Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Жуленко Н.Л, судей Благодатских Г.В. и Татаринцевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 75RS0001-02-2021-010320-27 по иску Жамкоцяна Сергея Бегларовича к обществу с ограниченной ответственностью "Олерон+" о защите прав потребителей, запрете использовать персональные данные
по кассационной жалобе Жамкоцяна С.Б. на решение Центрального районного суда г. Читы от 31 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 5 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Татаринцевой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Жамкоцян С.Б. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Олерон+" (далее ? ООО "Олерон+"), в котором просил признать незаконными действия ответчика по начислению счетов за вывоз мусора, запретить пользоваться его личными данными и начислять ему расходы по вывозу мусора.
В обоснование требований указал, что в августе 2021 г. при оформлении пособий в центре социальной защиты населения ему сообщили о неоплаченной задолженности за вывоз бытового мусора перед ООО "Олерон+". При обращении к ответчику наличие задолженности было подтверждено, так же было указано, что расчет платы осуществляется с учетом количества зарегистрированных лиц по адресу его проживания. Таким образом, ООО "Олерон+" незаконно завладело и использует его персональные данные в отсутствие заключенного договора. Кроме того, услугами ответчика он не пользуется, однако данные доводы ответчиком оставлены без внимания. До августа 2021 г. он не был осведомлен о том, что силами ответчика производится вывоз бытового мусора с его улицы, так как мусорные баки и контейнерная площадка не обустроены, счета от ответчика за оказанные услуги ему также не поступали.
Протокольным определением от 1 марта 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена Государственная инспекция Забайкальского края.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 31 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 5 июля 2022 г, в удовлетворении требований Жамкоцяна С.Б. к ООО "Олерон+" о защите прав потребителей, запрете использовать персональные данные отказано.
В кассационной жалобе Жамкоцяна С.Б. ставится вопрос об отмене судебного постановлений судов первой и апелляционной инстанций ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Кассатор указывает, что постоянно проживает и зарегистрирован по "адрес". До августа 2021 г. он не знал, что общество оказывает ему услуги по вывозу мусора с адреса его места жительства. Поскольку фактически услуги ответчиком ему не оказывались, считает действия ООО "Олерон+" по начислению ему оплаты за данную услугу незаконными и необоснованными. Кроме того, ответчиком незаконно, без его согласия используются его персональные данные.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Жамкоцян С.Б, родившийся ДД.ММ.ГГГГ, "данные изъяты", проживает и зарегистрирован по месту жительства со 2 августа 2011 г. в принадлежащем ему на праве собственности с 26 мая 2011 г. жилом доме площадью 22, 6 кв.м по "адрес".
Постановлением Правительства Забайкальского края от 5 ноября 2019 г. N 430 утверждена территориальная схема обращения с отходами Забайкальского края (в редакции от 3 июня 2020 г.), раздел 11 которой определяет, что согласно результатам проведенного конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края статус регионального оператора присвоен ООО "Олерон+". Срок перехода на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами в Забайкальском крае перенесен на 1 января 2020 года. Статус регионального оператора присвоен сроком на 10 лет.
По сведениям ООО "Олерон+" тарифы на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для жителей индивидуального жилого фонда утверждены приказами Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 14 августа с 2019 г. N 173-НПА, от 18 февраля 2021 г. N 21-НПА и составляют с 1 января 2020 г. 54, 65 руб, с 1 января 2021 г. - 57, 24 руб. Сбор твердых коммунальных отходов с "адрес" осуществляется бестарным способом, в мешках, путем объезда улицы мусоровывозящей техникой по графику, 5 и 20 числа месяца.
Движение такой техники по этому маршруту с 1 июня 2020 г. по 1 июля 2021 г. подтверждено ответчиком данными слежения спутниковой навигации ГЛОНАСС.
По указанному адресу открыт лицевой счет N с начислением за период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2021 г. задолженности в размере 12 519, 65 руб. по тарифу, за 12 зарегистрированных лиц. В августе 2021 г. произведен перерасчет платы в сторону уменьшения на 721, 38 руб. в связи с нарушением периодичности сбора твердых коммунальных отходов.
Информация о правообладателе жилого помещения получена ответчиком из Росреестра, количество проживающих - по сведениям акционерного общества "Читаэнергосбыт".
Наличие задолженности за вывоз мусора послужило основанием для отказа в назначении Жамкоцяну С.Б. ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 30 сентября 2021 г.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик с 1 января 2020 г. является единственным региональным оператором по вывозу твердых коммунальных отходов на территории края, самостоятельное обращение с отходами законом не допускается, договор между сторонами заключен с даты начала предоставления коммунальной услуги, поэтому законность начисления платы за вывоз мусора по месту жительства истца, исходя из тарифов и количества зарегистрированных лиц, сомнений не вызывает. За перерасчетом платы к ответчику истец не обращался. Законом допускается обработка персональных данных потребителей коммунальных услуг без согласия субъекта персональных данных. Ведение лицевого счета, в том числе с использованием персональных данных, переданных в рамках агентского договора с акционерным обществом "Читаэнергосбыт", является обязанностью регионального оператора, также как истец обязан вносить плату за коммунальную услугу.
Суд апелляционной инстанции согласился с вынесенным судом первой инстанции решением, оставив его без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
Правовая позиция судов основана на нормах, регулирующих спорные правоотношения, учитывает характер этих правоотношений, а также конкретные обстоятельства дела; выводы суда даны на всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, не противоречат требованиям действующего законодательства и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах и потреблении) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Твердыми коммунальными отходами, согласно норме указанной статьи, являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - это оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов - IV классов опасности подлежит лицензированию (пункт 1 статьи 9 Закона об отходах и потреблении).
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 данного Кодекса (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 6 мая 2011 г. N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 148(7) Правил предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148(5) данных Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с данными Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении (пункт 148(34) Правил).
При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (пункт 148(36) Правил).
Доводы Жамкоцяна С.Б. о том, что услуги по вывозу мусора ему не оказываются опровергаются сведениями спутниковой навигации системы ГЛОНАСС, подтверждающей движение техники.
Случаи и основания изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальных услуг для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов изложены в разделе IX Правил.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность отражён в разделе X Правил.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом материалы дела доказательств того, что Жамкоцян С.Б. обращался к региональному оператору по поводу некачественно оказанной услуги по вывозу твердых бытовых отходов, и ООО "Олерон+" по данному факту проводилась проверка, не содержат.
Согласно части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов. В соответствии с подпунктом "а" пункт 69 Правил от 6 мая 2011 г. N 354 в платежном документе указываются почтовый адрес жилого помещения, сведения о собственнике помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя).
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное положение и другая информация (пункт 1).
Согласно указанной норме Федерального закона оператором признается государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (пункт 2).
В силу данных положений закона ООО "Олерон+" является оператором.
По общему правилу части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных" обработка персональных данных осуществляется оператором с согласия субъектов персональных данных. Вместе с тем положения пунктов 2, 5 части 1 статьи 6, части 2 статьи 9 Федерального закона "О персональных данных" допускают возможность обработки персональных данных без согласия субъекта персональных данных, если это необходимо для достижения целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также в целях исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
Исходя из указанных норм права и обстоятельства дела, обработка персональных данных ответчика осуществлялась ООО "Олерон+" на основании Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, несостоятельными являются доводы кассатора об обработке персональных данных ООО "Олерон+" без его согласия.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке установленных обстоятельств, основаны на ошибочном толковании закона, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы судов нижестоящих инстанций, соответствуют установленным обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 31 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 5 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Жамкоцяна С.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.