Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Жуленко Н.Л, судей Благодатских Г.В. и Татаринцевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 38RS0009-01-2021-001348-43 по исковому заявлению Федяева Александра Петровича к администрации Харайгунского муниципального образования Зиминского района Иркутской области о переносе контейнерной площадки, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Федяева А.П. в лице представителя Бурченя В.Ф. на решение Зиминского городского суда Иркутской области от 10 января 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 20 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Татаринцевой Е.В, пояснения Федяева А.П, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Федяев А.П. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Харайгунского муниципального образования Зиминского района Иркутской области о переносе контейнерной площадки, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований он указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по "адрес". 30 августа 2021 г. на расстоянии 50 см от его земельного участка установлена площадка для мусорных контейнеров с нарушением требований СанПиН 2.1.3684-21; в нарушение пункта 2.5 письма от 26 октября 2020 г. N 05-25-53/28263 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации отсутствует утвержденный проект планировки территории и проект межевания территории. К контейнерной площадке отсутствуют подъездные пути с твердым покрытием (бетон, асфальт, асфальтовая крошка), нет отведения для талых и сточных вод. Рекомендованное расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок не менее 20 м, но не более 100 м. Технические характеристики мусорной площадки, указанные в приложении N 1 к постановлению администрации Харайгунского муниципального образования от 22 марта 2021 г. N 22, не соответствуют фактическим.
С учетом уточнения исковых требований просил обязать ответчика перенести установленную площадку для мусорных контейнеров от принадлежащего ему земельного участка не менее, чем на 20 м, взыскать с администрации Харайгунского муниципального образования в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 50 000 руб, почтовые расходы в размере 269, 46 руб.
Решением Зиминского городского суда Иркутской области от 10 января 2022 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Дополнительным решением Зиминского городского суда Иркутской области от 18 мая 2022 г. также отказано в удовлетворении требований о взыскании почтовых расходов в сумме 269, 46 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 20 июля 2022 г. решение Зиминского городского суда Иркутской области от 10 января 2022 г, с учётом дополнительного решения Зиминского городского суда Иркутской области от 18 мая 2022 г, оставлено без изменения, апелляционная жалоба Федяева А.П. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Федяева А.П. в лице представителя Бурчени В.Ф. ставится вопрос об отмене решений судов первой и апелляционной инстанции, в связи с нарушением материального и процессуального права.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в том числе после перерыва, объявленного до 14 часов 30 минут 6 декабря 2022 г, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что имеются основания для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами при рассмотрении настоящего дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Федяев А.П. является собственником земельного участка, расположенного по "адрес", с кадастровым N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, на основании договора купли-продажи от 24 августа 2020 г, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 25 августа 2020 г.
5 марта 2021 г. председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Зиминского района было выдано администрации Харайгунского муниципального образования разрешение N 22 на использование части земельного участка с кадастровым кварталом N, по "адрес", общей площадью 4, 5 кв.м, под элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы (пункт 1 Разрешения).
Постановлением администрации Харайгунского муниципального образования Зиминского района Иркутской области от 23 марта 2021 г. N 22 утвержден перечень мест (площадок) накопления отходов - контейнерных площадок, реестр и схема мест размещения контейнерных площадок для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Харайгунского муниципального образования Зиминского района Иркутской области, в том числе на участке, расположенном по "адрес" (подпункт 2 пункта 2 Приложения N 1).
В соответствии с заключением Территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Зиме и Зиминском районе, г. Саянске от 30 марта 2021 г. N 1, места (площадки) нахождения накопления твердых коммунальных отходов, в том числе которое предполагается разместить по вышеуказанному адресу, соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе санитарным правилам СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
11 сентября 2021 г. истец обратился к главе администрации Харайгунского муниципального образования с претензией на нарушение его прав установкой контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО) в непосредственной близости от границы земельного участка.
В ответ на жалобу письмом от 8 октября 2021 г. за подписью главы Харайгунского МО разъяснено, что расстояние от контейнерной площадки до близлежащих домов, детских и спортивных площадок регулируется СанПиН 2.1.3684-21 и должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. При раздельном накоплении отходов минимальное расстояние допускается уменьшить на 25%. На принадлежащем истцу земельном участке с кадастровым N, расположенном по "адрес", жилой дом не зарегистрирован. Вышеуказанные санитарные правила предъявляют требования к установке контейнерных площадок по отношению к жилым домам, но не к границам участка. С учетом доводов, изложенных в претензии истца, глава Харайгунского МО указал, что на баки будут установлены крышки, запланирован сбор твердых бытовых отходов и раздельный сбор мусора - пластика и стекла, установлен график вывоза ТБО.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку нарушений СанПиН 2.1.3684-21 и иных требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об охране здоровья администрацией Харайгунского муниципального образования Зиминского района Иркутской области по установке контейнерной площадки вблизи границ земельного участка с кадастровым N, расположенного по "адрес", не было допущено. Проверяя доводы истца, суд дополнительно запросил информацию о согласовании и соответствии расположения площадки требованиям СанПиН. Из ответа Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Зиме и Зиминском районе, г. Саянске от 10 декабря 2021 г. следует, что отделом был рассмотрен пакет документов по заявлению главы администрации Харайгунского МО ФИО1 и согласовано размещение контейнерной площадки с двумя мусорными контейнерами и выдано заключение о соответствие мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов от 30 марта 2021 г. N 1.
Судебная коллегия по гражданским дела Иркутского областного суда согласилась с вынесенным судом первой инстанции решением, указав, что суд первой инстанции правильно указал, что на земельном участке отсутствует какой-либо жилой дом, принадлежащий истцу, уведомление о планируемом строительстве жилого дома истец в орган местного самоуправления не подавал, а представленный истцом проект планировки участка является лишь планом застройки участка. Сооружённая истцом в период судебного разбирательства детская площадка не является местом отдыха населения и игровой, прогулочной либо спортивной площадкой в том понимании, которое заложено в СанПиН 2.1.3684-21. Ссылка не Методические рекомендации, изданные в период действия иного СанПиН, утратили силу в связи с истечением срока действия, установленного пунктом 3 данного документа. Кроме того, данные Методические рекомендации лишь рекомендуют, а не носят обязательный характер применения. Оценка представленному заключению специалиста (а не экологической экспертизе, как указывает истец) дана судом в решении.
Относимых и допустимых доказательств того, что нахождение у самой границы земельного участка истца контейнерной площадки нарушает его права использовать часть участка по собственному волеизъявлению по экологическим причинам, Федяевым А.П. не представлено. Выводы заключения специалиста, на которое ссылается истец в подтверждение своих доводов как искового заявления, так и апелляционной жалобы, о том, что сооружение площадки на расстоянии 65 см от границы участка вносит незаконное обременение в права собственника участка, ограничивая его в возможности строительства жилых домов, колодцев и скважин, а также детских площадок и сооружений, не основаны на законе, являются вопросами правового характера и не относятся к компетенции специалиста, и из текста указанного заключения следует, что по экологическим причинам ограничения в использовании участка нет.
Следует учесть, что из сведений ЕГРН видно, что участок истца не содержит точной площади (2523+/-17 кв.м), поставлен на учет как ранее учтенный 24 декабря 1992 г, не содержит точное описание границ участка, его характерных точек координат. Представленные истцом в дело фотографии с рулеткой неясно какого участка, без привязки к местности и без точного установления границ расположенной площадки, в том числе по отношению к границе участка, принадлежащего истцу, также не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения требований истца в уточненной редакции об обязании перенести площадку для мусорных контейнеров.
Проведенные замеры специалистом-экологом не могут свидетельствовать о нарушении площади построенной площадки и ее расположения, поскольку ФИО2 не является специалистом в области землепользования и кадастра, а имеет, как указано в заключении, специальные познания в области биологии и экологии.
Кроме того, как видно из материалов дела постановление администрации от 22 марта 2021 г. N 22 не оспаривалось в установленном порядке, не отменено, местоположение площадки, ее размещение, и площадь были согласованы ОАО "ИЭСК" (в части нахождения в охранной зоне), Территориальным отделом Управления Роспотребнадэора по Иркутской области в г. Зиме и Зиминском районе, г. Саянске, собранием граждан, в связи с выигранным грантом международного молодежного форума "Байкал-2020", граница используемого участка была определена с указанием характерных точек границ, утверждена постановлением Харайгунского МО Зиминского района 22 марта 2021 г. N 22.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что с такими выводами судебной согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Это право детализируется и конкретизируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), статья 8 которого предусматривает, в частности, право граждан на такую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Аналогичная норма предусмотрена статьёй 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), закрепляющей, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Требования к местам (площадкам) накопления отходов указаны в статье 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ.
Согласно указанной норме, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1).
Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4).
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 5).
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 6).
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039 (далее - Правила от 31 августа 2018 г. N 1039).
В соответствии с пунктом 2 Правил от 31 августа 2018 г. N 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 3 Правил от 31 августа 2018 г. N 1039).
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 11 Правил от 31 августа 2018 г. N 1039).
Раздел "Данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" содержит сведения об адресе и (или) географических координатах мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отражает данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на карте соответствующего муниципального образования масштаба 1:2000 (пункт 16 Правил от 31 августа 2018 г. N 1039).
В соответствии с пунктом 3 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - СанПиН 2.1.3684-21) контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (пункт 4 СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно Методическим рекомендациям для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов, утверждённым письмом Минприроды России от 26 октября 2020 г. N 05-25-53/28263, рекомендованное расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций - не менее 25 м.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
При этом нормами пункта 3 указанной статьи определено, что полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений осуществляют органы местного самоуправления муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Из материалов дела следует, что перечень мест (площадок) накопления отходов - контейнерных площадок на территории населённых пунктов Харайгунского сельского муниципального образования, реестр мест размещения контейнерных площадок для сбора и временного хранения твёрдых коммунальных отходов на территории Харайгунского муниципального образования, схема мест размещения контейнерных площадок для сбора и временного хранения твёрдых коммунальных отходов на территории Харайгунского муниципального образования были утверждены постановлением администрации Харайгунского муниципального образования Зиминского района.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно части 1 статьи 1 Устава Харайгунского муниципального образования (далее - Устав) наименование муниципального образования - Харайгунское сельское поселения Зиминского района Иркутской области.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 6 Устава к вопросам местного значения поселения в соответствии с Законом Иркутской области N 96-оз относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов.
Вместе с тем ни в решении суда первой инстанции, ни в решении суда апелляционной инстанции не указано, каким Законом Иркутской области к полномочиям Харайгунского муниципального образования Зиминского района отнесены полномочия по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов. Не указано об этом в и постановлении администрации Харайгунского муниципального образования Зиминского района от 22 марта 2021 г.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 "О судебном решении" от 19 декабря 2003 г. решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанные требования процессуального закона при рассмотрении дела судом первой инстанции соблюдены не были.
Действующим процессуальным законом установлено, что суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (абзац второй части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления (пункт 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъяснено, что по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Нормативное единство процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению предполагает, что суд апелляционной инстанции должен исправлять допущенные судом первой инстанции нарушения закона при рассмотрении дела, именно в этих целях он наделен полномочиями по повторному рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных законом для производства в суде апелляционной инстанции.
Однако суд апелляционной инстанции, проверявший законность решения суда, ошибки суда первой инстанции не исправил.
По изложенным основаниям судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные Зиминским городским судом Иркутской области и судебной коллегией по гражданским делам Иркутского областного суда и названные выше нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, в связи с чем обжалуемые судебные постановления подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Зиминского городского суда Иркутской области от 10 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 20 июля 2022 г. отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.