Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N22RS0011-02-2021-005533-51 (N2-526/2022) по иску Л.Л.А. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации Алтайского края о включении периодов в страховой стаж, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии
по кассационной жалобе Л.Л.А. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 18 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 20 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Л.Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации Алтайского края (далее- ОПФР Алтайского края) о включении периодов в страховой стаж, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.
В обоснование заявленных требований указала, что с 4 декабря 2016 г. получает страховую пенсию по старости.
Обратившись с заявлением в адрес пенсионного органа о зачете в страховой стаж периодов осуществления предпринимательской деятельности с 1 июня 1995 г. по 31 декабря 1995 г, с 11 февраля 1997 г. по 31 декабря 1997 г, получила отказ в удовлетворении такой просьбы, поскольку за период с 1 января 1997 г. по 31 декабря 1997 г. уплата страховых взносов ей не производилась, в связи с чем в страховой стаж учтен период с 1 января по 10 февраля 1997 г. без уплаты страховых взносов в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1999 г. N 18-П, а периоды с 1 апреля по 14 июня 1999 г. и с 1 октября по 31 декабря 2001 г. не включены в страховой стаж в связи с отсутствием оплаты единого налога на вмененный доход.
Не согласившись с отказом пенсионного органа, Лысенко Л.А. обратилась в суд.
Просила суд зачесть в се стаж периоды осуществления предпринимательской деятельности с 1 июня 1995 г. по 31 декабря 1995 г, с 1 1 февраля 1997 г. по 31 декабря 1997 г, возложить на OПФР Алтайского края обязанность произвести перерасчет размера пенсии с учетом вышеуказанных периодов.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 18 февраля 2022 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 20 июля 2022 г. решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 18 февраля 2022 г, оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Л.Л.А. ставит вопрос об отмене решения Рубцовского городского суда Алтайского края от 18 февраля 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 20 июля 2022 г, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Л.Л.А. является получателем страховой пенсии по старости с 4 декабря 2016 г, при этом в период с 1 июня 1995 г. по 31 мая 2016 г. она имела статус индивидуального предпринимателя.
Истец зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования лишь 5 мая 2004 г.
26 февраля 2020 г. истцу отказано в перерасчете пенсии, при этом указано, что периоды предпринимательской деятельности в 1995 году и 1997 году не учтены при расчете страхового стажа но причине отсутствия предпринимательской деятельности в 1995 году и неуплаты страховых взносов за 1997 год.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательства уплаты страховых взносов в периоды ведения предпринимательской деятельности с 1 июня 1995 г. по 31 декабря 1995 г, с 11 февраля 1997 г. по 31 декабря 1997 г.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции суд апелляционной инстанции указал, что оснований для включения указанных выше периодов предпринимательской деятельности Л.Л.А. в страховой стаж не имеется, поскольку истцом не доказан факт уплаты в указанный период страховых взносов и приравненных к ним платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Так в силу положений ч. 1 ст..14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее -Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) при подсчете страхового стажа до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица принимаются во внимание сведения индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документы, выдаваемые работодателями.
Пунктом 2 ст.29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с 1 января 2015 г, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в спорные периоды с 1 июня 1995 г. по 31 декабря 1995 г, с 11 февраля 1997 г. по 31 декабря 1997 г. был предусмотрен единый социальный налог (взнос) и единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, которые приравниваются к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона. Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", согласно абз.5 ст. 1 которого индивидуальные предприниматели отнесены к застрахованным лицом при условии уплаты ими страховых взносов па обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, индивидуальные предприниматели выступают одновременно в качестве застрахованных лиц и в качестве страхователей. Уплата индивидуальным предпринимателем страховых взносов обеспечивает формирование его пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела правильно применили следующие нормы материального права.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч. 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (ст. 39, ч. 2).
С 1 января 2015 г. пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Положения ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Из п. 2 ст. 30 упомянутого Федерального закона следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору | застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 этой статьи, либо в порядке, установленном п. 4 той же статьи, либо в порядке, установленном п. 6 ст. 30 закона.
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абз. 7 п. 3 и абзц. 4 п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.
До вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть до 1 января 2002 г, правовое регулирование исчисления размера трудовой пенсии по старости осуществлялось по нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Частью 1 ст. 100 указанного Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в редакции, действовавшей в спорные периоды работы истца, было предусмотрено, что в составе заработка, из которого исчисляется пенсия, учитываются все виды вознаграждения за работу (службу).
Федеральным законом от 17 марта 1997 г. N 52-ФЗ ч. 1 ст. 100 этого Закона была изложена в новой редакции, согласно которой в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной ст. 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Основания для перерасчета пенсии перечислены в ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ. Одним из таких оснований является увеличение величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г, по данному основанию истец и просила произвести ей перерасчет пенсии, требуя включить в трудовой стаж периоды деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 1 июня 1995 г. по 31 декабря 1995 г. продолжительностью 7 месяцев и с 11 февраля 1997 г. по 31 декабря 1997 г. продолжительностью 10 месяцев 20 дней.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном ч.18 ст. 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пепсин, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 данного Федерального закона.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа определяются постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 в соответствующих Правилах, в силу и. 20 которых, как указывалось ранее, для установления страховых пенсий, периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог па вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке (далее- Правила N 1015).
Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются за периоды до 1 января 2001 г. документом территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а за периоды с 1 января 2001 года - документом территориальных налоговых органов по форме согласно приложению N 1.
В силу п. 6 Правил N 1015, к уплате страховых взносов при применении данных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается;
а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
б) страховые взносы па обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов;
г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами
Доводы кассатора о том, что страховые взносы были ею уплачены за спорные периоды, опровергаются имеющимися в материалах дела сведениями территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о том, что Л.Л.А. за период с 1 января 1997 г. но 31 декабря 1997 г. страховые взносы не вносила (л.д. 36), равно как в 1995 году по причине отсутствия фактически полученного дохода (л.д. 37).
Кроме того, суд первой инстанции проверил спорные обстоятельства путем направления судебных запросов в налоговые и пенсионные органы, на что получил отрицательные ответы, опровергающие позицию заявителя (л.д. 55-57).
Ссылки кассатора на то, что справка, выданная ей 10 июня 2016 г. N 6293 при прекращении предпринимательской деятельности является надлежащим доказательством отсутствия задолженности по уплате всех видов налогов за весь период предпринимательской деятельности, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку, как правильно указано судами подтверждение уплаты соответствующих взносов допускается в силу вышеприведенных норм права справками уполномоченных органов, кроме того, на самой справке указано, что она не является документом, подтверждающим исполнение индивидуальным предпринимателем обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов (л.д.93).
Из разъяснений, содержащихся в абз. 3 п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" следует, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебного акта в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального права или норм процессуального права, в ходе разбирательства дела, повлиявших на исход дела, судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 18 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 20 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Л.Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.