Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, Судей Раужина Е.Н, Гусева Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-9/2022 (УИД:70RS0012-01-2021-000353-32) по иску Чобаль Любови Ивановны к Администрации Бакчарского района о признании права на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по кассационной жалобе Чобаль Любови Ивановны на решение Бакчарского районного суда Томской области от 22 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 6 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, выслушав объяснения Чобаль Л.И. а её представителя - адвоката Зорина Е.Ю, действующего на основании ордера, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чобаль Л.И. обратилась в суд с иском к Администрации Бакчарского района Томской области, в котором с учётом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила признать за ней право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных с ним местностей по состоянию на 6 октября 1997 г.; признать незаконным: снятие её с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, исключение её из списка граждан Бакчарского района, желающих выехать в г. Томск и южные районы Томской области в 1997 -2000 гг. (N), исключение её из Книги регистрации и учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (N); возложить обязанность на Администрацию Бакчарского района Томской области устранить нарушение права на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по состоянию на 6 октября 1997 г, посредством восстановления на учёте в списке граждан Бакчарского района, желающих выехать в г. Томск и южные районы Томской области и Книге регистрации и учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
В обоснование заявленных требований Чобаль Л.И. указала, что с 6 октября 1997 г. она, в составе семьи из трёх человек, включена в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера за номером N. В 2001 году ответчик незаконно исключил её из указанного списка, поскольку она утратила право на получение социальной выплаты для приобретения жилья ввиду предоставлении её матери О.М. (в составе семьи которой указана Чобаль Л.И.) субсидии на приобретение жилого помещения в г. Томске.
Чобаль Л.И. считает, что её семья могла быть исключена из списка лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера лишь в случае обеспечения их жилым помещением за пределами района Крайнего Севера, соответствующим нормам предоставления жилых помещений. Приобретение же О.М. в собственность жилого помещения за пределами северных районов Томской области в рамках программы переселения, не может служить законным основанием для исключения её и членов её семьи из списка лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, так как данное обстоятельство не свидетельствует об утрате ранее включёнными в список гражданами права на получение социальной выплаты. Закон предусматривает возможность учёта лишь стоимости её доли в той квартире, которая была приобретена для О.М, с учётом членов её семьи.
Определением суда от 20 декабря 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных исковых требований привлечён Департамент архитектуры и строительства Томской области.
26 января 2022 г. протокольным определением в качестве третьего лица привлечена Ковалевская Н.М.
Решением Бакчарского районного суда Томской области от 22 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 6 июля 2022 г, в удовлетворении исковых требований Чобаль Л.И. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Чобаль Л.И. просит отменить решение Бакчарского районного суда Томской области от 22 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 6 июля 2022 г.
На кассационную жалобу Администрацией Бакчарского района принесены письменные возражения, в которых ответчик просит принятые по делу судебные постановления оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 6 октября 1997 г. Чобаль Л.И. обратилась к Главе Администрации Бакчарского района с заявлением о включении её в очередь по приобретению жилья в городе Томске, указав северный рабочий стаж 23 года, состав семьи три человека.
Чобаль Л.И. была постановлена 6 октября 1997 г. на учёт граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (учётное дело N), что подтверждается сообщениями Администрации Бакчарского района от 28 мая 2021 г, 20 марта 2018 г.
Из книги регистрации и учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья N (начата 10 сентября 1996 г. - окончена 26 декабря 2005 г.) следует, что под номером N стоит Чоболь Л.И.
Из дела также следует, что 6 октября 1997 г. О.М. было подано заявление Главе Администрации Бакчарского района, в котором она просила выделить ей двухкомнатную квартиру в г. Томске, указав период проживания и работы в с. Бакчар. В подтверждение стажа работы представлена справка. (учётное дело N).
Из справки от 7 декабря 2000 г, выданной Бакчарской сельской администрацией следует, что О.М, ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающая в "адрес", имеет состав семьи: дочь - Чобаль Л.И, ДД.ММ.ГГГГ рождения, внучка - Н.М, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Регистрация по указанному месту жительства Чобаль Л.И. 7 февраля 2000 г. и Н.М. 3 декабря 2000 г, подтверждается копиями их паспортов.
Таким образом, на момент распределения квартиры, на основании постановления от 9 января 2011 г. N, Чобаль Л.И. входила в состав семьи О.М.
Постановлением главы Администрации Бакчарского района от 9 января 2001 г. N 18, на основании постановления Главы Администрации (Губернатора) области от 20 декабря 1996 г. N 349 "О программе строительства на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из северных районов Томской области" и распоряжением Главы Администрации (губернатор) Томской области от 7 августа 2000 г. N298-р, О.М. была распределена квартира по адресу: "адрес", в составе семьи три человека.
Распределение квартир, строящихся по "адрес" на 2000 год по районам Томской области для граждан, выезжающих из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, было утверждено распоряжением Главы Администрации (Губернатор) Томской области от 7 августа 2000 г. N 298-р, согласно приложению.
Из приложения к указанному распоряжению следует, что Бакчарскому району на 2000 год для граждан, выезжающих из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, распределена 1- комнатная квартира.
Из списка квартир, выделенных Бакчарскому району по вышеуказанному распоряжению по программе 2000 года следует, что квартира была предоставлена 2 - комнатная по "адрес" (2-ая очередь строительства), общей площадью 73, 7 кв.м.
Согласно списку жителей Бакчарского района переселяемых в г. Томск, в указанном списке значится О.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, стаж работы на Севере 49 лет, категория - пенсионер, дочь Чоболь Л.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, стаж работы 28 лет, категория - работающая, внучка Н.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, категория безработная.
10 января 2001 г, между ОАО "Риэлстрой-НЭБ" и О.М. был заключён договор долевого участия в строительстве жилья - двухкомнатной квартиры "адрес" (2-я очередь строительства) в г. Томске, общей площадью 73, 7кв.м.
На основании постановлений Администрации Бакчарского района от 27 января 2005 г. N51 и от 9 июня 2005 г. N 325 в постановление от 9 января 2001 г. N 325 были внесены изменения в части расчёта стоимости квартиры и дополнена общая площадь квартиры 62 кв.м (по результатам рассмотрения протеста прокурора).
Из дополнительного соглашения от 18 февраля 2002 г. к договору от 10 января 2001 г, заключённого между ОАО "Риэлтсрой-НЭБ" к О.М. следует, что в указанный договор были внесены изменения по желанию его сторон, а именно на строительство жилья - однокомнатной квартиры "адрес" (1-я очередь строительства) в г. Томске, общей площадью 49, 5 кв.м.
В судебном заседании Чобаль Л.И. пояснила, что в связи с тем, что они были не согласны с размером суммы, которую надлежало вносить им самостоятельно из собственных средств, было принято решение об изменении договора и получении квартиры меньшей площади.
Указанное обстоятельство следует также и из содержания обращения Чобаль Л.И. в прокуратуру Томской области.
Из дела также следует и не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела, что по завершению строительства был уточнён адрес - "адрес".
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных Чобаль Л.И. требований, суд первой инстанции оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, в том числе представленный в дело акт приёма-передачи от 3 декабря 2003 г, составленный между ОАО "Риэлтстрой НЭБ" и О.М, Чобаль Л.И. и Н.М, в соответствии с которым, данные граждане собственной подписью свидетельствуют достоверность факта передачи им от застройщика по завершению строительства однокомнатной квартиры N, общей площадью 46, 4 кв.м, по адресу: "адрес", справку ОАО "Риэлтстрой-НЭБ", в соответствии с которой, О.М, Чобаль Л.И. и Н.М. полностью оплатили стоимость однокомнатной квартиры N в "адрес", квитанции к приходному кассовому ордеру, выданные ОАО "Риэлтстрой-НЭБ" о принятии взноса от Чобаль Л.И. -"взнос переселенца Бакчарский район" (квитанция от 3 июля 2002 г.), пришёл к выводу о том, что Чобаль Л.И. реализовала своё право на получение субсидии на приобретение жилья в 2001 г, участвуя в Программе строительства на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из северных районов Томской области, утверждённой Постановлением Главы администрации Томской области от 20 декабря 1996 г. N 349, в составе семьи О.М. из трёх человек, к которым О.М. относила свою дочь - Чобаль Л.И, внучку - Н.М.
Также суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что истцом пропущен срок исковой давности, установленный пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, о применении которого заявлено стороной ответчика.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что Чобаль Л.И. с 2001 г. знала, что она являлась участником соответствующей программы, на основании которой была предоставлена в г. Томске квартира; начиная с 2011 года неоднократно обращалась с жалобами, в том числе по вопросу состава семьи О.М. на момент издания постановления "О выделении квартиры в г. Томске О.М.", в связи с чем о нарушении своего права узнала не позднее 2011 г, в то время как с настоящим иском в суд обратилась только 2 декабря 2021 г. Ходатайств о восстановлении пропущенного срока исковой давности не заявляла, уважительных причин, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенных прав, не приводила.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 1122 "О мерах по ускорению строительства на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" постановлено правительству Российской Федерации: разработать и утвердить Государственную программу строительства на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; предусматривать начиная с 1992 года долевое участие Государственного комитета Российской Федерации по социально-экономическому развитию Севера в реализации этой Государственной программы за счёт выделяемых ему государственных капитальных вложений, в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Российской Федерации на соответствующие годы для финансирования инвестиций; совместно с Центральным банком Российской Федерации и Сберегательным банком Российской Федерации решить вопрос о возможности предоставления льготных кредитов для строительства жилья выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей гражданам, отработавшим там 10 и более лет; подготовить и представить в IV квартале 1992 г. для внесения в Верховный Совет Российской Федерации предложения по вопросу льготного налогообложения предприятий и организаций, осуществляющих строительство жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также других предприятий и организаций в части средств, направляемых на указанное строительство; предусмотреть меры государственной поддержки предприятий и организаций, осуществляющих строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в части обеспечения их техникой, технологическим оборудованием и другими необходимыми материально-техническими ресурсами.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 1122 "О мерах по ускорению строительства на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" разработана Федеральная целевая программа "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утверждённая Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1995 г. N 700.
Как следует из вводной части указанной Федеральной целевой программы, эта программа является составной частью Государственной целевой программы "Жилище", утверждённой Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 20 июня 1993 г. N 595.
Пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 1995 г. N 700 рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике разработать и утвердить региональные программы строительства на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствии с методическим документом, прилагаемым к Программе (Приложение N 30), и ежегодно осуществлять долевое финансирование выполнения этих программ за счёт средств бюджетов указанных субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств предприятий, организаций и внебюджетных источников.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 757 "О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 1996 г. N 1478 "О стимулировании строительства на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в целях решения проблемы предоставления на территории Российской Федерации жилья гражданам, проработавшим в северных районах Томской области 10 и более лет и выезжающим из них, Постановлением Главы администрации Томской области от 20 декабря 1996 г. N 349 утверждена Программа строительства на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из северных районов Томской области.
Согласно пункту 2 Постановления Главы администрации Томской области от 20 декабря 1996 г. N 349, постановлено довести до сведения глав администраций северных районов и городов, руководителей предприятий и организаций, северных переселенцев:
а) что финансирование строительства жилья осуществляется в соотношении:
- 45% - из средств федерального бюджета;
- 10% - из средств областного бюджета и 20% - из средств местных бюджетов при строительстве жилых домов для работников (бывших работников) бюджетной сферы;
- 30% - из средств предприятий и организаций производственной сферы при строительстве жилых домов для работников (бывших работников) предприятий и организаций;
- 25% - из личных средств северных переселенцев;
б) жилищные субсидии выезжающим из северных районов и городов будут распределяться в соответствии с Федеральным законом "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году" пропорционально количеству переселяемых из районов и городов граждан.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Главы администрации Томской области от 20 декабря 1996 г. N 349 администрациям городов и районов, руководителям производственных предприятий и организаций постановлено:
- организовать учёт граждан, проработавших не менее 10 лет на Севере и желающих выехать в более климатически благоприятные регионы;
- разработать мероприятия и графики переселения граждан и представить их в Администрацию области для согласования;
- ежегодно начиная с 1997 года предусматривать в бюджетах средства в размерах, необходимых для реализации программы.
В соответствии с Программной строительства на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из северных районов Томской области, реализация программы в 1996-2005 годах определена в два этапа: 1 этап - 1996-2000 года, 2 этап - 2001 -2005 годы.
Первый этап (начало реализации с государственной поддержкой) предусматривает переселение пенсионеров и работников бюджетных организаций, отработавших не менее 10 лет в северных районах, а также социально незащищенных групп населения, оказавшихся незанятыми вследствие ликвидации или сокращения производства. Исходя из сложившихся обстоятельств и объёмов финансирования, он осуществляется, в основном, в южные районы области и г. Томск.
Второй этап - для всех граждан, отработавших 10 и более лет в северных районах.
Программа переселения граждан рассчитана для категории лиц, выезжающих из северных районов Томской области, которые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 1122 имеют право на получение государственной финансовой поддержки при строительстве для них жилья на территории Российской Федерации.
Затраты на обустройство граждан в районах вселения исчисляются из норматива обеспеченности: 18 квадратных метров площади квартир на человека в городе и 25 квадратных метров в сельской местности. Удельный вес затрат на жилье в общем объёме затрат на обустройство составляет 0, 7.
Поступление финансовых ресурсов для строительства обеспечивается за счёт следующих основных источников:
- 45% - средства федерального бюджета в виде капитальных вложений в жилищное строительство для северных переселенцев, ассигнований на поддержку территории, безвозмездных субсидий для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
- 10% - средства областного и 20% - местных бюджетов при строительстве жилых домов для работников (бывших работников) бюджетной сферы;
- 30% - средства предприятий и организаций производственной сферы при строительстве жилых домов для работников (бывших работников) предприятий и организаций;
- 25% - личные средства северных переселенцев;
- кроме того предполагается привлечение средств внебюджетных фондов.
В области с целью использования и аккумуляции различных финансовых средств в составе департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства создана некоммерческая государственная жилищно-инвестиционная компания (ТЖИК), которой разработаны система привлечения личных средств граждан для переселения с использованием механизма именных жилищных накопительных счетов (ИЖНС) граждан и механизм получения жилищных кредитов, в соответствии с Положением об именных жилищных накопительных счетах и Положением о жилищных кредитах.
Федеральным законом от 17 августа 1996 г. N 116-ФЗ "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 г. было установлено распределение средств федерального бюджета на 1996 год, направляемых на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в климатически благоприятные районы; размер предоставляемых гражданам жилищных субсидий, а так же условия и порядок их предоставления.
Согласно статьи 7 указанного Федерального закона право на получение жилищной субсидии имеют указанные в статье 4 настоящего Федерального закона граждане, обязавшиеся в течение года после предоставления субсидии передать местным органам самоуправления занимаемые их семьями по договору найма, аренды либо на праве собственности жилые помещения. Граждане, получившие жилищные субсидии по настоящему Федеральному закону, теряют право на получение денежной компенсации за освобождаемое жильё по месту сдачи жилища.
Жилищные субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме путем перечисления субъектом Российской Федерации соответствующих средств застройщикам (домовладельцам) по выбранным гражданами местам переселения при наличии договоров между ними о строительстве (приобретении) жилого помещения (статья 8 Федерального закона от 17 августа 1996 г. N 116-ФЗ). Действие данного закона продлено на 1997 год.
В 1998 году вступил в силу Федеральный закон от 25 июля 1997 г. N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счёт средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации. При этом общая продолжительность стажа работы и времени проживания пенсионеров или граждан, зарегистрированных в качестве безработных, в указанных районах и местностях определяется частью второй статьи 6 настоящего Федерального закона (статья 1).
Средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в объёме до 5 процентов используются на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждающимся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на получение таких субсидий. Предоставление средств на жилищные субсидии гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, осуществляется под контролем законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации (статья 2).
Предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в первую очередь гражданам, работающим в ликвидируемых организациях и проживающим в закрывающихся городах, посёлках и на полярных станциях, а также инвалидам, в том числе инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсионерам и гражданам, зарегистрированным более одного календарного года в качестве безработных (статья 4).
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" размер предоставляемой гражданину жилищной субсидии зависит от стажа его работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и определяется по шкале, указанной в данной статье.
Жильё государственного и муниципального жилищных фондов, занимаемое выезжающими гражданами по договору найма или аренды, а также приватизированное жилье подлежат обязательной сдаче (передаче) по месту жительства органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления в месячный срок после приобретения жилья и регистрации этих граждан по новому месту жительства. Граждане, передавшие жильё по договору купли - продажи, имеют право на получение жилищных субсидий с вычетом из них стоимости переданного жилья (статья 7).
Гражданин, которому выделяется жилищная субсидия, имеет право приобрести жильё, соответствующее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям для постоянного проживания, в пределах размера получаемой жилищной субсидии без привлечения собственных и (или) заемных средств. Допускается приобретение жилья, общая площадь которого меньше социальной нормы площади жилья на семью, но не меньше площади, установленной для постановки на учёт для улучшения жилищных условий в регионе вселения (статья 9).
Очерёдность предоставления жилищных субсидий гражданам, а также порядок сдачи выезжающими гражданами занимаемого ими жилья и дальнейшего его использования определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 10).
Действие условий предоставления и порядка получения жилищных субсидий, предоставляемых за счёт средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, установленных Федеральным законом от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", продлено на 2001 год Федеральным законом 2002 год Федеральным законом от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" и Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год".
Постановлением Главы Администрации (губернатора) Томской области от 9 июня 1999 г. N 211, принятым во исполнение Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утверждён Порядок определения очерёдности предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, сдачи занимаемого ими жилья и дальнейшего его использования на территории Томской области (далее - Порядок).
В соответствии с данным Порядок право на получение государственной поддержки на строительство или покупку жилья при выезде из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в регионы Российской Федерации с благоприятными природными и социально-экономическими условиями жизни имеют:
в соответствии с Законом Российской Федерации "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году" от 17 августа 1996 г. N 116-ФЗ граждане, имеющие стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет;
в соответствии с Законом Российской Федерации "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации; в соответствии с Федеральной целевой программой "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1995 г. N 700, граждане, имеющие стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет;
граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Российской Федерации и прибывшие на постоянное место жительства в Томскую область не ранее 1 января 1992 года, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющие в соответствии с Законом Российской Федерации "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ право на получение таких субсидий.
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что списки граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируются органами местного самоуправления на основании заявлений, поданных гражданами, и передаются для контроля в Администрацию Томской области.
Списки граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Российской Федерации и прибывших на постоянное место жительства в Томскую область не ранее 1 января 1992 года, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение жилищных субсидий, формируются по годам выезда органами местного самоуправления, на территории которых они проживают, и передаются в Администрацию Томской области.
В соответствии с пунктом 3 Порядка очередность устанавливается согласно продолжительности стажа работы или времени проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Российской Федерации.
Граждане, получившие государственную поддержку на строительство или покупку жилья в виде жилищных субсидий, обязаны в течение месяца после регистрации по новому месту жительства передать органам местного самоуправления занимаемые по договору найма, аренды либо приватизированные жилые помещения (пункт 6 Порядка).
Передача жилых помещений осуществляется путём расторжения договоров найма или аренды, заключения договоров купли-продажи с подписанием соответствующих актов приёмки-передачи.
Граждане, передавшие жилые помещения по договору купли-продажи, имеют право на получение жилищной субсидии, с вычетом из неё стоимости переданных жилых помещений.
Согласно пункту 7 Порядка граждане, получившие государственную поддержку на строительство или покупку жилья, в соответствии с Федеральной целевой программой "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1995 г. N 700, имеют право получить денежную компенсацию за освобождаемое жильё по месту сдачи жилища, за исключением граждан, имеющих в других районах Российской Федерации забронированное жилое помещение либо дом, или жилое помещение на правах собственности, в размере десяти минимальных месячных размеров оплаты труда за каждый год, проработанный в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Граждане, имеющие приватизированное или принадлежащее на праве личной собственности жильё, могут его продать по оценочной стоимости, определённой БТИ, или сдать в муниципальную собственность.
Передача жилых помещений с целью получения денежной компенсации осуществляется в течение месяца после регистрации граждан по новому месту жительства.
В соответствии с пунктом 26 постановления Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 28 июня 2001 г. N 231 (ред. от 3 марта 2005 г.) "О реализации Федеральной целевой программы "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" на территории Томской области" (вместе с "Положением о порядке строительства и предоставления жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"), семья, получившая квартиру, снимается с очереди на получение жилья.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что постановлением Главы Администрации Бакчарского района от 9 января 2001 г. N, на основании постановления Главы Администрации (Губернатора) области от 20 декабря 1996 г. N 349 "О программе строительства на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из северных районов Томской области" и распоряжением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 7 августа 2000 г. N 298-р, О.М, пенсионеру, проживающей по адресу: "адрес", состав семьи три человека, стаж работы в районах Крайнего Севера 49 лет, время на пенсии 12 лет, была распределена квартира по адресу: "адрес", в составе семьи три человека.
Из справки от 7 декабря 2000 г, выданной Бакчарской сельской администрацией следует, что О.М, проживающая в "адрес", имеет состав семьи: дочь - Чобаль Л.И, внучка - Н.М.
Представленными в материалы дела копиями паспортов подтверждается, что по указанному адресу Чобаль Л.И. зарегистрирована 7 февраля 2000 г, Н.М. с 3 декабря 2000 г.
Согласно представленному в материалы дела списку жителей Бакчарского района переселяемых в г. Томск, в списке значится О.М, дочь Чобаль Л.И, внучка Н.М.
Актом приёма-передачи квартиры N в "адрес", составленным ОАО "Риэлтстрой НЭБ", с одной стороны, и О.М, Чобаль Л.И, Н.М, с другой стороны, подтверждается факт передачи квартиры О.М, Чобаль Л.И. и Н.М.
Установив, что на момент распределения квартиры на основании постановления Администрации Бакчарского района от 9 января 2001 г. N истец являлась членом семьи О.М, совместно с которой была включена в список жителей Бакчарского района переселяемых в г. Томск, квартира была предоставлена О.М. на состав семьи три человека, включая Чобаль Л.И, квартира предоставлена в рамках программы Томской области "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из северных районов Томской области", утверждённой постановлением Главы администрации (Губернатора) области от 20 декабря 1996 г. N 349, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что субсидия на приобретение жилья была выделена О.М. на состав семьи, которой они воспользовались, приобретя у застройщика квартиру в г. Томске площадью 46, 4 кв.м.
Получив субсидию на приобретение жилого помещения, расчёт которой был осуществлён с учётом состава членов семьи О.М, к которым, в том числе, относится Чобаль Л.И, истец реализовала своё право на получение государственной поддержки на строительство или покупку жилья при выезде из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в регионы Российской Федерации с благоприятными природными и социально-экономическими условиями жизни.
При этом суды пришли к правильному выводу, что регистрация права собственности на указанное жилое помещение только за О.М. не отменяет того факта, что субсидия для приобретения указанного жилого помещения была выделена О.М. с учётом её семьи, включая Чобаль Л.И, которые впоследствии приняли совместное решение о строительстве квартиры меньшей площади ввиду отсутствия возможности оплаты личными денежными средствами взноса, рассчитанного исходя из площади первоначально выделяемой семье квартиры.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель приводит доводы о том, что Чобаль Л.М. состояла на учёте с составом семьи три человека, включая дочь Н.М. и мужа М.М, указывает на то, что суд не оценил представленные списки граждан Бакчарского района, желающих выехать в г. Томск, полагает, что нарушен порядок определения очерёдности предоставления жилищных субсидий, квартиру купили фактически за свои личные деньги.
Вместе с тем данные доводы повторяют позицию истца, выраженную при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, данные доводы были предметом исследования и оценки судебных инстанций и правильно отклонены по мотивам, подробно изложенным в судебных актах, и по существу сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, а потому не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку в силу положений главы 41 ГПК РФ суд кассационной инстанции не наделён полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В силу статей 67 и 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
Вопреки доводам жалобы суд первой и апелляционной инстанций с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, судом приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства были получены и исследованы в таком объёме, который позволил суду разрешить спор.
Тот факт, что суд первой и апелляционной инстанций не согласился с доводами истца, иным образом оценил доказательства и пришёл к иным выводам, не свидетельствует о неправильности решения суда и апелляционного определения и не может служить основанием для их отмены.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами суда первой и апелляционной инстанций в части выводов о пропуске истцом срока исковой давности, отмену обжалуемых судебных актов не влекут, поскольку также направлены не переоценку установленных обстоятельств и доказательств.
Статьёй 195 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что исковой давностью признаётся срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет 3 года со дня, определяемого в соответствии со статьёй 200 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Разрешая заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, суды нижестоящих инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, установили, что Чобаль Л.И. знала, как минимум с 30 декабря 2011 г, что субсидия на приобретение квартиры была выделена на состав семьи из трёх человек, а также о том, что в связи с указанными обстоятельствами Чобаль Л.И. была снята с учёта.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к правильному выводу о том, что, обратившись с настоящим иском в суд 2 декабря 2021 г, истец пропустила установленный пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности. Ходатайств о восстановлении пропущенного срока Чобаль Л.И. не заявляла, доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока не представила.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец не была извещена о времени и месте рассмотрения дела 20 декабря 2021 г. и 11 января 2022 г, подлежат отклонению, поскольку опровергаются материалами дела.
Так из материалов дела следует, что о судебных заседаниях на 20 декабря 2021 г. и на 11 января 2021 г. истец извещалась надлежащим образом, однако судебная корреспонденция была возвращена в суд с отметкой "истёк срок хранения".
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Бакчарского районного суда Томской области от 22 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 6 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Чобаль Любови Ивановны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.