Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Раужина Е.Н, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-174/2022 (УИД: 54RS0032-01-2021-002190-69) по иску прокурора Ордынского района Новосибирской области в интересах Раткевич Натальи Витальевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Новосибирской области о взыскании недоплаченных сумм компенсации при увольнении, по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Новосибирской области на решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 20 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 9 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, объяснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Ордынского района Новосибирской области в интересах Раткевич Натальи Витальевны (далее - Раткевич Н.В, истец) обратился с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Новосибирской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 19 по Новосибирской области, ответчик) о взыскании недоплаченных сумм компенсации при увольнении.
В обоснование заявленных требований прокурор Ордынского района Новосибирской области указал, что в соответствии с приказами ФНС России от 27 апреля 2021 г. N ЕД-7-4/226 "О структуре Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области", УФНС России по Новосибирской области от 28 апреля 2021 г. N 01-07/88@ "Об утверждении структур инспекций ФНС России по Новосибирской области" произведена реорганизация УФНС России по Новосибирской области, в результате которой Межрайонная ИФНС России N 6 по Новосибирской области включена в состав Межрайонной ИФНС России N 19 по Новосибирской области.
В Межрайонной ИФНС России N 6 по Новосибирской области были сокращены государственные гражданские служащие, в том числе Раткевич Н.В, работавшая в должности заместителя начальника отдела анализа поступлений и расчетов с бюджетом.
При увольнении Раткевич Н.В. не произведена выплата полного окончательного расчета.
В период с 1 июля 2020 г. по 30 июня 2021 г. работникам Межрайонной ИФНС России N 6 по Новосибирской области выплачивались средства материального стимулирования (за 2 квартал 2020 г, июль - сентябрь 2020 г, 3 квартал 2020 г, октябрь - декабрь 2020 г, 4 квартал 2020 г, январь-апрель 2021 г, май - июнь 2021 г, 1 квартал 2021), которые не были учтены при расчете денежного содержания, выплачиваемого при сокращении должностей федеральной государственной гражданской службы. Сумма недоначисленной и не выплаченной компенсации Раткевич Н.В. составляет 90 367, 38 рублей.
Прокурор Ордынского района Новосибирской области просил суд взыскать с Межрайонной ИФНС России N 19 по Новосибирской области в пользу Раткевич Н.В. задолженность компенсации в размере 90 367, 38 рублей, компенсацию за задержку выплаты 5 765, 41рублей, компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
Протокольным определением Ордынского районного суда Новосибирской области от 18 февраля 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено УФНС России по Новосибирской области.
Решением Ордынского районного суда Новосибирской области от 20 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 9 августа 2022 г, с Межрайонной ИФНС России N 19 по Новосибирской области в пользу Раткевич Н.В. взыскана задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей (четырехмесячное денежное содержание) в сумме 73 447 рублей, задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 16 920, 38 рублей, компенсация морального вреда в размере 3 000 рублей. В удовлетворении исковых требований прокурора Ордынского района Новосибирской области в интересах Раткевич Н.В. о взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы в размере 5 765, 41 рублей отказано.
В кассационной жалобе представителем Межрайонной ИФНС России N 19 по Новосибирской области ставится вопрос об отмене решения Ордынского районного суда Новосибирской области от 20 апреля 2022 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 9 августа 2022 г, как незаконных, в части удовлетворенных исковых требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Раткевич Н.В, представитель ответчика Межрайонной ИФНС России N 19 по Новосибирской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, УФНС России по Новосибирской области, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Раткевич Н.В. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России N 6 по Новосибирской области с 21 октября 2019 г. в должности заместителя начальника отдела анализа поступлений и расчетов с бюджетом.
В соответствии с приказами ФНС России от 27 апреля 2021 г. N ЕД-7-4/226 "О структуре Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области", УФНС России по Новосибирской области от 28 апреля 2021 г. N 01-07/88@ "Об утверждении структур инспекций ФНС России по Новосибирской области" произведена реорганизация УФНС России по Новосибирской области, в результате которой Межрайонная ИФНС России N 6 по Новосибирской области включена в состав Межрайонной ИФНС России N 19 по Новосибирской области.
Приказом исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России N 6 по Новосибирской области от 15 июня 2021 г. N с Раткевич Н.В. расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и 30 июня 2021 г. уволена в связи с сокращением должностей гражданской службы по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с выплатой окончательного расчета с учетом выплаты компенсации за неиспользованный отпуск 27 календарных дней.
Согласно приказам начальника Межрайонной ИФНС России N 6 по Новосибирской области Раткевич Н.В. выплачивалось материальное стимулирование. На основании приказа от 28 сентября 2020 г. N Раткевич Н.В. выплачена сумма в размере 26 060 рублей, от 28 сентября 2020 г. N - сумма в размере 30 858 рублей, от 10 декабря 2020 г. N - сумма в размере 30 371 рубль, от 22 декабря 2020 г. N - сумма в размере 24 298 рублей, от 22 апреля 2021 г. N - сумма в размере 27 890 рублей, от 11 мая 2021 г. N - сумма в размере 35 117 рублей, от 21 июня 2021 г. N - сумма в размере 45 747 рублей.
Судом первой инстанции установлено, что расчет компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации, причитающейся за неиспользованный отпуск произведен Раткевич Н.В. без учета выплат средств дополнительного материального стимулирования за счет ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда.
Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями статей 14, 50, 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", пунктами 2, 6, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, исходя из того, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в связи с чем, суммы материального стимулирования, выплаченные Раткевич Н.В. в период службы в соответствии с приказами начальника Межрайонной ИФНС России N 6 по Новосибирской области, должны учитываться при расчете ее среднего заработка для исчисления компенсаций при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы и за неиспользованный отпуск, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Межрайонной ИФНС России N 19 по Новосибирской области в пользу Раткевич Н.В. недоплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 73 447 рублей, недоплаченной компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении - 16 920, 38 рублей.
Руководствуясь положениями ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", установив факт нарушения трудовых прав Раткевич Н.В, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу Раткевич Н.В. компенсации морального вреда, размер которой в 3 000 рублей определен судом первой инстанции с учетом фактических обстоятельств дела, характера нарушенных трудовых прав Раткевич Н.В, длительности лишения работника предусмотренной законом компенсации, поведения ответчика, не принявшего мер к восстановлению нарушенного трудового права работника, требований разумности и справедливости.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации за задержку выплат недополученных сумм компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации при увольнении с государственной гражданской службы, суд первой инстанции исходил из того, что положения ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации к спорным отношениям применению не подлежат, поскольку спорные денежные суммы истцу до принятия судом решения не начислялись.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 13 ст. 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Частью 1 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Частью 10 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила от 6 сентября 2007 г. N 562).
Пунктом 2 Правил от 6 сентября 2007 г. N 562 предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно абзацу 1 п. 6 Правил от 6 сентября 2007 г. N 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем 1 п. 8 Правил от 6 сентября 2007 г. N 562, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу 2 п. 8 Правил от 6 сентября 2007 г. N 562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В ч. 1 ст. 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
На основании п. 9 данного Указа Президента Российской Федерации фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацами 8, 10 подп. "р" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы; совершенствование системы материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих, доведение уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличение в оплате труда государственных гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ учитывая, что дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, то есть связано с исполнением служащим его должностных обязанностей, осуществляется по результатам оценки достижения государственным служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, судебные инстанции пришли к правомерному выводу, что выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении.
Доводы кассационной жалобы о том, что выплаты, направленные на стимулирование профессиональной служебной деятельности, не подлежат включению в состав основного денежного содержания гражданского служащего, неправильном определении правовой природы средств материального стимулирования и единовременного денежного поощрения, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, примененных судами при разрешении дела, и выводов судебных инстанций не опровергают.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что федеральным государственным органам ежегодно доводятся объемы средств, имеющих целевой характер, - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы. При этом данными актами правовая форма и (или) механизм выплаты этих средств не установлены. Целевой характер этих мероприятий заключается в повышении уровня оплаты труда указанных категорий лиц, что прямо свидетельствует об отнесении соответствующих выплат к выплатам за профессиональную служебную деятельность.
При этом в структуре денежного содержания выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера в зависимости от должностного оклада, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя (п. 4 ч. 5 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Выплата государственным гражданским служащим органов ФНС России материального стимулирования и премии связана с исполнением ими должностных обязанностей и имеет характер аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий и осуществляется по результатам оценки достижения государственным служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.
Следовательно, выводы судебных инстанций, что суммы материального стимулирования подлежат включению в расчет денежного содержания при исчислении компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, соответствуют вышеприведенным правовым нормам.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном взыскании компенсации морального вреда являются несостоятельны, поскольку судом установлен факт нарушения трудовых прав истцов, что является основанием для компенсации морального вреда в соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, при этом, законодатель, закрепляя право на компенсацию морального вреда, не устанавливает единого метода оценки физических и нравственных страданий, не определяет конкретный размер компенсации, а предоставляет определение размера компенсации суду. Компенсация морального вреда должна возместить потерпевшему понесённые им физические и нравственные страдания. Исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, судом апелляционной инстанции указанные условия соблюдены.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указания на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения обжалуемых судебных постановлений, влияли на законность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Само по себе несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы в обжалуемой части не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений в обжалуемой части.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 20 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 9 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.