Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Папушиной Н.Ю, судей Благодатских Г.В, Шабаловой О.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 38RS0036-01-2021-007388-86 по иску Гончаренко Д.В. к Обществу с ограниченной ответственностью УКП "Березовый-1" о признании действий незаконными, устранении нарушения прав, компенсации морального вреда по кассационной жалобе Гончаренко Д.В. на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 19 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Папушиной Н.Ю, объяснения Гончаренко Д.В, представителя ООО УКП "Березовый-1" - Мальцев Д.Е,
УСТАНОВИЛА:
Гончаренко Д.В. обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) УКП "Березовый-1" о признании действий незаконными, устранении нарушения прав, компенсации морального вреда. В обоснование требований истцом указано, что он является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес", "адрес" "адрес". С ООО УКП "Березовый-1" Гончаренко Д.В. заключен договор управления многоквартирным домом от 10 марта 2020 г. При этом квартира была передана истцу застройщиком по акту приема-передачи 04 марта 2020 г.
С марта 2020 г. Гончаренко Д.В. получает платежные документы для внесения платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, где в числе услуг, подлежащих оплате, были указаны отдельные услуги: "электроэнергия", "ГВС - горячее водоснабжение", "XВC - холодное водоснабжение". В выставленных платежных документах не указано, в соответствии с каким нормативным правовым актом и на основании каких данных, а также каких приборов произведен расчет размера платы за указанную услугу.
Вместе с тем, согласно акту, установка и опломбирование электросчетчиков фактически осуществлена лишь 27 августа 2021 г.
В квитанциях ошибочно указано об одном зарегистрированном и проживающем в квартире лице, что не соответствует действительности. За период с марта 2020 г. по 27 августа 2021 г. истец фактически не пользовался коммунальными услугами: электроэнергией, горячим и холодным водоснабжением. С момента покупки квартиры, жилое помещение не является пригодным для проживания, поскольку отсутствует косметический ремонт, мебель; жилье находится в черновом варианте после строительства. В квартире никто не проживал и не зарегистрирован. Также в квартире отсутствует водоотведение, фактически нет разводки труб, а приборы учета воды установлены только 27 августа 2021 г.
Произведенный расчет размера платы за услуги "электроэнергия", "ГВС - горячее водоснабжение", "ХВС - холодное водоснабжение" с применением положений Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", как полагает истец, не обоснован, не соответствует закону и нарушает права потребителя, поскольку управляющая компания обязана была согласовать с истцом предоставление услуг, и своевременно, еще до начала предоставления услуг довести до сведения потребителя информацию о наименовании таких услуг, размере, расчетах, цене и потребительских свойствах.
Как следствие, истец полагает, что незаконными действиями ему причинен моральный вред, который он оценивает в размере 5 000 рублей.
С учётом уточнения требований Гончаренко Д.В. просил суд:
- признать действия ООО УКП "Березовый-1" по начислению коммунальных услуг с 18 февраля 2020 г. по 27 августа 2021 г. по адресу: "адрес", "адрес" незаконными;
- обязать ответчика произвести перерасчет начисленных коммунальных платежей за период с 18 февраля 2020 г. по 27 августа 2021 г. по адресу: "адрес";
- взыскать с ООО УКП "Березовый-1" компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, судебные расходы;
- обязать ответчика произвести подключение к электрической энергии жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Решением Свердловского районный суда г. Иркутска от 19 апреля 2022 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 июля 2022 г. решение Свердловского районный суда г. Иркутска от 19 апреля 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Гончаренко Д.В. изложена просьба об отмене обжалуемых судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению автора жалобы, судами неверно определены существенные для дела обстоятельства, что привело к вынесению неправильных судебных постановлений. Так, суды не учли, что жилое помещение было передано истцу по акту приема-передачи лишь 04 марта 2020 г, что исключает возможность начисления платежей с 18 февраля 2020 г. Кроме того, судами также ошибочно не приято во внимание и то, что истец не пользуется квартирой, не проживает в ней, т.е. не должен нести расходы по оплате за коммунальные услуги, поскольку фактически не является их потребителем. Заявитель также полагает, что установка приборов учета находится в зоне ответственности управляющей компании, что исключает возможность её возложения на истца.
Участвуя в судебном заседании с помощью средств ВКС, Гончаренко Д.В. доводы кассационной жалобы поддержал; представитель ООО УКП "Березовый-1" - Мальцев Д.Е. против удовлетворения жалобы возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами установлено, что Гончаренко Д.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
Квартира передана истцу ООО "Норд-Вест" по акту приема-передачи по договору N участия в долевом строительстве многоквартирного дома от 18 февраля 2020 г. (л.д. 10). На акте, возле подписи Гончаренко Д.В. указана дата - 04 марта 2020 г.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес" от 15 июня 2020 г, принято решение о выборе управляющей организации, выбрано - ООО УКП "Березовый-1", а также утверждены условия договора управления многоквартирным домом с ООО УКП "Березовый-1".
Ранее ООО УКП "Березовый-1" осуществляло управление многоквартирным домом по спорному адресу на основании договора управления многоквартирным домом от 14 февраля 2020 г, заключенного с застройщиком ООО "Норд-Вест".
С Гончаренко Д.В. договор управления многоквартирным домом заключен 10 марта 2020 г. По условиям данного договора управляющая компания обязана обеспечивать предоставление коммунальных услуг собственнику, нанимателю и членам их семей, помещений в объекте и пользующимся этими помещениями лицам в виде холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, отопления в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха, электроснабжения, в соответствии с Правилами (пункт 2.1.3 договора); производить начисление и сбор платежей за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, коммунальные услуги.
В рамках осуществления ООО УПК "Березовый-1" своей деятельности по управлению многоквартирным жилым домом, заключены договор теплоснабжения и горячего водоснабжения N от 01 сентября 2018 г, с учетом дополнительного соглашения N от 18 июня 2020 г.; договор водоотведения N от 01 апреля 2019 г.; договор энергоснабжения N от 01 июля 2018 г.; договор на отпуск питьевой воды N от 24 ноября 2020 г.; договор холодного водоснабжения N от 01 июля 2018 г.
Судами также установлено, что согласно карточке лицевого счета (л.д. 53-58) по состоянию на 14 января 2022 г. задолженность Гончаренко Д.В. составляла 43111, 83 рублей.
ООО УКП "Березовый-1" направляло 02 июня 2021 г. и 23 июля 2021 г. Гончаренко Д.В. смс-уведомление с предупреждением о приостановлении предоставления коммунальной услуги, что подтверждается детализацией сотового оператора ООО "Т2 Мобайл" (л.д. 120-130).
29 июля 2021 г. по адресу: "адрес", "адрес", "адрес" произведено отключение электроэнергии в связи с неуплатой коммунальных услуг, что подтверждается актом об отключении электроэнергии (л.д. 72).
25 ноября 2021 г. произведено повторное отключение электроэнергии в связи с неуплатой коммунальных услуг и самовольным подключением электроэнергии собственником, что подтверждается актом об отключении электроэнергии (л.д. 73).
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ на граждан и организации возложена обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Такая обязанность возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (подпункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 26 постановления Пленума от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" (далее - постановление Пленума N 22), обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги у лица, принявшего жилое помещение от застройщика, после выдачи последнему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию возникает с момента передачи жилого помещения по передаточному акту или иному документу о передаче (пункт 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Анализируя отношения сторон спора, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что датой передачи квартиры истцу следует считать 18 февраля 2020 г, поскольку каких-либо указаний на иную дату его составления данный документ не содержит. Из проставленной же Гончаренко Д.В. даты "04 марта 2020 г." не следует, что передача квартиры фактически произошла в указанную дату, поскольку никаких объяснений обстоятельств проставления этой даты акт не содержит.
В соответствии с частью 2 стать 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным жилым домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Согласно разъяснениям, данным Верховным Судом Российской Федерации в пункте 9 постановления Пленума N 22, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя:
- плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме);
- плату за коммунальные услуги (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункты 2, 3 части 1, пункты 1, 3 части 2, часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Как определено частью 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 30 постановления Пленума N 22 отметил, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (часть 1 статьи 155 ЖК РФ).
При этом следует иметь в виду, что, если иной срок не установлен, последним днем срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги является десятое число месяца включительно (статьи 190-192 ГК РФ).
Одновременно, в силу разъяснений, приведенных в пункте 37 постановления Пленума N 22, временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт.
При временном отсутствии нанимателей (собственников) и (или) членов их семей внесение платы за иные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 155 ЖК РФ).
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), определен порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учет.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Согласно пункту 33 Правил N 354, потребитель в том числе, вправе:
з) принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности, за исключением случаев установки и ввода в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий в соответствии с пунктом 80(1) настоящих Правил возложено на гарантирующего поставщика или сетевую организацию;
и) требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного потребителем или привлеченным им лицом индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета электрической энергии, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и раздела VII настоящих Правил, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, за исключением случаев организации учета электрической энергии в соответствии с пунктом 80(1) настоящих Правил.
При этом, в силу пункта 31 Правил N 354, исполнитель в том числе, обязан:
ж) принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.), и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, если прибор учета электрической энергии не подключен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях, а также в случаях, предусмотренных пунктами "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, передавать, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, полученные от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета управляющей организации, товариществу или кооперативу, осуществляющим управление многоквартирным домом. В отношении коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии, подключенных к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), обязанность по снятию показаний с приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика, который является владельцем соответствующей интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), а предоставление показаний таких приборов учета осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности);
т) не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом;
у) осуществлять по заявлению потребителя, за исключением предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика (сетевую организацию - в отношении жилого дома (домовладения), ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, в том числе установленного гарантирующим поставщиком (сетевой организацией - в отношении жилого дома (домовладения) в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
В силу пункта 81 Правил N 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.
Материалами дела подтверждается, что согласно акту опломбировки электросчетчиков, опломбировка была произведена 27 августа 2021 г.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Пунктом 56 (1) Правил N 354 предусмотрено, что в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и членом совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.
Аналогичные требования содержаться и в пункте 3.10 договора управления многоквартирным домом, заключенного Гончаренко Д.В.
Согласно пункту 56 (2) Правил N 354, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Изложенное свидетельствует о том, что коммунальные услуги подлежат оплате исходя объема их потребления, а в случае невозможности определения объема индивидуального потребления, исходя из среднемесячного потребления и применения установленных нормативов потребления коммунальных услуг.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что ООО УКП "Березовый-1" правомерно производились начисления платы коммунальных платежей Гончарено Д.В. за "электроэнергию", "ГВС - горячее водоснабжение", "ХВС - холодное водоснабжение" за жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" "адрес", учитывая, что именно на собственнике лежит бремя содержания принадлежащего ему имущества. При этом каких-либо сведений о том, что истец не проживает в данном жилом помещении собственник управляющей компании в установленном порядке не передавал, а, напротив, произвел самовольное подключение электроэнергии после её отключения.
Согласно пункту 117 Правил N 354, исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в том числе, случае: а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 118 Правил N 354 под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
На основании пункта 119 Правил N 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Согласно пункту 121 Правил N 354, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.
Анализируя собранные по делу доказательства, суды пришли к правильному выводу о том, что ответчиком был соблюден порядок по приостановлению подачи электрической энергии. При этом оснований подключения к электрической энергии жилого помещения, по адресу: "адрес" не имеется, во всяком случае до выполнения обязательств со стороны истца, необходимых для производства такого подключения.
Вопреки доводам заявителя, материалами дела не подтверждён и факт нарушения со стороны ответчика положений пункта 81 Правил N 354 об исполнении обязанности по вводу прибора учета в квартире истца в эксплуатацию, поскольку, как верно отметили суды, управляющая организация не является гарантирующим поставщиком, установка и допуск в эксплуатацию приборов учета не входит в перечень обязанностей ООО УКП "Березовый-1". Кроме того, отсутствуют доказательства обращения истца в управляющую организацию по поводу опломбировки индивидуального прибора учета, поскольку такое обращение могло быть осуществлено посредством направления через сеть "Интернет" без нарушения режима самоизоляции.
Как следствие, выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального права, судами допущено не было.
Доводы же о несогласии с выводами судов относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
При этом другая точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 19 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Гончаренко Д.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.