Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Дмитриева О.С., рассмотрев гражданское дело N 24RS0018-01-2021-003052-42 по заявлению муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей N 13 "Звездочка" о прекращении исполнения решения суда
по кассационному представлению прокурора Красноярского края на определение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 20 июня 2022 г. и апелляционное определение Красноярского краевого суда от 7 сентября 2022 г.
установил:
решением Зеленогорского городского суда от 21.01.2011 удовлетворен иск прокурора ЗАТО г..Зеленогорск Красноярского края, на администрацию ЗАТО г..Зеленогорска Красноярского края, управление образования администрации ЗАТО г..Зеленогорска возложена обязанность в срок до 01.07.2022 выделить финансирование МБДОУ детский сад N13 "Звездочка" на обеспечение охраны сотрудниками частных охранных организаций или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственными Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудования на 1-ом этаже помещения для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации. На указанное дошкольное учреждение возложена обязанность: оборудовать на 1-ом этаже помещения для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации): обеспечить охрану сотрудниками частных охранных организаций или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственными Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Для выполнения указанных мероприятий МБДОУ д/с N 13 предоставлен трехмесячный срок со дня получения финансирования на указанные мероприятия от администрации ЗАТО г..Зеленогорск Красноярского края, управления образования администрации ЗАТО г..Зеленогорска.
МБДОУ детский сад N13 обратилось в суд с заявлением о прекращении исполнения решения суда, указав, что возможность исполнения требований прокурора утрачена в связи с изменением категории опасности объекта, которая согласно акту категорирования от 29.03.2022 стала четвертой. Для данной категории не предусмотрено оснащение объектов охранной сигнализацией. обеспечение охраны сотрудниками частных охранных организаций или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственными Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Определением Зеленогорского городского суда Красноярского края от 20 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением Красноярского краевого суда от 7 сентября 2022 г, заявление Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию N 13 "Звездочка" о прекращении исполнения решения суда удовлетворено. Прекращено исполнение решения Зеленогорского городского суда Красноярского края от 21 января 2022 г. по гражданскому делу N 2-103/2022.
В кассационном представлении прокурор Красноярского края просит судебные постановления отменить, ссылаясь на то, что судом оставлены без внимания доводы прокуратуры о том, что статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность суда прекращать исполнение вынесенных им же решений. Заявления о прекращении исполнительного производства от Учреждения не поступало. Полагает, что пункт 24 Требований не исключает возможности осуществления мероприятий по охране объектов охранными организациями, возможность исполнения решения не утрачена. Доказательств невозможности исполнения решения суда по независящим от должника обстоятельствам материалы дела не содержат. Отсутствие бюджетных средств, необходимых на исполнение решения, а также выводы суда о возможном нецелевом их использовании к таким обстоятельствам не относятся.
В возражениях Управление образования администрации ЗАТО г. Зеленогорска просит судебные постановления оставить без изменения, кассационное представление - без удовлетворения.
Законность судебных постановлений проверена судьей Восьмого кассационного суда общей юрисдикции единолично без проведения судебного заседания (часть 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) в порядке, установленном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами при рассмотрении данного дела.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в 2021 году прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорск проведены проверки состояния антитеррористической защищенности муниципальных бюджетных дошкольных учреждений и выявлены нарушения, в связи с чем прокурор обратился в суд с иском о понуждении к совершению действий.
Решением Зеленогорского городского суда Красноярского края от 21.01.2022 исковые требования прокурора ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ д/с N 13, Управлению образования администрации ЗАТО г. Зеленогорск, администрации ЗАТО г. Зеленогорск о понуждении к совершению действий были удовлетворены. На администрацию ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края в срок до 1 июля 2022 г. была возложена обязанность выделить финансирование на обеспечение охраны сотрудниками частных охранных организаций или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственными Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Возложена обязанность на МБОУ МБДОУ д/с N 13 выполнить по адресу: г. Зеленогорск Красноярского края, ул. Мира, 22А, следующее мероприятие: обеспечить охрану сотрудниками частных охранных организаций или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственными Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Для выполнения указанных мероприятий МБДОУ д/с N 13 предоставлен трехмесячный срок со дня получения финансирования на указанные мероприятия от администрации ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением о прекращении исполнения решения, МБДОУ д/с N 13 указало, что постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 N 289 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий)" в пункт 13 Требований внесены изменения, в связи с чем изменилась категория объекта и антитеррористические мероприятия.
МБДОУ д/с N 13 проведено новое категорирование объекта и утвержден паспорт безопасности, категория опасности объекта МБДОУ д/с N 13 стала четвертой.
Разрешая заявление МБДОУ д/с N 13 о прекращении исполнения решения Зеленогорского городского суда Красноярского края от 21.01.2022, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что возможность исполнения исполнительного документа в настоящее время утрачена, поскольку правовая обязанность должников обеспечить МБДОУ д/с N 13 охрану сотрудниками частных охранных организаций или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственными Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, перестала существовать.
Кроме того, суд указал, что, осуществляя во исполнение решения финансирование муниципальных детских дошкольных учреждений, администрация будет вынуждена нести нецелевое использование бюджетных средств, что повлечет нарушение бюджетного законодательства и ответственность должностных лиц.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций в силу следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий). Данные требования действовали на дату возникновения спорных правоотношений и вынесения решения суда.
Пунктом 25 Требований, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006, предусмотрено в отношении объектов (территорий), тождественных рассматриваемому по категории опасности, дополнительно к иным мероприятиям осуществление мероприятий по обеспечению охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подпункт "б" пункта 25 приведенных требований).
Внесенные изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006, устанавливающие иные критерии определения категории опасности объектов (территории) постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 N 289, вступили в силу с 13.03.2022.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2017 г. N 704-О, вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Изменение законодательства, примененного судом при рассмотрении конкретного дела, после вступления в законную силу вынесенного по этому делу судебного постановления не может являться основанием для прекращения соответствующего исполнительного производства по мотивам невозможности исполнения судебного решения, поскольку такое изменение не отменяет свойство исполнимости указанного судебного постановления, которому корреспондирует обязанность судебного пристава-исполнителя обеспечить правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, в соответствии с положениями, в частности, статьи 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве", устанавливающими общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
Разрешая заявленные требования, суд не принял во внимание вышеизложенное, а также то, что действующим гражданским процессуальным законодательством не предусмотрена возможность суда прекращать исполнение вынесенных им же решений, с заявлением о прекращении исполнительного производства МБДОУ детский сад N 13 не обращалось, возможность исполнения судебного акта о понуждении к совершению действий не утрачена.
Нарушения, допущенные судом первой инстанции, судом апелляционной инстанции, проверявшим его законность, не устранены, эти нарушения норм права являются существенными и непреодолимыми и могут быть исправлены только посредством отмены апелляционного определения.
При таких обстоятельствах Восьмой кассационный суд общей юрисдикции находит, что судами первой и апелляционной инстанций по настоящему делу допущены нарушения норм процессуального права, которые являются существенными и которые могут быть устранены посредством отмены судебного акта.
В целях соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) полагаю необходимым отменить апелляционное определение Красноярского краевого суда от 7 сентября 2022 г. и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и с учетом доводов частной жалобы разрешить вопрос об изменении способа и порядка исполнения решения суда в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1, частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
апелляционное определение Красноярского краевого суда от 7 сентября 2022 г. отменить. Направить дело в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
Судья О.С. Дмитриева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.