Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Шабаловой О.Ф. и Попова А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 22RS0011-02-2021-004599-40 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Легион" о понуждении к устранению нарушений
по кассационной жалобе администрации г. Рубцовска Алтайского края на решение Рубцовского городского суда от 28 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 20 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Дударёк Н.Г, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах Алтайского края (далее - территориальный отдел Роспотребнадзора), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Легион" (далее - ООО "УК "Легион") с требованием о понуждении к устранению нарушений.
В обоснование требований указано, что 27 августа 2021 г. в адрес истца поступило обращение гражданина по вопросу несанкционированной свалки мусора на контейнерной площадке, расположенной по "адрес", в ходе рассмотрения которого было установлено, что согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), размещенному на официальном сайте администрации г. Рубцовска, земельный участок, находящийся по вышеуказанному адресу, предназначен для размещения контейнерной площадки и находится в собственности ООО "УК "Легион".
При визуальном осмотре было установлено, что на данном участке установлено 6 стандартных контейнеров, которые отходами не переполнены, при этом на данном участке отсутствует бункер или специальная площадка для сбора крупногабаритных отходов. Вплотную у восточной и западной стенок ограждения площадки непосредственно на земле находятся кучи коммунальных и крупногабаритных отходов, в том числе картонные коробки, использованные полимерные пакеты, старая мебель, остатки растений и др, что нарушает требования действующего санитарно-эпидемиологического законодательства.
ООО "УК "Легион" было объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, в котором предложено обеспечить оборудование специальной площадки для крупногабаритных отходов и/или установку бункеров для крупногабаритных отходов, а также провести уборки территории, прилегающей к месту погрузки ТКО по указанному адресу.
Поскольку отсутствие специальной площадки и/или бункера, а также наличие на земле куч коммунальных и крупногабаритных отходов посягает на законные права неопределенного круга лиц, истец просил обязать ООО "УК "Легион" прекратить противоправные действия, в связи с чем обеспечить оборудование специальной площадки для крупногабаритных отходов и/или установить бункеры для крупногабаритных отходов, а также провести уборку территории, прилегающей к месту погрузки ТКО по "адрес".
Решением Рубцовского городского суда от 28 февраля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 20 июля 2022 г, исковые требования территориального отдела Роспотребнадзора оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе администрацией г. Рубцовска Алтайского края ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, причину неявки не сообщили. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судом установлено и следует из материалов дела, в адрес территориального отдела Роспотребнадзора 27 августа 2021 г. поступило обращение гражданина N по факту несанкционированной свалки мусора на контейнерной площадке, расположенной по "адрес".
Из протокола осмотра от 22 сентября 2021 г. следует, что на вышеуказанном участке установлено 6 стандартных контейнеров, которые отходами не переполнены, при этом на данном участке отсутствует бункер или специальная площадка для сбора крупногабаритных отходов, вплотную к восточной и западной стороне ограждения площадки непосредственно на земле находятся кучи коммунальных отходов, крупногабаритных отходов, в том числе картонные коробки, использованные полимерные пакеты, старая мебель, остатки растений и др.
Из представленных фототаблиц и актов осмотра, составленных территориальным отделом Роспотребнадзора и ООО "ВторГеоРесурс", следует, что в 60 м. северо-западнее многоквартирного жилого дома по "адрес" расположена контейнерная площадка для сбора ТКО, где установлено 6 контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, 1 сетчатый контейнер для раздельного сбора пластика.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок, расположенный в 60 м. северо-западнее многоквартирного жилого дома "адрес" относится к категории земель населенных пунктов и предназначен для временного обслуживания контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов, площадь земельного участка 27 +/-2 кв.м.
Из представленного комитетом по архитектуре и градостроительству администрации "адрес" края ситуационного плана следует, что контейнерная площадка расположена за пределами придомовой территории многоквартирных домов на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
Постановлением администрации г. Рубцовска Алтайского края от 16 июля 2021 г. N 1912 "О согласовании размещения объекта - элемента благоустройства - контейнерной площадки для сбора ТКО на территории, находящейся в государственной собственности, расположенной по адресу: Алтайский край, г. Рубцовск, в 60 м. северно-западнее многоквартирного жилого дома "адрес", без предоставления земельного участка и установления сервитута" согласовано с ООО "УК "Легион" размещение элемента благоустройства - места (площадки) накопления ТКО на территории, находящейся в государственной собственности, ориентировочной площадью 46 кв.м, согласно схеме границ территории размещения объекта от 2 июля 2021 г. N по "адрес", в 60 метрах северно-западнее многоквартирного жилого дома по "адрес".
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 3 июля 2020 г. (дело N 2-1583/2020) удовлетворен иск ФИО4 и ФИО5, на администрацию г. Рубцовска Алтайского края была возложена обязанность оборудовать контейнерную площадку для сбора мусора и бытовых отходов, расположенную по "адрес", в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, а именно: обеспечить ограждение, освещение площадки в темное время суток, бетонированное или асфальтированное покрытие, произвести посадку зеленых (кустарниковых) насаждений; установить стенд с нанесением на нем информации способом, обеспечивающим её механическую стойкость о лице на которое возложена ответственность за состояние, содержание контейнеров (бункеров) накопления отходов; контактном номере телефона указанного лица; номере контейнерной и/или бункерной площадки, где размещен контейнер(ы); и/или бункер(ы); графике вывоза отходов; виде отходов, которые подлежат помещению в данный контейнер и/или бункер; адреса жилых домов, жители которых эксплуатируют данную контейнерную и/или бункерную площадку; наименование индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые пользуются данной контейнерной и/или бункерной площадкой; наименование специализированной организации, осуществляющей вывоз отходов из контейнера с указанием юридического адреса и контактного номера телефона. В удовлетворении исковых требований к ООО "ВторГеоРесурс" о возложении обязанности произвести действия отказано.
21 января 2021 г. на основании вышеуказанного судебного акта в отношении администрации г. Рубцовска Алтайского края возбуждены исполнительные производства N-ИП, N-ИП, которые до настоящего времени не окончены.
Из объяснений главы г. Рубцовска ФИО6, содержащихся в материалах исполнительных производств, следует, что спорная контейнерная площадка используется собственниками близлежащих многоквартирных домов без надлежащего согласования с администрацией города.
На основании постановления администрации г. Рубцовска Алтайского края от 14 января 2021 г. N "Об исключении из реестра мест (площадок) накопления ТКО г. Рубцовска Алтайского края домов и земельных участков", многоквартирные жилые дома, собственники которых использовали указанную контейнерную площадку, исключены из реестра мест накопления ТКО.
Согласно реестра мест (площадок) накопления ТКО г. Рубцовска Алтайского края, контейнерная площадка по "адрес", находится в собственности ООО "УК "Легион" на основании постановления администрации г. Рубцовска Алтайского края N 1912 от 16 июля 2021 г, качестве источников образования ТКО указаны многоквартирные жилые дома по "адрес" и их земельные участки.
Дома, указанные в реестре мест (площадок) накопления ТКО в качестве источников образования ТКО на контейнерной площадке по "адрес", согласно общедоступных сведений ГИС ЖКХ, находятся в управлении ООО "УК "Легион" (по "адрес") и ООО "УК "Надежда" (по "адрес").
По результатам конкурсного отбора с 1 января 2019 г. региональным оператором по обращению с ТКО на территории Рубцовской зоны является ООО "ВторГеоРесурс".
Из ответа ООО "ВторГеоРесурс" от 25 января 2021 г. следует, что региональный оператор не владеет контейнерными площадками и не наделен полномочиями по их созданию и содержанию, поскольку в силу пункта 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 и пункта 148.12 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Разрешая исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 42 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положениями статей 36, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что с учетом возложения законодателем с 1 января 2019 г. на органы местного самоуправления городских поселений обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, учитывая, что спорная контейнерная площадка была образована на земельном участке, принадлежащем муниципальному образованию, используется неопределенным кругом лиц, расположена не на придомовой территории, за пределами сформированного под домом земельного участка, равно как и место образования несанкционированной свалки, находящейся рядом с контейнерной площадкой, а также наличие судебного решения по вопросу организации спорной контейнерной площадки, которое до настоящего момента не исполнено, контейнерная площадка не может быть признана общим имуществом собственников помещений многоквартирного жилого дома, что исключает возможность возложения на ООО "УК "Легион" бремени ее содержания за счет средств собственников домов, находящихся в ее управлении, поскольку ее обслуживание не является ни обязанностью, ни ответственностью управляющей организации.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда с выводами суда первой инстанции согласилась, оставив решение без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека закреплено также в статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федерального закона N 52-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 21 указанного Федерального закона содержание территории городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона о N 52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с абзацами 4 и 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 названного Кодекса в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
В статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" приведено понятие, в соответствии с которым отходы производства и потребления - вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств.
Согласно статье 4 указанного Федерального закона право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 15 которых запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 18 названных Правил собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Согласно пункту 14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, пункту 10 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Алтайского края лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г. N 26-П, в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.
Установив, что спорная контейнерная площадка, обслуживающая несколько многоквартирных домов, расположена за пределами придомовой территории многоквартирного дома по "адрес", принимая во внимание наличие судебного решения по вопросу организации спорной контейнерной площадки, которое до настоящего момента не исполнено, суды пришли к выводу о необоснованности возложения на управляющую компанию ООО "УК "Легион" обязанности по её обслуживанию.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о необоснованности исковых требований, предъявленных к управляющей организации.
Отклоняя доводы администрации г. Рубцовска о необходимости возложения на управляющую компанию обязанности по установлению бункеров для крупногабаритных отходов, суд апелляционной инстанции указал, что спорная контейнерная площадка, обслуживающая несколько многоквартирных домов, расположена за пределами придомовой территории многоквартирного дома по "адрес", на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена. При этом само по себе издание постановления от 16 июля 2021 г. N 1912 о размещении площадки накопления ТКО, не породило гражданско-правовых отношений, которые могут возникнуть в силу закона или на основании договора, поскольку в силу закона такая обязанность с 1 января 2019 г. возложена на органы местного самоуправления (статья 8 Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления"), а договора о передаче данной контейнерной площадки ООО "УК "Легион" либо земельного участка, находящегося под ней, администрацией г. Рубцовска не представлено.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на нормах действующего законодательства и установленных по делу обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В целом доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании закона, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая оценка, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке. Основания для иной оценки установленных по делу обстоятельств отсутствуют.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, в связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут быть приняты во внимание.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановленных по делу судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рубцовского городского суда от 28 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 20 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Рубцовска Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.