Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N54RS0015-01-2022-000391-78 (N 2-185/2022) по иску М.П.Х. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о досрочном назначении страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области на решение Венгеровского районного суда Новосибирской области от 12 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 12 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
М.П.Х. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее- ОПФР по Новосибирской области) о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указал, что 1 июня 2021 г. он обратился в пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии по старости, которая положена ему как лицу, отработавшему на работах с тяжелыми условиями в качестве монтера, электросварщика, машиниста (кочегара) котельной, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ). Однако в назначении пенсии ему было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, спорные периоды работы и учебы в стаж включены не были.
С решением ГУ ОПФ РФ по Новосибирской области от 13 сентября 2021 г. в части невключения в специальный трудовой стаж части периодов работы и отказа в назначении пенсии, истец не согласен, поскольку в указанные спорные периоды он выполнял работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Просил суд возложить на ответчика обязанность засчитать ему в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы:
с 18 мая 1994 г. по 4 августа 2002 г. (8 лет 02 месяца 17 дней) - период работы в АОЗТ "Воробъевское" в качестве электросварщика ручной сварки;
с 5 августа 2002 г. по 31 марта 2004 г. (1 год 07 месяцев 27 дней) - период работы в СПК "Нива" в качестве электросварщика ручной сварки;
с 14 февраля 2007 г. по 31 марта 2007 г. (01 месяц 17 дней) - период работы в администрации Воробъевского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области в качестве машиниста (кочегара) котельной;
с 1 апреля 2007 г. по 29 мая 2007г, с 16 сентября 2007 г. по 11 июня 2008г, с 16 сентября 2008 г. по 31 марта 2009г. (1 год 5 месяцев 11 дней) - период работы в МОУ "Воробьевская средняя общеобразовательная школа" в качестве машиниста (кочегара) котельной;
с 1 апреля 2009 г. по 10 июня 2009 г, с 21 октября 2009 г. по 11 мая 2010, с 25 октября 2010 г. по 15 апреля 2011г, с 1 ноября 2011 г. по 16 апреля 2012г, с 17 октября 2012 г. по 17 апреля 2013 г, с 4 октября 2013 г. по 1 мая 2014 г, с 9 октября 2014 г. по 31 мая 2015 г. (03 года 03 месяца 21 день) - период работы в ООО "Вектор-К" в качестве машиниста (кочегара) котельной, и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента подачи заявления в пенсионный орган, то есть, с 1 июня 2021 г.
Также просил суд возложить на ответчика обязанность зачесть в ему страховой стаж период учебы в СПТУ N 55 г. Омска с 1 сентября 1986 г. по 15 июля 1987 г. (10 месяцев 15 дней), взыскать с ответчика в свою пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. и расходы на оплату услуг по составлению искового заявления в размере 5 000 руб.
Решением Венгеровского районного суда Новосибирской области от 12 апреля 2022 г. исковые требования удовлетворены частично. Суд установилфакт принадлежности истцу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу "адрес", диплома N, выданного на имя М.П.Х, СПТУ N55 г. Омска, возложил на ответчика обязанность включить в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующие периоды работы:
с 14 февраля 2007 г. по 31 марта 2007 г. (01 месяц 17 дней) - период работы в Администрации Воробьевского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области в качестве машиниста (кочегара) котельной;
с 1 апреля 2007 г. по 29 мая 2007г, с 16 сентября 2007 г. по 11 июня 2008 г, с 16 сентября 2008 г. по 31 марта 2009 г. (1 год 5 месяцев 11 дней) - период работы в МОУ "Воробьевская средняя общеобразовательная школа" в качестве машиниста (кочегара) котельной;
с 1 апреля 2009 г. по 10 июня 2009 г.; с 21 октября 2009 г. по 11 мая 2010 г.; с 25 октября 2010 г. по 15 апреля 2011 г.; с 1 ноября 2011 г. по 16 апреля 2012 г. ; с 17 октября 2012 г. по 17 апреля 2013 г.; с 4 октября 2013 г. по 1 мая 2014 г.; с 9 октября 2014 г. по 31 марта 2015 г. (03 года 03 месяца 21 день) - период работы в ООО "Вектор-К" в качестве машиниста (кочегара) котельной;
период учебы в ОПТУ N 55 г. Омска с 1 сентября 1986 г. по 15 июля 1987 г. (10 месяцев 15 дней).
Cуд возложил на ответчика обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с момента подачи заявления о назначении страховой пенсии по старости, а именно с 1 июня 2021 г, взыскал с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. и расходы на оплату услуг адвоката за составление искового заявления в размере 3 000 руб. В остальной части исковые требования М.П.Х. суд оставил без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 12 июля 2022 г. решение Венгеровского районного суда Новосибирской области от 12 апреля 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции представителем ОПФР по Новосибирской области поставлен вопрос об отмене решение Венгеровского районного суда Новосибирской области от 12 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 12 июля 2022 г, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права в части включения в специальный стаж истца указанных периодов его работы, со ссылкой в том числе, на то, что в силу ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные п.п.1 - 18 ч. 1 указанной статьи, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации. Между тем, работодателями истца после 1 января 2013 г. страховых взносов по дополнительным тарифам не вносилось, специальная оценка условий его труда не производилась.
На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что доводы кассационной жалобы заслуживают внимания.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции допущены такие нарушения и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением ОПФР по Новосибирской области от 13 сентября 2021 г. N М.П.Х. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимого требуемого специального стажа дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, в стаж работы истца зачтено 4 года 8 месяцев 6 дней, при требуемом для мужчин в возрасте 56 лет стаже на соответствующих видах работ не менее 10 лет.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о том, что характер работы истца в спорные периоды работы подтвержден представленными доказательствами, Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, принял во внимание, что справкой, уточняющей особый характер работ или условия труда, выданной МКОУ Воробьевская СОШ Венгеровского района Новосибирской области подтверждено, что с 1 апреля 2007 г. по 29 мая 2007 г, с 16 сентября 2007 г. по 11 июня 2008 г, с 16 сентября 2008 г. по 31 марта 2009 г. М.П.Х. работал машинистом (кочегаром) котельной МКОУ Воробьевской СОШ. В указанные периоды в котельной эксплуатировались 2 котла, котлы работали на твердом топливе (уголь), справкой администрации Венгеровского района Новосибирской области от 31 марта 2020 г. N подтверждено, что все котельные Венгеровского района Новосибирской области работают на твердом топливе.
Справкой администрации Воробьевского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области от 29 ноября 2021 г. N подтверждается, что в центральной котельной МО Воробьевского сельсовета до 2013 года эксплуатировались два котла, работали на твердом топливе (уголь).
Согласно должностной инструкции машиниста (кочегара) котельных, утвержденной директором школы Р.Н. Габрахмановым 1 июня 2006 г, в обязанности машиниста (кочегара) входило обязанность дробить топливо с подвозкой его 30 м. Забрасывать уголь на колосниковую решетку небольшими порциями, поочередно, через дверцу с соблюдением высоты слоя исходя из режима работы котлов.
На основании оценки совокупности представленных доказательств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что период работы истца в администрации Воробьевского сельского совета в качестве машиниста (кочегара) котельных полная занятость истца на работах с тяжелыми условиями труда подтверждена материалами дела: трудовой книжкой, табелями учета использования рабочего времени МКОУ Воробьевская СОШ за 2007, 2008, 2009 годы, согласно которым, кочегару - М.П.Х. производились начисления за сложные условия и вредность.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о включении в специальный стаж истца периодов работы в ООО "Вектор-К", суд апелляционной инстанции сослался на справку, уточняющую особый характер работы по условиям труда, засчитываемый в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости от 25 ноября 2021 г. N, подтверждающую что М.П.Х. работал полный рабочий день в ООО "Вектор-К" в качестве машиниста (кочегара) котельной с 1 апреля 2009 г. по 10 июня 2009 г, с 21 октября 2009 г. по 11 мая 2010 г, с 25 октября 2010 г. по 15 апреля 2011 г, с 1 ноября 2011 г. по 16 апреля 2012 г, с 17 октября 2012 г. по 17 апреля 2013 г, с 4 октября 2013 г. по 1 мая 2014 г, с 9 октября 2014 г. по 15 апреля 2015, с 15 октября 2015 г. по 15 апреля 2016 г, с 15 октября 2016 г. по 28 апреля 2017 г, с 7 октября 2017 г. по 15 апреля 2018г, с 18 сентября 2018 г. по 15 мая 2019 г, с 23 сентября 2019 г. по 15 мая 2020 г, с 21 сентября 2020 г. до времени выдачи справки работал в качестве машиниста (кочегара) котельной; с 1 апреля 2015 г. по результатам проведения специальной оценки условий труда (утвержденной 31 марта 2015 г.) рабочее место за N0240.0021, наименование рабочего места: машинист (кочегар) котельной, код по ОК 016-94:13786 было признано вредным классом условий труда, подкласс 3.1 условий труда. В качестве непосредственно занятых на обслуживании водогрейных котлов, работающих на твердом топливе, т.е. угле. В особых условиях труда: обслуживание котлов и всего котельного оборудования, дробление угля и забрасывание угля в топку, регулировка тяги, чистки котлов, удаление золы и шлака.
Указано, что стаж работы в данной организации дает право на льготное обеспечение в соответствии со ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ, справка выдана на основании следующих документов: книга приказов за 2009-2020 г.г.; устава ООО "Вектор-К", штатное расписание 2009-2020 годов, технические паспорта, должностная инструкция машиниста (кочегара) котельной, договора аренды котельной, сводная ведомость по результатам проведения СОУТ.
Согласно паспортам водогрейных котлов КВр-0, 25 и КВр-0, 25, регистрационный N и N ООО "Вектор К", в технических характеристиках указан вид топлива - твердое (уголь).
Согласно должностным инструкциям машиниста (кочегара) котельной, утвержденным директором ООО "Вектор К" от 1 апреля 2009 г, 15 сентября 2010 г, 5 сентября 2012 г. в обязанности машиниста (кочегара) котельной входила обязанность дробить топливо, забрасывать уголь на колосниковую решетку небольшими порциями, с соблюдением высоты слоя, исходя из режима работы котлов.
Актами сверки взаиморасчетов ООО "Новосибирская Топливная Корпорация" и ООО "Вектор -К" на приобретение топлива, товарными накладными на отпуск угля, платежным поручениями, так же подтверждена работа котельной на твердом топливе.
Выписками из лицевых счетов на имя М.П.Х, табелями учета использования рабочего времени М.П.Х, выданными ООО "Вектор-К" с апреля 2009 года по март 2015 года подтверждена полная занятость истца в должности машиниста (кочегара) котельной.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что нормы материального права в отношении периодов работы истца после 1 января 2013 г. судами применены неправильно.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со ст. 30 указанного Федерального закона основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Подпунктом "б" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее- Список N 2 от 26 января 1991 г.);
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Списком N 2 от 26 января 1991 г. разделом XXXIII "Общие профессии" предусмотрены "машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы" (позиция 23200000-13786).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11, 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 упомянутого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 4 раздела II порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, предусмотрено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Исходя из положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом.
В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 4 раздела II).
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст.ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Установив, что характер работы истца в спорные периоды до 1 января 2013 г. соответствовал условиям, установленным законом для льготной пенсии, суды пришли к правильному выводу о зачете данных периодов в специальный стаж истца.
Вместе с тем, в отношении периодов после 1 января 2013 г, которые суды включили в специальный стаж, суды не учли, что в силу ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные п.п. 1 - 18 ч. 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные п.п. 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п.п. 1 - 18 ч. 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В Определении от 28 февраля 2019 г. N 475-О Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности приведенных выше положений, указав, что такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест, с учетом уплаты работодателями за такие периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу, а потому не могут рассматриваться как нарушающие права лиц, не относящихся к указанной категории.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 г. (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (ст. 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
При этом, исходя из ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ и п. 2 Методики специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н, идентификация является только начальным этапом специальной оценки условий труда, на котором производится выявление имеющихся на рабочем месте источников вредных и (или) опасных факторов и их классификация (сопоставление с классификатором вредных и (или опасных производственных факторов).
На основании ч.ч. 1, 8 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ все вредные и (или) опасные производственные факторы, которые идентифицированы в порядке, установленном названным Федеральным законом, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям.
По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья (ч. 4 названной статьи).
Согласно приведенным нормам, дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации применяются с 2013 года для работодателей, имеющих рабочие места с вредными и опасными производствами. Размер дополнительных тарифов устанавливается в зависимости от итогов проведенной специальной оценки условий труда, созданных работодателем для своих работников, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Таким образом, для включения периодов работы истца, имевших место после 1 января 2013 г, в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, необходимо одновременное выполнение двух условий:
- класс условий труда на рабочем месте истца должен соответствовать вредному или опасному классу, установленному по результату специальной оценки условий труда;
- страхователем должны производиться начисление и уплата страховых взносов по дополнительным тарифам.
Начисление и уплата дополнительных страховых взносов является обязательным условием для включения соответствующих периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в силу прямого указания закона (ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Из ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Исходя из положений подп. 10.1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 названного Федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 указанного Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Приходя к выводу о том, что включение периода работы в ООО "Вектор К", в том числе и периода после 1 января 2013 г, в специальный стаж истца является обоснованным, поскольку выписками из лицевых счетов на имя М.П.Х, табелями учета использования рабочего времени М.П.Х, выданными ООО "Вектор-К" с апреля 2009 года по март 2015 года подтверждена полная занятость истца в должности машиниста (кочегара) котельной, а показаниями свидетеля М.Г.Н, работавшей экономистом в ООО "Вектор К", подтверждается, что специальная оценка условий труда кочегара была проведена только в 2015 году и с указанного периода получено заключение о работе во вредных условиях, с указанного времени стали указывать код льготы, а характер работы кочегара не менялся с 2009 г, суды вышеприведенные нормы права не учли, а также не учли, что характер работы показаниями свидетелей подтверждаться не может.
Судами не установлены юридически значимые обстоятельства, связанные с работой истца в условиях труда на рабочих местах по работам, с соответствующим классом вредности или опасности, установленному по результатам специальной оценки условий труда, а также обстоятельства уплаты работодателями страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации в период работы в указанном обществе после 1 января 2013 г.
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2021 г. N 1490-О устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой (до 1 января 2015 года - трудовой) пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, и при этом наделяет Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия по старости назначается досрочно (п.п. 1 и 2 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; п.п. 1 - 18 ч. 1 и ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При этом на работодателей, применяющих труд работников на указанных видах работ, была возложена обязанность по уплате начиная с 1 января 2013 г. дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (с 1 января 2017 г. - ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации), а также было предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой (с 1 января 2015 г. - страховой) пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов; условия назначения трудовой (страховой) пенсии по старости применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда; до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", соответствующие периоды могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой (страховой) пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 г. результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (п. 3 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; ч. 6 ст. 30 и ч. 8 ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п.п. 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Частью 2 ст. 56 названного выше кодекса установлено, что суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Исходя из положений ст.ст. 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (ст.ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Эти требования процессуального закона судом первой инстанции соблюдены не были, суд апелляционной инстанции указанные недостатки не исправил.
Выводы судов о включении периода работы истца после 1 января 2013 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не соответствуют указанным нормам права, сделаны без исследования всех юридически значимых обстоятельств дела, в связи с чем решение суда первой инстанции и апелляционное определение в части зачета с специальный стаж истца периода его работы после 1 января 2013 г. подлежат отмене, поскольку от включения указанного периода зависит вопрос о возникновении у истца права на досрочное назначение страховой пенсии, то решение суда первой инстанции и апелляционное определение в части удовлетворения требований истца о назначении ему досрочно страховой пенсии с 1 июня 2021 г, также подлежат отмене, а дело в отмененной части- направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями материального и процессуального закона.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Венгеровского районного суда Новосибирской области от 12 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 12 июля 2022 г. в части удовлетворения требований о включении в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода его работы после 1 января 2013 г, в части удовлетворения требований о назначении истцу досрочно страховой пенсии по старости с 1 июня 2021 г. отменить, в отмененной части дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В остальной части решение Венгеровского районного суда Новосибирской области от 12 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 12 июля 2022 г.- оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.