Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 22RS0035-01-2021-000261-95 (2-5/2022) по иску К.Л.А. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю о признании решения незаконным, включении периодов работы в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначении пенсии
по кассационной жалобе К.Л.А. на решение районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 19 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
К.Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (далее- ОПФР по Алтайскому краю) о признании решения незаконным, включении периодов работы в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначении пенсии.
В обосновании требований указала, что в спорные периоды работала в должности воспитателя, однако оспариваемым решением пенсионного органа ей незаконно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимых 25 лет педагогического стажа.
Просила суд с учетом уточнений признать решения пенсионного органа от 8 мая 2019 г. N незаконным, возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы:
с 16 сентября 1985 г. по 29 февраля 1988 г. в детском саду Щербактинского ремзавода в должности сестры-воспитателя;
с 15 февраля 1999 г. по 1 июня 2001 г. в Щербактинской средней школе в должности воспитателя предшкольной подготовки;
с 15 октября 2001 г. по 13 июля 2005 г. в детском саду СХА племзавод им.Энгельса в должности воспитателя;
с 14 июля 2005 г. по 14 сентября 2008 г. в детском саду КФХ Ф.В.М. в должности воспитателя;
с 1 по 31 июля 2016 г. в детском саду "Колосок" СХА колхоз племзавод "Степной" в должности воспитателя;
с 1 января по 31 июля 2018 г. в МБОУ "Гришковская средняя общеобразовательная школа" в должности воспитателя;
с 15 февраля 2019 г. по 2 марта 2022 г. в детском саду "Колосок" МБОУ "Гришковская средняя общеобразовательная школа" в должности воспитателя. Также просила возложить на ответчика обязанность назначить ей досрочную страховую пенсию с 15 февраля 2019 г, взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере 17 000 руб, расходы по оплате государственной пошлины - 300 руб.
Решением районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 19 мая 2022 г. исковые требования удовлетворены частично. Суд возложил на ответчика обязанность зачесть в педагогический стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с 15 февраля 2019 г. по 31 декабря 2021 г. в Гришковском детском саду "Колосок" - филиале муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Гришковская средняя общеобразовательная школа" в должности старшего воспитателя. В удовлетворении остальной части требований суд отказал, взыскав с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб, расходы по оплате государственной пошлины - 300 руб.
Дополнительным решением районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 8 июня 2022 г. на ответчика возложена обязанность зачесть в педагогический стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с 1 января 1986 г. по 27 мая 1987 г, с 1 по 29 февраля 1988 г. в детском саду Щербактинского ремзавода в должности воспитателя, период работы с 1 по 31 января 2018 г. в МБОУ "Гришковская средняя общеобразовательная школа" в должности воспитателя.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 августа 2022 г. решение районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 19 мая 2022 г. отменено в части отказа во включении в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком, с вынесением в данной части нового решения, которым суд возложил на ответчика обязанность засчитать в педагогический стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 28 мая 1987 г. по 31 января 1988 г.
В остальной части решение районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 19 мая 2022 г. оставлено без изменения.
К.Л.А. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 19 мая 2022 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 августа 2022 г. в части отказа в удовлетворении ее требований, как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального права. Кассатор, в том числе, выражает несогласие с выводами судов о невключении в ее специальный стаж периода работы с 15 февраля 1999 г. по 1 июня 2001 г. (2 года 3 месяца 17 дней) в должности воспитателя предшкольной подготовки в Щербактинской средней школе Республики Казахстан в связи с непредставлением доказательств уплаты страховых взносов, поскольку в Российской Федерации в спорный период отсутствовали законодательные требования об уплате страховых взносов.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь п. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) рассмотрела дело в отсутствии неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что доводы жалобы заслуживают внимания в отношении отказа во включении в специальный стаж периода работы истца с 15 февраля 1999 г. по 1 июня 2001 г. (2 года 3 месяца 17 дней) в должности воспитателя предшкольной подготовки в Щербактинской средней школе Республики Казахстан.
Судами установлено и следует из материалов дела, 15 февраля 2019 г. К.Л.А, обратилась Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Славгороде Алтайского края (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости по пункту ч. 19 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Решением пенсионного органа от 8 мая 2019 г. N истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемых 25 лет педагогической деятельности. Стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости определен пенсионным органом в 12 лет 9 месяцев 6 дней, продолжительность страхового стажа составила 23 года 2 месяца 28 дней.
В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ засчитаны следуют периоды работы: с 29 марта по 23 августа 1988 г, со 2 октября по 2. ноября 1990 г, с января 1991 г. по 6 февраля 1992 г, с 17 марта 1992 г. по 3 ноября 1993 г, с; 15 сентября 2008 г. по 23 февраля 2012 г, с 25 февраля 2012 г. по 9 июля 2014 г, с 21 июля 2014 г. по 30 июня 2015 г, с 1 августа 2015 г. по 24 апреля 2016 г, с 28 апреля по 30 июня 2016 г, с 1 11 августа 2016 г, с 12 августа 2016 г. по 31 декабря 2017 г, с 1 августа 2018 г. по февраля 2019 г.
При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии старости, не засчитаны периоды работы:
с 16 сентября 1985 г. по 29 февраля 1988 г. в качестве сестры-воспитателя детского сада Щербактинского Ремзавода Щербактинского района Павлодарской области Республики Казахстан, так как должность не предусмотрена Списками;
с 15 февраля 1999 г. по 1 июня 2001 г. в качестве воспитателя предшкольной подготовки Щербактинской средней школы Щербактинского района Павлодарской области Республики Казахстан, так как педагогическая деятельность на территории Республики Казахстан не подлежит зачету в педагогическую деятельность при назначении досрочной страховой пенсии по старости после 27 июля 1996 г. (Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсион" обеспечения от 13 марта 1992 г.);
с 15 октября 2001 г. по 26 апреля 2002 г. в качестве воспитателя СХА племзавод имени Энгельса, так как организация не предусмотрена Списками учреждений для детей и отсутствуют документы, подтверждающие выполнение педагогической деятельности в учреждениях для детей, документально не подтверждена норма учебно-педагогической нагрузки на норму ставки рабочего времени;
с 27 апреля 2002 г. по 13 июля 2005 г. в качестве воспитателя СХА Племзавод имени Энгельса, так как организация не предусмотрена Списками учреждений для детей, а также сведениями индивидуального лицевого счета застрахованного лица не подтверждена норма учебно-педагогической нагрузки на норму ставки рабочего времени;
с 14 июля 2005 г. по 14 сентября 2008 г. в качестве воспитателя детского сад Крестьянском (фермерском) хозяйстве Ф.В.М, так как выполнение педагогической деятельности в учреждениях для детей не подтверждено сведениями индивидуального лицевого счета застрахованного лица;
с 1 по 31 июля 2016 г. в качестве воспитателя детского сада СХА (колхоз) племзавод "Степной", так как выполнение педагогической деятельности в учреждениях для детей не подтверждено сведениями индивидуального лицевого счета застрахованного лица;.
с 1 января по 31 июля 2018 г. в качестве воспитателя МБОУ "Гришковская средняя общеобразовательная школа", так как выполнение педагогической деятельности произведено с осуществлением неполной учебно-педагогической нагрузки (0, 5 ставки).
Дата регистрации К.Л.А. в системе государственного пенсионного страхования - 27 апреля 2002 г.
Суд первой инстанции, включая в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с 1 января 1986 г. по 27 мая 1987 г. и с 1 по 29 февраля 1988 г. в качестве воспитателя детского сада Щербактинского ремонтно-механического завода, исходил из того, что К.Л.А. в указанный период, несмотря на запись в трудовой книжке о принятии на работу в качестве сестры-воспитателя, получала заработную плату как воспитатель, в отпуске без сохранения заработной платы фактически находилась с 28 мая 1987 г. по 31 января 1988 г.
Установив, что период работы истца с 15 февраля 1999 г. по 1 июня 2001 г. на территории государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 г. не подтверждается справкой компетентных органов государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (обязательные пенсионные взносы в рамках рассматриваемого спора Республики Казахстан), пришел к выводу об отсутствии основания для включения в педагогический стаж, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, указанного периода в должности воспитателя предшкольной подготовки в Щербактинской средней школе.
Отказывая во включении в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода работы с 15 октября 2001 г. по 13 июля 2005 г. в детском саду СХА племзавод им.Энгельса в должности воспитателя, суд первой инстанции указал, что истцом не представлено доказательств выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы после 1 сентября 2000 г. Кроме того, отмечено, что самим работодателем, как усматривается из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, данный период работы не учитывался как период с особыми условиями труда.
Суд первой инстанции, установив, что Администрация Гришковского сельсовета, Администрация Кусакского сельсовета, Комитет по образованию администрации Немецкого национального района Алтайского края не предоставили сведения о работе К.Л.А. в период с 14 июля 2005 г. по 14 сентября 2008 г. и с 1 по 31 июля 2016 г, поскольку штатные расписания, табели учета рабочего времени на хранение не поступали, а справкой, уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимых для назначения досрочной трудовой пенсии, и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, МБОУ "Гришковская средняя общеобразовательная школа" от 27 января 2022 г. не подтверждаются особые условия труда К.Л.А. в период с 1 по 31 июля 2016 г. в СХА ПЗ "Степной" в детском саду "Колосок" воспитателем, пришел к выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж педагогической деятельности истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы с 14 июля 2005 г. по 14 сентября 2008 г. и с 1 по 31 июля 2016 г, поскольку истцом не представлено доказательств выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, а работодателями указанные периоды работы не учитывались как периоды с особыми условиями труда. Также отмечено, что в трудовой книжке должность истца в СХА колхоз племзавод "Степной" указана как подменный воспитатель.
Согласно справке, уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимых для назначения досрочной трудовой пенсии, и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, МБОУ "Гришковская средняя общеобразовательная школа" от 18 января 2018 г. К.Л.А. работает в МБОУ "Гришковская СОШ" воспитателем ДОУ детский сад "Колосок" с 12 августа 2016 г, а с 14 августа 2017 г. и по настоящее время ? старшим воспитателем с полным рабочим днем в режиме полной рабочей недели Кроме того, в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица имеются сведения об особых условиях труда с 12 августа 2016 г.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о включении в педагогический стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода работы с 1 по 31 января 2018 г. (весь месяц с учетом январских каникул) в качестве воспитателя в Гришковском детском саду "Колосок" - филиале МБОУ "Гришковская средняя общеобразовательная школа", поскольку, несмотря на то, что особые условия труда не подтверждаются сведениями индивидуального лицевого счета за указанный месяц, однако истец фактически осуществляла трудовую функцию в качестве старшего воспитателя на 0, 5 ставки и в качестве воспитателя на 0, 5 ставки, а всего выполнила норму рабочего времени за ставку заработной платы.
Включая в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 15 февраля 2019 г. по 31 декабря 2021 г. в Гришковском детском саду "Колосок" - филиале МБОУ "Гришковская средняя общеобразовательная школа" старшим воспитателем, суд первой инстанции исходил из того, что истец осуществляла трудовую функцию в должности старшего воспитателя в школе, что предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, выполняла норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, спорный период в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета указан с кодом льготы.
Поскольку с учетом включения в педагогический стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 1 января 1986 г. по 27 мая 1987 г, с 1 по 29 февраля 1988 г, с 1 по 31 января 2018 г. и с 15 февраля 2019 г. по 31 декабря 2021 г. специальный педагогический стаж истца составил 17 лет 2 месяца 16 дней, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требование о назначении досрочной страховой пенсии удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции соглашаясь с выводом суда первой инстанции о том, что период работы истца с 15 февраля 1999 г. по 1 июня 2001 г. не может быть включен в подсчет страхового стажа, поскольку компетентным органом Республики Казахстан не подтвержден факт уплаты за спорный период страховых взносов в установленном законом порядке, указал следующее.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.), в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения : и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с п.2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу I лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, ; приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Согласно п. 5 Рекомендаций по проверки правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, являющихся приложением к Распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств- участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом: стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к стажу на соответствующих видах работ.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 г, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
На основании ст. 37 Закона Республики Казахстан от 17 июня 1991 г. N 675-XII "О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан" право на пенсию за выслугу лет имели педагогические работники.
Действие ст. 37 вышеуказанного Закона Республики Казахстан было приостановлено до 1 января 2001 г. в соответствии со ст.ст. 2, 5 Закона Республики Казахстан от 16 июля 1996 г. N 32-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской СССР "О пенсионном обеспечении граждан в Казахской СССР" со дня опубликования Закона от 16 июля 1996 г. N 32-1 (с 27 июля 1996 г.).
Институт досрочной пенсии педагогическим работникам в Республике Казахстан отменен в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 20 июня 1997 г. N 136-1 с 1 января 1998 г.
Законом Республики Казахстан от 20 июня 1997 г. N 136-1 "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" с 1 января 1998 г. введена накопительная система и не предусмотрено назначение пенсии педагогическим работникам ранее достижения ими общеустановленного возраста.
Во исполнение реформы пенсионного обеспечения на территории Республики Казахстан созданы накопительные пенсионные фонды, в которые с 1 января 1998 г. все работающие граждане в обязательном порядке производили отчисления в размере 10 % - дохода на свой индивидуальный пенсионный счет.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу, является факт предоставления истцом справки компетентного органа, в данном случае, Республики Казахстан, об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение, начиная с 1 января 1998 г.
Согласно сообщению филиала НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" от 27 сентября 2021 г. N 15928, от 8 ноября 2021 г. N 3666 накопительная пенсионная система в Республике Казахстан введена с 1 января 1998 г, по имеющимся в базе данных сведениям на К.Л.А, обязательные пенсионные взносы за период с 1 января 1998 г. и по настоящее время (август 2021 года) не перечислялись.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя ссылки истца на то, что периоды работы с 15 октября 2001 г. по 13 июля 2005 г. в детском саду СХА племзавод им.Энгельса, с 14 июля 2005 г. по 14 сентября 2008 г. в детском саду КФХ Ф.В.М, с 1 по 31 июля 2016 г. в детском саду "Колосок" СХА колхоза племзавод "Степной" в должности воспитателя подлежат включению в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, указал, что доказательств выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы после 1 сентября 2000 г, в качестве необходимого условия для включения этих периодов в специальный стаж, не представлено.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции об отказе во включении в специальный стаж периода отпуска по уходу ребенком, суд апелляционной инстанции указал, что с принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1, с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 г, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, период г. нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г.
В связи с тем, что отпуск по уходу за ребенком был предоставлен истцу с 28 мая 1987 г, то есть до внесения изменений в законодательство, в соответствии с который указанный отпуск не подлежал включению в специальный трудовой стаж, то имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований К.Л.А. в этой части требований и включении периода с 28 мая 1987 г. по 31 января 1988 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требование о назначении досрочной страховой пенсии удовлетворению не подлежит, поскольку с учетом включения в педагогический стаж истца, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком (8 месяцев 4 дня), педагогический стаж составляет менее 25 лет.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом первой и апелляционной инстанции нормы материального права в части отказа во включении периода работы истца с 15 февраля 1999 г. по 1 июня 2001 г. в подсчет страхового стажа, поскольку компетентным органом Республики Казахстан не подтвержден факт уплаты за спорный период страховых взносов в установленном законом порядке, применены неправильно.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ, в том числе, Республикой Казахстан, и Российской Федерацией подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г).
В соответствии со ст. 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (ч. 1 ст. 8 названного закона), страховой стаж (ч. 2 ст. 8 названного Закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (ч. 3 ст. 8 названного Закона).
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1 настоящей статьи.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч.1 ст. 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж педагогической деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Однако суды при рассмотрении требований К.Л.А. о проверке законности решения пенсионного органа об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ положения вышеуказанных норм закона, устанавливающих возможность учета страхового стажа, приобретенного на территории государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 г, не применили к спорным отношениям, и вследствие этого не установили обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно: стаж работы К.Л.А. в учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками, и наличие в связи с этим оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Приходя к выводу о том, что период работы истца с 15 февраля 1999 г. по 1 июня 2001 г. в Щербактинской средней школе Республики Казахстан в должности воспитателя предшкольной подготовки не может быть включен в подсчет педагогического стажа, поскольку компетентным органом Республики Казахстан не подтвержден факт уплаты за спорный период страховых взносов в установленном законом порядке, суды вышеприведенные нормы права не учли. В связи с чем, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о включении указанного периода в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, апелляционное определение, которым решение суда в указанной части было оставлено без изменения, подлежат отмене, с направлением дела в отменной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Учитывая, что назначение досрочной страховой пенсии зависит от количества соответствующего стажа, судебная коллегия по Гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отметить решение суда первой и апелляционной инстанции в части отказа в назначении истцу досрочной страховой пенсии.
Доводы кассатора о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции об отказе во включении в специальный стаж периодов работы истца с 15 октября 2001 г. по 13 июля 2005 г. в детском саду СХА племзавод им.Энгельса, с 14 июля 2005 г. по 14 сентября 2008 г. в детском саду КФХ Ф.В.М, с 1 по 31 июля 2016 г. в детском саду "Колосок" СХА колхоза племзавод "Степной" в должности воспитателя, не влекут удовлетворение кассационной жалобы, поскольку были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который пришел к правильному выводу о том, что истцом не представлено доказательств выполнения в указанные периоды нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы; работодателями указанные периоды работы не учитывались как периоды с особыми условиями труда. Также отмечено, что в трудовой книжке должность истца в СХА колхоз племзавод "Степной" указана как подменный воспитатель.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отметить, что при рассмотрении заявленных требований суды руководствовались Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", а также п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, которым определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Частью 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии вины истца в том, что работодатель не предоставлял соответствующие сведения персонифицированного учета по лицевому счету истца, не влекут удовлетворение кассационной жалобы, поскольку, как правильно учтено судами, условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, предусматривающей, что периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в части отказа в удовлетворении требований о включении в специальный педагогический стаж истца периода работы с 15 февраля 1999 г. по 1 июня 2001 г. в Щербактинской средней школе Республики Казахстан в должности воспитателя предшкольной подготовки, а также в удовлетворении требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в отмененной части следует дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В остальной части решение суда первой инстанции и апелляционное определение оставить без изменения.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь ст. 379.7, ст. 390, ст. 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 19 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 августа 2022 г. в части отказа в удовлетворении требований о включении в специальный педагогический стаж истца периода работы с 15 февраля 1999 г. по 1 июня 2001 г. в Щербактинской средней школе Республики Казахстан в должности воспитателя предшкольной подготовки, а также отказа в удовлетворении требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости - отменить, в отмененной части дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В остальной части решение районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 19 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 августа 2022 г. оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.