Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, Судей Кожевниковой Л.П, Гусева Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1074/2022 (УИД:70RS0001-01-2022-001256-56) по иску Крымской Инны Анатольевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда России по Томской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии, возложении обязанности назначить пенсию по старости, по кассационной жалобе Крымской Инны Анатольевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 14 сентября 2022 г, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области на решение Кировского районного суда г. Томска от 18 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 14 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Крымская И.А. обратилась с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области (далее - ОПФР по Томской области), в котором с учётом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила признать право на установление пенсии в соответствии со статьёй 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" со снижением пенсионного возраста на один год; возложить обязанность на ОПФР по Томской области назначить с 21 апреля 2021 г. пенсию по старости в соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ; взыскать с ОПФР по Томской области судебные расходы в размере 3 800 руб.
В обоснование заявленных требований Крымская И.А. указала, что в период с 6 сентября 1988 г. по 26 ноября 1993 г. была зарегистрирована и проживала в г. Славутич Киевской области Украинской ССР, а в период с 1 сентября 1988 г. по 13 декабря 1993 г. работала в детских яслях N 1 Чернобыльской АЭС. г. Славутич отнесён к зоне проживания с социально-экономическим статусом, в связи с чем Крымская И.А. относится к категории граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом и имеет право на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением возраста на год.
21 апреля 2021 г. Крымская И.А. первоначально, по предварительной записи, обратилась в Центр ПФР N 1 по установлению пенсии в Томской области с заявлением о рассмотрении вопроса о государственной пенсии по старости в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 13, статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Вместе с заявлением также было подано заявление о предварительной проверке документов для назначения пенсии и представлены документы, однако ответ на своё заявление она не получила.
25 октября 2021 г. Крымская И.А. снова обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Решением N от 7 февраля 2022 г. ответчик отказал в установлении пенсии по старости.
Крымская И.А. считает, что у пенсионного органа не имелось правовых оснований для отказа в установлении её пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста, поскольку продолжительность проживания и работы на территории со льготным социально-экономическим статусом более четырёх лет даёт ей право на установление пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на один год в соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
При этом Крымская И.А. полагает, что пенсия должна быть назначена ей с даты первоначального обращения в пенсионный орган 21 апреля 2021 г.
Решением Кировского районного суда г. Томска от 18 мая 2022 г. исковые требования Крымской И.А. удовлетворены.
За Крымской И.А. признано право на установление пенсии в соответствии со статьёй 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" со снижением пенсионного возраста на один год.
На ОПФР по Томской области возложена обязанность назначить Крымской И.А. досрочно страховую пенсию по старости в соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с 21 апреля 2021 г.
С ОПФР по Томской области в пользу Крымской И.А. взысканы судебные расходы в виде расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб, расходы на оплату юридических услуг в размере 3 500 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 14 сентября 2022 г. решение Кировского районного суда г. Томска от 18 мая 2022 г. изменено.
На ОПФР по Томской области возложена обязанность назначить Крымской И.А. досрочно пенсию по старости в соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с 25 октября 2021 г.
В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Крымская И.А. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 14 сентября 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы Крымской И.А. письменных возражений не поступало.
В кассационной жалобе ОПФР по Томской области просит отменить решение Кировского районного суда г. Томска от 18 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 14 сентября 2022 г.
На кассационную жалобу Крымской И.А. принесены письменные возражения, в которых истец просит кассационную жалобу ответчика оставить без удовлетворения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, в письменных возражениях Крымской И.А. на кассационную жалобу ответчика, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Крымская И.А. 25 октября 2021 г. обратилась в клиентскую службу городского округа ЗАТО Северск с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) в котором просила назначить пенсию по старости по государственному пенсионному обеспечению, назначить пенсию по старости, предусмотренную Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением ОПФР по Томской области от 7 февраля 2022 г. N в назначении пенсии в соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" отказано в связи с тем, что предоставление пенсионного обеспечения гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, переселившимся с территории Украины и Республики Беларусь на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, на основании документов, выданных уполномоченными органами названных государств и подтверждающих право на льготы в соответствии с законодательством этих государств, не предоставляется возможным.
Согласно трудовой книжке Крымской (Гревцова, Сухорукова) И.А. серии AT-V N от ДД.ММ.ГГГГ, содержащей сведения о работе на территории Украины: Крымская И.А. работала инструктором физкультуры в детском ясли-саду N 1 с 1 сентября 1988 г. (приказ N от 31 августа 1988 г.) по 13 декабря 1993 г, уволена с занимаемой должности по статье 38 КЗОТ Украины (приказ N от 13 декабря 1993 г.).
Согласно справке от 7 июля 2021 г. N, выданной Славутичским городским советом Управления социальной защиты населения Сухоруковой (Крымской) И.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было выдано удостоверение категории 4 серии В N от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справке от 2 июля 2021 г. N, выданной Славутичским городским советом Управления социальной защиты населения Крымская (Сухорукова) И.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно была зарегистрирована и постоянно проживала в г. Славутич Киевской области с 6 сентября 1988 г. по 26 ноября 1993 г.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 23 июля 1991 г. N 106 город Славутич был отнесён к зоне усиленного радиоэкологического контроля. Законом Украины "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины" от 28 декабря 2014 г. N 76-VIII, исключен абзац пятый части второй статьи 2 Закона Украины "О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы", а именно, исключена зона усиленного радиоэкологического контроля, к которой был отнесён город Славутич.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришёл к выводу о незаконности оспариваемого решения пенсионного органа, поскольку представленная истцом справка, подтверждающая факт проживания истца в г. Славутиче, отнесённого на момент проживания истца к зоне усиленного радиоэкологического контроля, соответствует порядку подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, изложенному в письме Госкомчернобыля Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N ВД-10-2079 "О порядке подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом", зарегистрированном в Минюсте России 19 мая 1993 г. N 253, в связи с чем истец имеет право на установление пенсии в соответствии со статьёй 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" со снижением пенсионного возраста на один год.
Определяя дату, с которой подлежит назначению пенсия, суд первой инстанции, сославшись на положения статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пришёл к выводу о том, что Крымская И.А. имеет право на назначении пенсии с 21 апреля 2021 г, поскольку первоначально Крымская И.А. обратилась в пенсионный орган 21 апреля 2021 г, в заявлении обозначила просьбу рассмотреть вопрос о государственной пенсии по старости согласно Закону Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также представила заявление о предварительной проверке документов для назначения пенсии и согласие на обработку персональных данных, однако сотрудниками пенсионного органа 21 апреля 2021 г. до сведения истца не была доведена и мотивированна необходимость обращения в пенсионный орган в ином порядке.
Руководствуясь положениями статей 98, 100 ГПК РФ, учитывая разъяснения, содержащиеся в пунктах 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", установив факт несения истцом расходов за составление искового заявления в сумме 3500 руб. и расходов на оплату государственной пошлины в сумме 300 руб, суд первой инстанции пришёл к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца судебных расходов в заявленном размере.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для признания за Крымской И.А. права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Оснований не согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанций о наличии у Крымской И.А. права на назначение досрочно пенсии по старости в соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по доводам кассационной жалобы ОПФР по Томской области не усматривается, поскольку выводы судебных инстанций в указанной части соответствуют материалам дела, нормам права, регулирующим спорные отношения, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
1. Согласно статье 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
В соответствии со статьёй 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, Федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы её принципов и норм.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно пункта 8 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Пенсионное обеспечение указанных категорий граждан регулируется разделом IV "Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы" названного Закона, а также Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно статье 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение (подпункт 6 пункта 1 статьи 10).
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 указанного Федерального закона гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Статьёй 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно справкам, выданным Управлением социальной защиты населения Славутичского городского совета Вышгородского района Киевской области N от 7 июля 2021 г, N от 02 июля 2021 г. Крымская И.А. была зарегистрирована и постоянно проживала в г. Славутиче Киевской области с 6 сентября 1988 г. по 26 ноября 1993 г, Постановлением Кабинета Министров Украины от 23 июля 1991 г. N 106 г. Славутич был отнесён к зоне усиленного радиоэкологического контроля, Крымской И.А. Киевской областной государственной администрацией было выдано удостоверение категории 4 серии В N от ДД.ММ.ГГГГ
В силу статьи 49 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации её последствий, переселившимся с территории Украины, Республики Беларусь и других государств на территории Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно статье 3 договора об основах отношений между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Украинской Советской Социалистической Республикой (подписан в г. Киеве 19 ноября 1990, прекратил своё действие со дня вступления в силу договора от 31 мая 1997 г.), каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует гражданам другой Стороны, а также лицам без гражданства, проживающим на ее территории, независимо от их национальной принадлежности или иных различий гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными.
Статьёй 27 договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной (подписан в г. Киеве 31 мая 1997 г.), прекратившего своё действие с 1 апреля 2019 г, предусмотрено, что высокие Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в области социальной защиты, включая социальное обеспечение граждан. Они заключат специальные соглашения с целью решения вопросов трудовых отношений, трудоустройства, социальной защиты, возмещения ущерба, причинённого увечьем или иным повреждением здоровья, связанными с несчастными случаями на производстве, социального обеспечения граждан одной Стороны, осуществляющих трудовую деятельность или приобретших трудовой стаж на территории другой Стороны, и по другим вопросам в этой области, требующим согласованных решений.
Стороны обеспечат свободный и своевременный перевод пенсий, пособий, алиментов, средств по возмещению вреда, причинённого увечьем или иным повреждением здоровья, и других социально значимых платежей гражданам одной из Сторон, постоянно проживающим или временно пребывающим на территории другой Стороны.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 3 Постановления Пленума от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении судом гражданских дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правильно применив приведённые нормы права, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что представленные истцом справки, подтверждают факт проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 6 сентября 1988 г. по 26 ноября 1993 г, в связи с чем у пенсионного органа отсутствовали правовые основания для отказа в назначении Крымской И.А. пенсии в соответствии статьёй 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Доводы кассационной жалобы ОПФР по Томской области о том, что истец проживала на территории Украины в зоне усиленного радиоэкологического контроля, показатели радиоактивного загрязнения которой соответствуют показателям радиоактивного загрязнения зоны с льготным социально-экономическим статусом на территории Российской Федерации, в период с 6 сентября 1988 г. по 26 ноября 1993 г, то есть после 30 июня 1986 г, в настоящее время истец проживает на территории Томской области, не относящейся к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем у Крымской И.А. отсутствуют основания для признания права на досрочное назначении пенсии, подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакциях от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев" неоднократно подчеркивалось, что не только признание, но и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда составляют конституционную обязанность Российской Федерации, как социального правового государства.
Положения части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которыми к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, направлены на повышенную социальную защиту указанных категорий граждан: отнесение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы к той или иной категории предопределяет лишь вид и объём возмещения вреда и мер социальной поддержки, но не лишает права получить их в объеме, адекватном фактическому повреждению здоровья (имущества) или испытанному риску вследствие проживания и работы на радиоактивно зараженной территории.
По смыслу закона, при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим на территории, не относящейся к заражённой по решению Правительства Российской Федерации, но подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением пенсионного возраста.
То обстоятельство, что истец на дату обращения в пенсионный орган не проживала на загрязнённой территории, правового значения не имеет, поскольку в силу положений статьи 49 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки, предусмотренные этим законом, гарантируются лицам, переселившимся из других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания.
Таким образом, довод кассационной жалобы ответчика о том, что на период обращения в пенсионный орган по вопросу назначения пенсии Крымская И.А. постоянно не проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом не является основанием, ставящим под сомнение выводы суда первой и апелляционной инстанций о наличии у истца права на назначение пенсии с уменьшением возраста на один год.
Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 г. N 403-О следует, что положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на назначение трудовой пенсии по старости с учётом снижения пенсионного возраста и периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.
Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учётом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закреплённого в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причинённого здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.
2. Изменяя решение суда первой инстанции в части даты назначения пенсии и определяя дату назначения пенсии с 25 октября 2021 г, суд апелляционной инстанции исходил из того, что из смысла положений статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" назначение пенсии носит заявительный характер.
Суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что волеизъявление Крымской И.А. в заявлении от 21 апреля 2021 г. было направлено не на назначение пенсии, а на оказание содействия по сбору необходимых документов и рассмотрению вопроса о назначении пенсии, с заявлением о назначении пенсии Крымская И.А. обратилась 25 октября 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы Крымской И.А, считает, что выводы суда апелляционной инстанции в части установления даты, с которой подлежит назначение и выплата пенсии истцу, сделаны с нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения, и норм процессуального права.
Порядок установления страховых пенсий и сроки её назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчёта их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на дату первоначального обращения Крымской И.А. в пенсионный орган с заявлением о рассмотрении вопроса о назначении пенсии - 21 апреля 2021 г.).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определённый Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, даёт лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днём обращения за страховой пенсией считается день приёма заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приёма заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчёта, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила обращения за страховой пенсией).
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приёме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт "а");
регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдаёт уведомление о приёме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приёма заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт "г").
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:
даёт оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учёта, а также правильности оформления документов (подпункт "а");
запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт "в").
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для её назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днём получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приёме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приёме заявления.
Аналогичные нормативные положения о порядке приёма заявления о назначении пенсии содержатся в пунктах 72 и 73 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. N 16п.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведённых нормативных положений следует, что:
1. При приёме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нём сведений представленным документам;
разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно;
выдаёт уведомление и указывает в нём, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днём обращения за страховой пенсией и, соответственно, днём, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приёма территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приёма заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
2. При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации даёт оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
3. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в её назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
4. В случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
В силу части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учётом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 ГПК РФ).
Указанные выше требования в силу абзаца второго части 1 статьи 327 ГПК РФ распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учётом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 3271 ГПК РФ).
Суд апелляционной инстанций, изменяя решение суда первой инстанции в части даты, с которой на ответчика лежит обязанность назначить истцу пенсию, нормативные положения, регулирующие порядок установления гражданам страховых пенсий по старости, не применил, в связи с чем не установилобстоятельства, имеющие значение для дела, и, как следствие, не выяснил, были ли допущены пенсионным органом нарушения при принятии и рассмотрении первоначального заявления Крымской И.А. о назначении пенсии 21 апреля 2021 г.
Как следует из материалов дела, 21 апреля 2021 г. Крымская И.А. обращалась с заявлением в Центр ПФР N 1 по установлению пенсии.
Делая вывод о том, что волеизъявление Крымской И.А. было направлено на оказание ей содействия по сбору необходимых документов, суд апелляционной инстанции не дал надлежащей оценке указанному заявлению, из смысла которого следует, что Крымская И.А. просит рассмотреть вопрос о государственной пенсии по старости согласно статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", то есть волеизъявление Крымской И.А. фактически было направлено на назначение пенсии.
По настоящему делу для определения даты, с которой истец вправе претендовать на назначение пенсии, юридически значимым и подлежащим определению и установлению, являлось установление обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению Крымской И.А. порядка и условий назначения пенсии при её первичном обращении с заявлением о рассмотрении вопроса о государственной пенсии (21 апреля 2021 г.), а также вопроса о том, почему Крымской И.А. 21 апреля 2021 г. было подано заявление об оказании содействия в истребовании справок и рассмотрении вопроса о государственной пенсии, а не о назначении пенсии по форме, установленной Приложением N 1 к Административному регламенту предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утверждённому постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. N 16п; было ли в установленном порядке заявление от 21 апреля 2021 г. зарегистрировано и если нет, то по каким причинам; разъяснялось ли Крымской И.А. сотрудником пенсионного органа, осуществлявшим приём истца и принимавшим заявление от 21 апреля 2021 г, право на подачу заявления о назначении пенсии по установленной форме; предлагалось ли Крымской И.А. представить недостающие документы и какие недостающие документы ей необходимо было представить дополнительно для подтверждения её права на назначение пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; предпринимались ли пенсионным органом действия по заявлению Крымской И.А. от 21 апреля 2021 г. по запросу необходимых документов в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся; был ли пенсионным органом дан ответ на заявление Крымской И.А. от 21 апреля 2021 г.
Названные обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из подлежащих применению норм права, в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции в нарушение приведённых требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись.
Между тем истец Крымская И.А. в уточнённом исковом заявлении, а также в ходе рассмотрения дела указывала, что на момент первичного обращения в пенсионный орган с заявлением о рассмотрении вопроса о государственной пенсии 21 апреля 2021 г. у неё имелись все условия для назначения ей пенсии, после 21 апреля 2021 г. она многократно обращалась в пенсионный орган, интересовалась решением своего вопроса, однако устно ей откладывали срок ответа на заявление, сначала до трёх месяцев рассмотрения, потом до полугода. Так как её вопрос не решался, Крымская И.А. самостоятельно сделала официальные запросы и 25 октября 2021 г. снова обратилась в пенсионный орган, где ей ответили, что её письменное обращение (заявление от 21 апреля 2021 г.) учитываться и рассматриваться не будет, ей необходимо подать заявление в электронном виде через портал "Госуслуги" в личном кабинете ПФРФ, что она и сделала в помещении Пенсионного фонда через компьютер в холле. Крымская И.А. указывала на то, что её ввели в заблуждение.
В результате неправильного применения норм права, регулирующих спорные отношения, этим доводам Крымской И.А. и приводимым в их обоснование обстоятельствам, суд апелляционной инстанции, вопреки требованиям статей 56, 67, 196 (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств) ГПК РФ, не дал надлежащей правовой оценки.
Ввиду изложенного выводы суда апелляционной инстанции о том, что не имеется оснований, предусмотренных действующим законодательством, для признания за Крымской И.А. права на получение пенсии по старости со дня обращения за пенсией - с 21 апреля 2021 г. являются неправомерными, не соответствующими нормам пенсионного законодательства.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 14 сентября 2022 г. в части изменения решения Кировского районного суда г. Томска от 18 мая 2022 г. нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены апелляционного определения в указанной части и направления дела в отменённой части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
В остальной части решение Кировского районного суда г. Томска от 15 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 14 сентября 2022 г. отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 14 сентября 2022 г. в части изменения решения Кировского районного суда г. Томска от 18 мая 2022 г. и изложения его резолютивной части в новой редакции - отменить, в отменённой части направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Томский областной суд.
Решение Кировского районного суда г. Томска от 18 мая 2022 г, в части неизменённой апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 14 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 14 сентября 2022 г. в остальной части оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.