Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Лавник М.В.
судей: Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1547/2022 (УИД 42RS0009-01-2022-001034-28) по иску Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области -Кузбассу к Грошеву В.Л. о взыскании незаконно полученных сумм доплаты к пенсии
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее по тексту - ГУ-ОПФР по Кемеровской области, истец) обратилось в суд с иском к Грошеву В.Л. (далее по тексту - Грошев В.Л, ответчик) о взыскании незаконно полученных сумм доплаты к пенсии.
Требования мотивирует тем, что Грошеву В.Л. на основании Федерального закона от 11 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" с 30 ноября 2001 г. назначена и выплачивалась ежемесячная доплата к пенсии, как члену летного экипажа воздушного судна гражданской авиации, оставившему работу в должности, дающей право на доплату к пенсии. В случае трудоустройства на летную должность он в своем письменном заявлении от 17 марта 2003 г. о назначении доплаты к пенсии обязался уведомить об этом территориальный орган.
25 мая 2021 г. в результате проверки на факт работы по данным работодателей, сотрудниками территориального органа Пенсионного Фонда Российской Федерации получены сведения о том, что Грошев В.Л. в период с 1 февраля 2019 г. по 31 июля 2020 г. работал в ООО "Авиа- Сибирь" в должности пилота-инструктора (летная служба), но в пенсионный орган об этом не сообщил и доплату к пенсии за указанный выше период получил незаконно, поскольку на основании статьи 1 Федерального закона от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ при поступлении на должность члена летного экипажа выплата доплаты к пенсии подлежала приостановлению до оставления им этой работы.
На основании решения осуществление ежемесячной доплаты к пенсии прекращено с 1 февраля 2019 г.
Несообщение сведений об обстоятельствах, влекущих прекращение дополнительной выплаты к пенсии, повлекло перерасход сумм средств федерального бюджета, в связи с необоснованной дополнительной выплатой к пенсии за период с 1 февраля 2019 г. по 31 июля 2020 г. в размере 391 562 рубля 96 копеек.
Грошеву В.Л. направлено уведомление о сложившейся переплате и предложено в досудебном порядке внести сумму переплаты на счет ПФР, однако до настоящего времени задолженность не оплачена.
Истец просит суд взыскать с Грошева В.Л. переплату доплаты к пенсии, установленную как члену летного состава гражданской авиации, прекратившему летную работу в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии за период с 1 февраля 2019 г. по 31 июля 2020 г. в размере 391 562 рубля 96 копеек.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 17 марта 2022 г. требования Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области -Кузбассу к Грошеву В.Л. о взыскании незаконно полученных сумм доплаты к пенсии удовлетворены.
Взыскана с Грошева В.Л. в пользу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу незаконно полученная сумма доплаты к пенсии, установленная как члену летного состава гражданской авиации, прекратившему летную работу в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, за период с 1 февраля 2019 г. по 31 июля 2020 г. в размере 391 562 рубля 96 копеек.
Взыскана с Грошева В.Л. в доход местного бюджета государственная пошлина в сумме 7 115 рублей 62 копейки.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 июля 2022 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово от 17 марта 2022 г. отменено. Принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу к Грошеву В.Л. о взыскании незаконно полученных сумм доплаты к пенсии отказано в полном объеме.
Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 июля 2022 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного постановления, как незаконного, и оставлении без изменения решения Центрального районного суда г. Кемерово от 17 марта 2022 г.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений, указанных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего
Как установлено судами и следует из материалов дела, с 30 ноября 2001 г. Грошев В.Л. получает ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".
Ответчик в заявлении от 17 марта 2001 г. просил назначить дополнительное материальное обеспечение летному составу по выслуге лет, при этом из текста данного заявления не усматривается, что Грошев В.Л. взял на себя обязательство извещать пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение доплаты.
25 мая 2021 г. в результате проверки на факт работы по данным работодателей, сотрудниками территориального органа Пенсионного Фонда Российской Федерации получены сведения о том, что Грошев В.Л. в период с 1 февраля 2019 г. по 31 июля 2020 г. работал в ООО "Авиа- Сибирь" в должности пилота-инструктора (летная служба), включенной в Список должностей, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии.
Решением от 25 мая 2021 г. N установлено, что Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кемерово Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) выявило ошибку, допущенную при выплате ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ, установленной Грошеву В.Л, и в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" устранена данная ошибка с 1 февраля 2019 г. по 31 июля 2020 г. и с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2020 г.
Распоряжением от 26 ноября 2020 г. Центр ПФР по выплате в Кемеровской области-Кузбассе (Центральный район г.Кемерово) приостановил доплату, установленную Грошеву В.Л. в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ, с 1 сентября 2020 г.
В соответствии с протоколом выявления излишне выплаченных гражданину сумм социальных выплат N от 5 августа 2021 г. в отношении Грошева В.Л. выявлен факт излишней выплаты сумм доплаты к пенсии за период с 1 февраля 2019 г. по 31 июля 2020 г, с 1 сентября 2020 г. по 30 ноября 2020 г. в размере 414 450 рублей 20 копеек.
Грошеву В.Л. направлено уведомление о сложившейся переплате и предложено в досудебном порядке внести сумму переплаты на счет ПФР, однако до настоящего времени задолженность не оплачена.
Согласно Выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица по форме СЗИ-НВП в отношении Грошева В.Л, выданной ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу следует, что работодателем за период с 1 января 2018 г. по 31 июля 2020 г. подавались в ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу данные о работе Грошева В.Л. в ООО "Авиа-Сибирь".
Разрешая спор, руководствуясь положениями статьи 1 Федерального закона от 27 ноября 2001 г. N155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", Постановления Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 г. N155 "Об утверждении списка должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", и Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии", исходя из того, что Грошев В.Л. не известил территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на выплату доплаты к пенсии, в связи с чем незаконно получил доплату к пенсии за период с 1 февраля 2019 г. по 31 июля 2020 г. в размере 391 562 рубля 96 копеек, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований и взыскании с ответчика в пользу пенсионного органа образовавшейся задолженности в указанном выше размере.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда с указанным выводом суда первой инстанции не согласилась, указав на то, что суд первой инстанции при разрешении спора не учел положения пункта 1 статьи 1102 и пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которых излишне выплаченные Грошеву В.Л. суммы доплат могут быть взысканы с получателя в случае установления недобросовестности с его стороны или в случае счетной ошибки.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что недобросовестность ответчика по данному делу установлена не была, поскольку из заявления Грошева В.Л. от 17 марта 2003 г, на которое ссылается истец как доказательство правомерности исковых требований, не усматривается обязательство Грошева В.Л. о необходимости безотлагательно извещать пенсионный орган об обстоятельствах, влияющих на выплату доплаты к пенсии.
Также суд апелляционной инстанции указал на то, что Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляющий управление средствами пенсионного страхования и обеспечивающий назначение и выплату государственных пенсий, в том числе, доплат к пенсии, исходя из предоставленных ему полномочий по контролю за правильным и рациональным расходованием его средств, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности мог установить факт трудовой деятельности ответчика, и как следствие узнать об утрате права на получение ежемесячной доплаты к пенсии ранее 25 мая 2021 г. - дня вынесения решения об обнаружении ошибки допущенной при выплате ежемесячной доплаты к пенсии Грошеву В.Л. Факт того, что истец был извещен об обстоятельствах, влияющих на выплату доплаты к пенсии, а именно, что Грошев В.Л. трудоустроен с 1 января 2018 г, его работодателем - ООО "Авиа - Сибирь", которым поданы сведения в установленный законом срок, не опровергнут стороной истца.
Оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение в установленных законом случаях (статья 39, часть 1), относит определение порядка реализации данного конституционного права, включая установление доплат к пенсиям, круга их получателей и оснований приобретения права на них, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет средств, дополнительно поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, а также порядок финансового обеспечения расходов на выплату указанной доплаты определяются Федеральным законом от 27 ноября 2001 г. N155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее по тексту - Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. N155-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (далее - члены летных экипажей), получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей, в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы).
Доплата к пенсии назначается при наличии выслуги в должности члена летного экипажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении по состоянию здоровья летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, - не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.
При этом Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. N155-ФЗ предусматривал утверждение Правительством Российской Федерации списка должностей членов летных экипажей и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 14 марта 2003 года N155 утвердило Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2001 г. N155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", в котором предусмотрены должности по группам: пилоты, штурманы, бортовые инженеры, бортовые механики, бортовые радисты, другие члены летного экипажа.
При поступлении пенсионера, получающего доплату к пенсии, вновь на летную работу, на должность, дающую право на доплату к пенсии, выплата доплаты к пенсии приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот пенсионер был принят на указанную работу.
Пенсионеры, получающие доплату к пенсии, организации, использующие труд членов летных экипажей (далее - плательщики взносов), пенсионные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пенсионное обеспечение, обязаны безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на выплату доплаты к пенсии (часть 8 статьи 1 Федерального закона от 27 ноября 2001 г. N155-ФЗ).
В случае представления недостоверных сведений или несвоевременного представления сведений, повлекших перерасход средств на выплату доплаты к пенсии, виновные лица возмещают территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющему выплату доплаты к пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 9 статьи 1 (часть 8 статьи 1 Федерального закона от 27 ноября 2001 г. N155-ФЗ).
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением гражданами пенсий и других социальных выплат.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, с учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права и изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации с гражданина, которому установлена доплата к пенсии как члену летного экипажа воздушного судна гражданской авиации, оставившему летную работу, не может быть произведено взыскание излишне выплаченных ему денежных средств без установления факта недобросовестности (противоправности) в действиях такого гражданина.
В соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации; является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов; организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; капитализацию средств Пенсионного фонда России, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в названный фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств; организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).
Согласно статье 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ) установлена обязанность по представлению страхователями в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений об уплачиваемых страховых взносах (на основании данных бухгалтерского учета) и сведений о страховом стаже застрахованных лиц (на основании приказов и других документов по учету кадров).
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г..N27-ФЗ (в редакции действовавшей в спорный период) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 7) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 8) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 9) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости (подпункт 5 части 2 статьи 11 Федерального закона от
1 апреля 1996 г..N27-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщик (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица.
Целью индивидуального (персонифицированного) учета является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть распределение Пенсионным фондом начисленных и уплаченных страхователем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в течение отчетного периода (квартал) на каждого застрахованного работника для формирования накопительной части трудовой пенсии (перераспределения на индивидуальные лицевые счета работников части страховых взносов). Соответственно, несвоевременное представление или представление неполных или недостоверных индивидуальных сведений о работниках страхователя нарушает их права на своевременное распределение поступивших в пенсионный фонд, в том числе от конкретного страхователя страховых взносов на индивидуальные лицевые счета для формирования накопительной части трудовой пенсии.
Тем самым сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются необходимой составляющей данных об уплаченных и исчисленных страховых взносах, представляемых страхователями в пенсионный фонд.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что из заявления Грошева В.Л. от 17 марта 2003 г. не усматривается его обязательство о необходимости безотлагательно извещать пенсионный орган об обстоятельствах, влияющих на выплату доплаты к пенсии; из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Грошева В.Л. по форме СЗИ-НВП следует, что работодателем ответчика - ООО "Авиа-Сибирь" за период с 14 января 2019 г. по 31 июля 2020 г. подавались сведения в пенсионный орган в отношении данного работника, учитывая, что Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляющий управление средствами пенсионного страхования и обеспечивающий назначение и выплату государственных пенсий, в том числе, доплат к пенсии, исходя из предоставленных ему полномочий по контролю за правильным и рациональным расходованием его средств, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности мог установить факт трудовой деятельности ответчика, и как следствие узнать об утрате права на получение ежемесячной доплаты к пенсии ранее 25 мая 2021 г. - дня вынесения решения об обнаружении ошибки допущенной при выплате ежемесячной доплаты к пенсии Грошеву В.Л, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии доказательств недобросовестности в действиях ответчика при получении доплаты к пенсии, и, как следствие, отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции фактические обстоятельства дела судом установлены, юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства вошли в предмет доказывания по делу и получили надлежащую правовую оценку, выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Указание кассатора на получение истцом сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица Грошева В.Л. за период с 14 января 2019 г. по 31 июля 2020 г. после образования задолженности не опровергает выводов суда, поскольку в силу положений статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в редакции, действовавшей в спорный период, в срок не позднее 1 марта 2020 г. истец располагал сведениями о трудовой деятельности ответчика в 2019 г, однако, надлежащие меры по приостановлению выплаты доплаты к пенсии произведены не были, доказательств наличия обстоятельств объективно препятствовавших установлению пенсионным органом указанных обстоятельств суду представлено не было.
Оснований для отмены апелляционного определения по иным доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку они повторяют правовую позицию истца, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами суда апелляционной инстанции, иная оценка фактических обстоятельств, равно как и отличное от данного судом толкования положений закона, не подтверждает допущенных судом нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемого апелляционного определения в кассационном порядке.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы кассационной жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 июля 2022 г.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.