Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Благодатских Г.В, судей Папушиной Н.Ю, Шабаловой О.Ф, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 38RS0030-01-2022-000778-74 по иску Рысенкова Л.В. к Обществу с ограниченной ответственностью "Бадарма" о признании действий незаконными, перерасчете платы за тепловую энергию, по иску Общества с ограниченной ответственностью "Бадарма" к Рысенкова Л.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг по кассационной жалобе Рысенкова Л.В. на решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 20 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутской областного суда от 01 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Папушиной Н.Ю,
УСТАНОВИЛА:
Рысенкова Л.В. обратилась в суд с иском Обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Бадарма" о признании действий незаконными, перерасчете платы за тепловую энергию. В обоснование требований истицей указано, что она является собственницей "адрес" в "адрес". Дом, в котором расположена квартира Рысенкова Л.В, представляет собой блокированную застройку с печным отоплением.
В 1993-1994 гг. данный дом был присоединен к централизованному отоплению - были проложены трубы, подсоединены батареи по нормативам, исходя из площади помещения.
Однако, по мере выхода из строя батарей, они были сняты управляющей компанией, и на трубы были установлены заглушки. Поскольку размер отапливаемой площади уменьшался, соответственно и размер оплаты за отопление корректировался управляющей организацией. В настоящее время общая площадь квартиры истицы составляет 46, 2 кв.м, а отапливаемая лишь 4 кв.м.
Согласно техническому паспорту от 07 октября 2021 г, централизованное отопление осталось только в коридоре. Остальные комнаты отапливаются от печи и электрокотла.
До середины сентября 2021 г. ответчик взимал с истицы плату за отопление, исходя из отапливаемой площади 4 кв.м, а с середины сентября 2021 г. из общей площади квартиры 46, 2 кв.м. Данные действия Рысенкова Л.В. считает незаконными.
На основании изложенного истица просила суд признать действия ООО "Бадарма" по начислению платы исходя из общей площади помещения незаконными; признать незаконным отказ ООО "Бадарма" в перерасчете платы за коммунальные услуги; обязать ООО "Бадарма" произвести перерасчет платы за тепловую энергию исходя из отапливаемой площади.
ООО "Бадарма" обратилось в суд с самостоятельным иском к Рысенкова Л.В. о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги за период с 01 сентября 2018 г. по 31 декабря 2021 г. в размере 155557, 87 рублей.
Определением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 18 марта 2022 г. указанные гражданские дела объединены в одно производство.
Решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 20 апреля 2022 г. исковые требования Рысенкова Л.В. оставлены без удовлетворения, требования ООО "Бадарма" удовлетворены. С Рысенкова Л.В. в пользу ООО "Бадарма" взыскана задолженность по оплате за потребленные коммунальные услуги за период с 01 сентября 2018 г. по 31 декабря 2021 г. в размере 155557, 87 рублей, расходы по уплате государственной пошлины.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 01 августа 2022 г. решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 20 апреля 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Рысенкова Л.В. изложена просьба об отмене обжалуемых судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению автора жалобы, судами неверно определены существенные для дела обстоятельства, что привело к вынесению неправильных судебных постановлений. Так, суды не учли, что квартира заявительницы расположена не в многоквартирном жилом доме, а в доме блокированной застройки, т.е. жилой дом не имеет общего имущества. Как следствие, это исключает возможность применения правил расчёта, установленных для многоквартирных домов, необорудованных общими приборами учёта. Кроме того, суды не дали какой-либо оценки тому обстоятельству, что ООО "Бадарма" ранее взымало плату за меньшую площадь, т.е. признавало тот факт, что не вся площадь квартиры истицы является отапливаемой.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Учитывая разъяснения, данные в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г, принимая во внимание характер спора, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами установлено, что Рысенкова Л.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес" жилого помещения 46, 2 кв.м.
ООО "Бадарма" является единственным поставщиком коммунальных услуг на территории Бадарминского муниципального образования, оказывает услуги в сфере теплоснабжения и водопотребления.
Согласно договору N безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 18 августа 2020 г, Администрация муниципального образования "Усть-Илимский район" передало ООО "Бадарма" в безвозмездное пользование имущество муниципального образования "Усть-Илимский район", в том числе трасса тепловодоснабжения, площадью 5261 м.
В соответствии с техническим паспортом дома по адресу: "адрес" по состоянию на 18 июля 1980 г, в доме имеется две квартиры, общей площадью 92, 7 кв.м. ("адрес", общей площадью 46, 2 кв.м, "адрес" - 46, 5 кв.м.). Вид отопления дома - печное.
По техническому паспорту на "адрес" по состоянию на 07 октября 2021 г. общая площадь квартиры составляет 46, 2 кв.м. Вид отопления: печное, от электрокотла, от местной котельной.
Актами осмотра помещения по адресу: "адрес" от 11 января 2022 г. N и от 13 апреля 2022 г. N, составленными ООО "Бадарма", подтверждается, что ввод центрального отопления в квартиру имеется. При входе в квартиру стоит радиатор чугунный, со слов собственника он служит байпасом для циркуляции воды. Отопление в квартире автономное, отсутствует разрешение на реконструкцию внутридомовых инженерных сетей и согласование с ООО "Бадарма". Произведена реконструкция инженерных сетей без согласования, имеется техническая возможность для установки радиаторов по всей квартире.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии с требованиями действующего законодательства (статья 548 ГК РФ) к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие~ правоотношения, вытекающие из договора на энергоснабжение.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ на граждан и организации возложена обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Такая обязанность возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (подпункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 стать 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным жилым домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Согласно разъяснениям, данным Верховным Судом Российской Федерации в пункте 9 постановления Пленума от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" (далее - постановление Пленума N 22), плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя:
- плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме);
- плату за коммунальные услуги (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункты 2, 3 части 1, пункты 1, 3 части 2, часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19 постановления Пленума N 22, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном федеральным законом, или органом местного самоуправления в случае наделения его отдельными государственными полномочиями (части 1, 2 статьи 157 ЖК РФ).
Согласно подпункту "е" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам.
Пунктом 42(1) Правил N 354 определен порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению.
Оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Аналогичные нормы содержатся в подпункте "а" пункта 2 Правил расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 857).
Согласно Правилам N 857, расчет платы за отопление в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, производится согласно нормативу потребления тепловой энергии, утвержденных тарифов на тепловую энергию, исходя из общей площади жилого помещения.
Абзацем восьмым пункта 42(1) Правил N 354 определено, что в целях определения исполнителем размера платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом отсутствия в жилом или нежилом помещении отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления, установки индивидуальных источников тепловой энергии в помещении в многоквартирном доме в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации, потребитель коммунальной услуги представляет в адрес исполнителя копии документов, подтверждающих проведение такого переустройства. Исполнитель определяет плату за коммунальную услугу по отоплению с учетом указанных документов с расчетного периода, в котором предоставлены подтверждающие документы.
Необходимо отметить, что факт отсутствия в помещении многоквартирного дома приборов отопления подлежит учету при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению путем принятия равным нулю объема тепловой энергии, приходящейся на данное помещение, в соответствии с пунктом 2(5) приложения N 2 к Правилам. Так, данным пунктом определено, что объем потребленной за расчетный период тепловой энергии равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
Правила N 354 содержат прямой запрет потребителю на самовольный демонтаж или отключение обогревающих элементов, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом (пункт 35).
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, в соответствии с которым переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Согласно части 1 статьи 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В силу части 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Рысенкова Л.В. и возлагая на неё обязанность по уплате задолженности, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что истицей по первоначальному иску произведено самовольное переустройство системы отопления. При этом в спорном жилом помещении, как указали суды, имеется техническая возможность установки приборов учета тепловой энергии на системе отопления. Кроме того, судами отмечено, что в спорной квартире произведено самовольное переустройство, которое не согласовано с органами местного самоуправления.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материалы дела не содержат доказательств того, что принадлежащее истице жилое помещение расположено не в многоквартирном жилом доме, а в доме блокированной застройки; ранее начисления Рысенкова Л.В. оплаты централизованное теплоснабжение производились исходя из площади в 4 кв.м, а также факта оплаты за отопление по произведенным ей начислениям. В равной степени истицей в нарушении требований статьи 56 ГПК РФ не представлено и доказательств того, что на момент принятия на обслуживание спорного жилого дома (2018 г.) ответчиком по первоначальному иску переустройство системы отопления было фактически произведено предшествующими управляющими компаниями, которые взымали плату с учётом такого переустройства.
В силу чего приведенные выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального права, судами допущено не было.
Доводы же о несогласии с выводами судов относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
При этом другая точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 20 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутской областного суда от 01 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Рысенкова Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.