 2020 по сентябрь 2021 гг. были выплачены суммы премий в размере 32037, 50 рублей, 83497, 05 рублей, 80691, 02 рубль, 65304 рубля, 83901 рубль, 62968, 13 рублей за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федерального государственного гражданского служащего, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на Межрайонную ИФНС России N 14 по Иркутской области за счет дополнительных бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что выплата государственным гражданским служащим органов ФНС России материального стимулирования и премии связана с исполнением ими должностных обязанностей к имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.
Средства материального стимулирования и премии выплачены истцу в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, и указанные суммы следует учитывать в порядке пунктов 6 и 8 Правил от 6 сентября 2007 г. N 562 в качестве выплат, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенных статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-Ф3, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Вместе с тем, истцу произведен расчет причитающихся выплат при увольнении без учета сумм всех премий и материального стимулирования, выплаченных истцу в 2020-2021 гг. за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск или дню увольнения истца, соответственно.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым судами дана надлежащая оценка в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Из части 13 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ следует, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Согласно части 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила N 562).
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
В силу абзаца 1 пункта 6 Правил N 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем 1 пункта 8 Правил N 562, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
В соответствии с абзацем 2 пункта 8 Правил N 562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Как следует из положений части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ).
В силу части 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: на выплату районного коэффициента (коэффициента); на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат; ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
На основании пункта 9 данного Указа фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абзацам 8, 10 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы; совершенствование системы материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих, доведение уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличение в оплате труда государственных гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации учитывая, что дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, то есть связано с исполнением служащим его должностных обязанностей, осуществляется по результатам оценки достижения государственным служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, судебные инстанции пришли к правомерному выводу, что выплаченное истцу материальное стимулирование и премии должны учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты денежного содержания на период ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении.
Доводы кассационной жалобы о том, что выплаты, направленные на стимулирование профессиональной служебной деятельности, не подлежат включению в состав основного денежного содержания гражданского служащего, неправильном определении правовой природы средств материального стимулирования и единовременного денежного поощрения, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, примененных судами при разрешении дела и выводов судебных инстанций не опровергают.
Из системного толкования приведенного правового регулирования следует, что федеральным государственным органам ежегодно доводятся объемы средств, имеющих целевой характер, - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы. При этом данными актами правовая форма и (или) механизм выплаты этих средств не установлены. Целевой характер этих мероприятий заключается в повышении уровня оплаты труда указанных категорий лиц, что прямо свидетельствует об отнесении соответствующих выплат к выплатам за профессиональную служебную деятельность.
При этом в структуре денежного содержания выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера в зависимости от должностного оклада, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя (пункт 4 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), тогда как судами установлено, что выплата государственным гражданским служащим органов ФНС России материального стимулирования и премии связана с исполнением ими должностных обязанностей и имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий и осуществляется по результатам оценки достижения государственным служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.
Следовательно, выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что суммы материального стимулирования подлежат включению в расчет денежного содержания за период нахождения в очередном отпуске, при исчислении компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, соответствуют вышеприведенным правовым нормам.
Не могут быть признаны состоятельными доводы кассационной жалобы о том, что суды при разрешении спора неправомерно руководствовались положениями писем Министерства финансов Российской Федерации, поскольку в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований следует принять во внимание содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 разъяснения в отношении квалификации правовой природы бюджетных ассигнований, направленных Правительством Российской Федерации с той же целью, что и предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
Доводы кассационной жалобе о том, что судебными инстанциями не была дана оценка относительно уменьшения размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий в связи с пересчетом отпускных с учетом сумм материального стимулирования не опровергают выводов судебных инстанций, поскольку из материалов дела следует, что обжалуя решение суда первой инстанции ответчик на указанные обстоятельства не ссылался и данные доводы не были предметом исследования суда апелляционной инстанции.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, по сути, выражают несогласие с выводами судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, повторяют позицию ответчика, изложенную суду первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией ответчика, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке, фактически направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.
Юридически значимые обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций определены правильно, выводы судов должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Зиминского городского суда Иркутской области от 23 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.