Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 августа 2007 г. N А56-14265/2005
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03 апреля 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 мая 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Любченко И.С., Подвального И.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Форест" Гущина С.В. (доверенность от 01.10.06), от Балтийской таможни Солдатовой Р.А. (доверенность от 29.12.06 N 04-19/994), от Федеральной таможенной службы Агаповой Е.О. (доверенность от 20.12.06), от Управления Федерального казначейства по Санкт-Петербургу Васильевой С.А. (доверенность от 15.01 07),
рассмотрев 22.08.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной таможенной службы на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.06 по делу N А56-14265/2005 (судья Ульянова М.Н.).
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Форест" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Управления Федерального казначейства по Санкт-Петербургу (далее - УФК) и Балтийской таможни (далее - таможня) 43 788 руб. 88 коп. необоснованно уплаченного административного штрафа и 2 900 руб. 86 коп. процентов за неправомерное пользование денежными средствами.
С согласия заявителя к участию в деле в качестве ответчика привлечена Федеральная таможенная службу (далее - ФТС).
Решением от 18.12.06 суд обязал ФТС возвратить обществу за счет казны Российской Федерации 43 788 руб. 88 коп. необоснованно уплаченной суммы штрафа. В отношении других ответчиков заявленные требования отклонены. В части взыскания процентов производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе ФТС просит отменить решение суда как вынесенное с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, правовая природа административного штрафа и гражданско-правовых убытков неодинакова, поскольку штраф не выполняет компенсационной функции. Здесь же отмечено, что функции администратора бюджетных поступлений на местах выполняют территориальные таможенные органы, а не ФТС.
В судебном заседании представитель ФТС поддержал доводы кассационной жалобы, а представители общества, таможни и УФК возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, постановлением таможни от 13.08.04 по делу об административном правонарушении N 10216000-1936/2004 общество привлечено к административной ответственности за недостоверное декларирование на основании части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Заявителю назначено административное наказание в виде 43 788 руб. 88 коп. штрафа. Сумма штрафа уплачена обществом в бюджет платежным поручением от 23.08.04 N 132.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.04 по делу N А56-33964/04 указанное постановление таможни признано незаконным и отменено. Общество неоднократно обращалось в таможню с заявлением о возврате (зачете) уплаченного штрафа в счет будущих таможенных платежей. Таможня в удовлетворении заявлений отказала, что и послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Обязывая ФТС возвратить обществу сумму штрафа, суд применил положения части 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации, пункта 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 5 Порядка перечисления, распределения и учета сумм штрафов, налагаемых в административном порядке, а также по вступившим в законную силу приговором судов (судей) в соответствии со статьей 85 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.08.2000 N 80н (далее - Порядок).
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы ФТС.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет отнесено к компетенции администраторов доходов федерального бюджета.
Администратором денежных штрафов за нарушение таможенных правил определена Федеральная таможенная служба (приложение 11.1 к названному Закону).
В силу пункта 5 Порядка (действовал на момент обращения общества в таможню с заявлением о зачете денежных средств) органы федерального казначейства осуществляют возврат плательщикам излишне уплаченные (взысканные) суммы штрафов на основании сведений органов, уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации налагать штрафы за соответствующие административные правонарушения.
Понуждение ФТС возвратить обществу излишне уплаченный административный штраф согласуется с приведенными нормами бюджетного законодательства.
Учитывая, что таможенные органы составляют единую централизованную систему (пункт 1 статьи 401 Таможенного кодекса Российской Федерации), а также отсутствие прямых указаний в законодательстве, кассационная коллегия не видит принципиальной разницы в том, на какой таможенный орган должна быть возложена обязанность по возврату заявителю излишне уплаченных денежных средств: территориальный или федеральный.
Независимо от юридической природы излишне уплаченных обществом денежных средств (публично- или гражданско-правовой), возможности отнесения их к убыткам имущественные права заявителя должны быть восстановлены.
Оснований для отмены обжалуемого решения суда, исчерпывающий перечень которых приведен в части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная коллегия в данном случае не находит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил;
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.06 по делу N А56-14265/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной таможенной службы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
И.О. Подвальный
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 августа 2007 г. N А56-14265/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника