Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Катанаевой А.С, судей Колпаковой А.В, Солдатовой С.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федоровой Я.Я, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-679/2022 по административному исковому заявлению Абинского районного Союза потребительских кооперативов об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости
по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 6 июля 2022 г, которым административные исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, возражения по доводам апелляционной жалобы представителя административного истца Нагорной Н.В, судебная коллегия
установила:
Абинский районный Союз потребительских кооперативов обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости: нежилого здания с кадастровым номером N, нежилого здания с кадастровым номером N, земельного участка с кадастровым номером N. В обоснование требований указано, что установленная в отношении объектов недвижимости кадастровая стоимость существенно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права административного истца, как собственника зданий, поскольку влечет увеличение налогового бремени, а так же нарушает права, как плательщика арендных платежей, исчисляемых из кадастровой стоимости земельного участка.
Обжалуемым решением Краснодарского краевого суда от 6 июля 2022 г. заявленный административный иск удовлетворен частично. По состоянию на 1 января 2021 г. установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости - 8 513 800 руб.; нежилого здания с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости - 42 190 700 руб. По состоянию на 10 июня 2021 г. установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости 5 906 000 руб. Датой подачи заявления о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества определено считать 11 марта 2022 г.
Департаментом имущественных отношений Краснодарского края подана апелляционная жалоба на решение суда, в которой административный ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска. Выражает несогласие с результатами судебной оценочной экспертизы, указывая на допущенные экспертом нарушения законодательства об оценочной деятельности в рамках затратного подхода в отношении зданий. Указывает, что уменьшение кадастровой стоимости объектов недвижимости влияет на наполняемость бюджета.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав возражения представителя административного истца, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Кроме того, административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Приказом департамента имущественных отношений администрации Краснодарского края от 9 октября 2020 г. N 2259 утверждены результаты определения кадастровой стоимости зданий на территории Краснодарского края по состоянию на 1 января 2020 г.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 1 января 2020 г. установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N в размере 63 291 659, 64 руб.; нежилого здания с кадастровым номером N в размере 11 728 936, 86 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена Государственным бюджетным учреждением Краснодарского края "Крайтехинвентаризация -Краевое БТИ" по состоянию на 10 июня 2021 г. в размере 10 930 483, 20 руб. в порядке, установленном статьей 16 Закона о государственной кадастровой оценке, что подтверждается имеющимися в материалах дела возражениями административного ответчика ГБУ КК "Крайтехинвентаризация -Краевое БТИ" от 21 марта 2022 г. Результаты расчета кадастровой стоимости оформлены актом об определении кадастровой стоимости от 24 июня 2021 г. N.
В соответствии с частью 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 КАС РФ оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости объектов недвижимости, административным истцом был представлен отчет об оценке N от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный ООО "Альфа Эксперт", согласно которому рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2021 г. составляет 22 370 100 руб, нежилого здания с кадастровым номером N составляет - 6 326 900 руб.; размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 10 июня 2021 г. составляет 6 262 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследовав отчет об оценке объектов недвижимости, определением суда первой инстанции от 12 апреля 2022 г. назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено ООО "Бизнес-Партнер".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ N, выполненной экспертом ООО "Альфа Эксперт" Надгериевым Р.В, отчет об оценке N от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки.
Согласно вышеуказанному заключению эксперта рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 42 190 700 руб, нежилого здания с кадастровым номером N - 8 513 800 руб.; размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 5 906 000 руб.
Оценив заключение эксперта в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований не доверять выводам эксперта. Данное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости зданий и земельного участка, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности. Выводы заключения содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Экспертом в заключении приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объекта исследования; выводы эксперта не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Расчет рыночной стоимости зданий и земельного участка полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подходов, отказ от затратного подхода обоснован; приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методы и методики определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению департамента, экспертом нарушениях при проведении судебной экспертизы, в том числе о некорректном отборе объектов-аналогов, необходимости включения в расчеты при затратном подходе налога на добавленную стоимость, совпадают с возражениями административного ответчика в суде первой инстанции, по доводам которых эксперт Надгериев Р.В. был допрошен судом, а также представил письменные пояснения. Всем доводам административного ответчика дана подробная оценка в оспариваемом решении, с которой судебная коллегия соглашается.
Экспертом приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.
Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, о чем имеется соответствующая подписка.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что обоснованность доводов административного истца о несоответствии кадастровой стоимости зданий и земельного участка их рыночной стоимости нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства, иных допустимых доказательств рыночной стоимости объектов недвижимости, кроме заключения эксперта не имеется, учитывая, что данным заключением судебной оценочной экспертизы подтвержден размер рыночной стоимости зданий и земельного участка, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что кадастровая стоимость зданий должна быть установлена на даты оценки на основании заключения судебной экспертизы.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о незаконности судебного решения и необходимости его отмены суд апелляционной инстанции находит выводы суда обоснованными и не подлежащими переоценке.
Довод апелляционной жалобы о том, что изменение размера кадастровой стоимости земельных участков приведет к снижению наполняемости бюджета, не имеет правового значения для разрешения административного спора об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда об удовлетворении требований административного истца следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 6 июля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 29 ноября 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.