Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Сицинской О.В, судей Печуриной Ю.А. и Солдатовой С.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемодановой Т.Л. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-125/2022 по апелляционной жалобе ИП Салех Ольги Викторовны, апелляционному представлению прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А. на решение Верховного Суда Республики Крым от 28 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ИП Салех Ольги Викторовны о признании нормативного правового акта недействующим в части.
Заслушав доклад судьи Печуриной Ю.А, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Салех О.В. обратилась в суд с административным иском о признании недействующим со дня принятия решения 9 сессии 2 созыва Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым N 2-9/2020 от 27 марта 2020 года в части установления в Приложении N 1 к Положению о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым, показателя ставки арендной платы в размере 6% от кадастровой стоимости для земельных участков с видом разрешенного использования "Обслуживание автотранспорта" (код 4.9).
Исковые требования мотивированы тем, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером N. Согласно приложению к указанному договору, ставка годовой арендной платы составляет 6% от кадастровой стоимости земельного участка. Обжалуемый акт не соответствует актам большей юридической силы: пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ, Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ" (далее - Постановление N 582). Указанным актом, принятым без учёта принципов величины арендных платежей, без соблюдения принципа экономической обоснованности арендной платы за землю, нарушаются права административного истца как арендатора земельного участка муниципальной собственности, ввиду увеличения расходов по арендной плате.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 28 июля 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, административный истец подала апелляционную жалобу (с учетом дополнений), в которой просит отменить решение суда полностью, принять по делу новое решение, удовлетворив исковые требования. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что разрешая спор, суд не исследовал все обстоятельства дела, выводы суда противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены неправильно, при рассмотрении дела не были соблюдены принципы административного судопроизводства, не приняты меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по делу. Так, по мнению апеллянта, финансово-экономическое обоснование, представленное административным ответчиком, положенное в основу решения суда, сфальсифицировано. Данное обстоятельство судом никак не учтено. Довод суда о том, что размер ранее установленной истцу процентной ставки за аренду земельного участка оспариваемым актом не изменен, является несостоятельным, поскольку правового значения при разрешении настоящего дела не имеет и не освобождает административного ответчика от обязанности подтвердить наличие экономического обоснования в отношении установленного решением сельского совета размера арендной платы.
В своем апелляционном представлении прокурор отдела прокуратуры Республики Крым Алескеров Д.А. просит отменить решение суда полностью, принять по делу новое решение, удовлетворив исковые требования, ссылаясь на то, что представленное в материалы дела финансово-экономическое обоснование к Проекту сводится к вычислению равновесной ставки между размером арендной платы, рассчитанным ранее по нормативной цене и рассчитанным с применением кадастровой стоимости.
При этом указанное финансово-экономическое обоснование не содержит анализ и оценку экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, произведенных при расчете ставки арендной платы в размере 6% для земель с видом разрешенного использования "Обслуживание автотранспорта".
Вопреки выводам суда первой инстанции определение арендной платы на основании кадастровой стоимости земельного участка, характеризующих его экономическую ценность, не исключает возложенную частью 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ на органы местного самоуправления обязанность руководствоваться принципом экономической обоснованности при определении ставок арендной платы.
Снижение размера арендной платы в результате применения оспариваемых положений правового значения не для дела имеет, поскольку ИП Салех О.В, являясь субъектом регулируемых ими отношений, имеет право на экономически обоснованный расчет арендной платы.
На апелляционную жалобу и апелляционное представление представлены письменные возражения Администрации Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, в которых административный ответчик просит оставить решение Верховного Суда Республики Крым от 28 июля 2022 года без изменения, апелляционную жалобу и апелляционное представление прокурора - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Екимцов М.Н. поддержал апелляционное представление, просил отменить решение Верховного Суда Республики Крым от 28 июля 2022 года, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
На основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 4 статьи 2 ЗК РФ).
Согласно статье 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установилв Федеральном законе от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления.
Частями 1 и 4 статьи 7 поименованного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В силу пунктов 5, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
В соответствии со статьёй 12 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается:
1) Советом министров Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым;
2) органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно части 1, пункту 16 части 2 статьи 13 Закона Республики Крым от 05 июня 2014 года N15-ЗРК "Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым", муниципальное образование Симферопольский район наделён статусом муниципального района и определён его административным центром город Симферополь. В составе муниципального образования Симферопольский район образовано муниципальное образование - Родниковское сельское поселение (административный центр - село Родниковое).
Частью 1 статьи 5 Устава муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым, утверждённого решением Родниковского сельского совета Симферопольского района от 25.11.2014, предусмотрено, что в структуру органов местного самоуправления поселения входят: представительный орган муниципального образования: "Родниковский сельский совет Симферопольского района Республики Крым"; Глава Поселения -"Председатель Родниковского сельского совета - Глава администрации Поселения"; Местная администрация: "Администрация Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым"; контрольно-счетный орган поселения.
Родниковский сельский совет является постоянно действующим выборным коллегиальным представительным органом Поселения. Срок полномочий Родниковского сельского совета - 5 лет. Родниковский сельский совет подотчетен и подконтролен жителям Поселения. Родниковский сельский совет имеет печать, бланки со своим наименованием. Расходы на обеспечение деятельности сельского совета предусматриваются в бюджете Поселения отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации (статья 38 Устава).
Родниковский сельский совет состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по 10 /десяти/ избирательным округам. Родниковский сельский совет является правомочным при избрании в его состав не менее двух третей депутатов от установленной численности Родниковского сельского совета (статья 39 Устава).
В силу части 1 статьи 43 Устава, в компетенции Родниковского сельского совета находятся: установление общеобязательных правил на территории Поселения в соответствии с законодательством (пункт 2); утверждение бюджета Поселения и отчета о его исполнении (пункт 3); утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования (пункт 5); решение в соответствии с законодательством вопросов регулирования земельных отношений, в т.ч. по управлению муниципальным имуществом без права делегирования полномочий третьим лицам (пункт 35); иные полномочия, отнесенные федеральными законами, законами Республики Крым к ведению представительных органов Поселений, а также иные полномочия, отнесенные настоящим Уставом к компетенции сельского совета (пункт 37).
В соответствии с частью 1 статьи 70 Устава, в систему муниципальных правовых актов Поселения входят: нормативные и иные правовые акты Родниковского сельского совета (пункт 2).
В силу статьи 72 Устава, органы и должностные лица местного самоуправления Поселения во исполнение возложенных на них полномочий издают следующие муниципальные правовые акты: Родниковский сельский совет - решения сельского совета (пункт 1). Правовые акты могут являться нормативными правовыми и ненормативными правовыми и оформляться официальным документом. Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы /правила поведения/, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В силу статьи 73 Устава, проекты муниципальных правовых актов могут вноситься председателем сельского совета, депутатами сельского совета, должностными лицами сельского совета и администрации Поселения, прокурором Симферопольского района (межрайона), органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также контрольно-счетным органом Поселения по вопросам его ведения. Прокурор Симферопольского района (межрайона) при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих муниципальных нормативных правовых актов имеет право вносить предложения об изменении, отмене или принятии муниципальных нормативных правовых актов. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются соответственно Регламентом Родниковского сельского совета, председателем сельского совета.
Статьёй 74 Устава определено, что Родниковский сельский совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Крым, Уставом, принимает соответствующие решения. Решения сельского совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Поселения, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Родниковского сельского совета, если иное не установлено федеральным законодательством. Голос председателя сельского совета, обладающего правом решающего голоса, учитывается при принятии решений сельского совета, как голос депутата Совета. Решения сельского совета, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств бюджета Поселения, могут быть внесены на рассмотрение сельского совета только по инициативе председателя сельского совета или при наличии его заключения, при этом инициатива и заключение должны вноситься одновременно. Решения сельского совета подписываются председателем сельского совета в трехдневный срок со дня их принятия и обнародуются им в порядке, установленном настоящим Уставом.
Согласно положениям статьи 78 Устава, решения сельского совета вступают в силу по истечении 10 дней со дня их подписания председателем сельского совета, если иное не определено самим решением.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Каждый муниципальный правовой акт должен содержать его реквизиты: наименование, дату его подписания (для правовых актов, принятых Родниковским сельским советом - также дату его принятия сельским советом), регистрационный номер, наименование должностного лица, подписавшего правовой акт, печать.
Решения сельского совета о бюджете Поселения, об отчете о его исполнении, об установлении местных налогов и сборов, Регламент Родниковского сельского совета, иные нормативные правовые акты, принятые сельским советом, должны быть официально опубликованы (обнародованы) в семидневный срок со дня их подписания, за исключением муниципальных нормативных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Официальное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов осуществляется посредством: рассылки (раздачи) в централизованном порядке текста правового акта жителям Поселения, в том числе в виде специального печатного издания; размещения текста правового акта на специальных информационных стендах на территории населенных пунктов Поселения. Количество указанных стендов и места их расположения утверждаются сельским советом и должны обеспечивать возможность беспрепятственного ознакомления с текстом муниципального правового акта жителями Поселения; размещения на портале Минюста России "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" (http//pravo-mingust.ru, http://право-минюст.рф, регистрация в качестве сетевого издания Эл N ФС77-72471 от 05.03.2018).
При опубликовании (обнародовании) муниципального правового акта должны быть указаны дата выхода печатного средства массовой информации либо сведения о дате обнародования соответствующего акта, которые должны соответствовать дате начала рассылки (раздачи) акта или его размещения на информационном стенде.
Дополнительно к официальному опубликованию (обнародованию) нормативно-правовые акты размещаются на официальном сайте Поселения на Портале муниципальных образований Республики Крым в информационной-телекоммуникационной сети "Интернет" (указывается адрес сайта); официальный сайт - муниципального образования Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым не является средством массовой информации и служит для осуществления коммуникации между населением и органом власти, информирует население о своей работе и т.д. Официальный сайт должен быть зарегистрирован в национальной доменной зоне.
Из материалов дела следует, что 27 марта 2020 года Родниковским сельским советом Симферопольского района Республики Крым принято решение N 2-9/2020 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым" утверждено прилагаемое Положение о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым (пункт 1). Указано, что настоящее решение подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в установленном порядке и вступает в силу с 01 января 2020 года (пункты 3, 4).
В приложении 1 к вышеуказанному утверждённому Положению установлены размеры ставок аренды исходя из вида разрешенного использования земельных участков, в том числе, под N 58 показатель ставки арендной платы в размере 6% для земельных участков с видом разрешенного использования по коду 4.9 "Служебные гаражи".
Из выписки из протокола заседания Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым от 27 марта 2020 года следует, что в повестку включался вопрос об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым. На заседании присутствовали депутаты сельского совета в количестве 9, также присутствовал представитель прокуратуры Симферопольского района Республики Крым - помощник прокурора Гафаров Э.Р. Докладчиком была председатель Родниковского сельского совета - глава администрации Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Медведева В.И. За принятие решения голосовали: "за" - 9 депутатов, "против" и "воздержавшихся" - нет.
Таким образом, суд первой инстанции верно установил, что оспариваемое решение N 2-9/2020 принято полномочным большинством присутствующих на заседании сессии депутатов сельского совета.
Как установлено, администрацией Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым в лице ведущего специалиста Менжелеева В.И, с учётом писем, направленных Ассоциации "Совет муниципальных образований Республики Крым" Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 16.01.2020 N 93739/10, Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым от 14.01.2020 N 68951/01-08/1 от 14.01.2020, письма Ассоциации "Совет муниципальных образований Республики Крым" от 17.01.2020 N6/04-05 "Председателям городского совета, председателю районного совета, главе администрации города, главе администрации района", доведенных до сведения главы Администрации Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Медведевой В.И. председателем Симферопольского районного совета Республики Крым Шубановой Г.Ю. письмом от 22.01.2020 N28/03-6, проведён анализ материалов государственной кадастровой оценки земельных участков, являющихся собственностью муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым, результаты которого нашли своё отражение в докладе председателя сельского совета Родниковского сельского поселения Симферопольского муниципального района Республики Крым, а также разработан проект решения "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым" с учётом нововведений в земельном законодательстве Республики Крым для рассмотрения и принятия на очередной 9-й сессии 2-го созыва Родниковского сельского совета.
К проекту оспариваемого решения приложена пояснительная записка ведущего специалиста Администрации Родниковского сельского поселения Менжелеева В.В. (т.1 л.д. 210-215) с обоснованием необходимости утвердить в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", распоряжением Совета министров Республики Крым от 29.11.2016 N 1498-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым", распоряжением Совета министров Республики Крым от 04.07.2018 N 755-р "О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года N 1498-р и применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с учётом изменений действующего законодательства Положение о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым (т. 1 л.д. 216).
Действуя в соответствии с пунктом 3 статьи 72 Устава муниципального образования, Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым, глава Администрации Медведева В.И. направила докладную записку, проект указанного решения, письма председателя Симферопольского районного совета Республики Крым на рассмотрение Депутатской комиссии Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым по бюджету, финансам, предпринимательству и законодательству, а также в адрес депутатов Родниковского сельского совета для обсуждения с целью включения в повестку дня и рассмотрения на очередной сессии депутатов в марте 2020.
Докладная записка с финансово-экономическим обоснованием размера ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым (т. 2 л.д. 124-127), проект решения специалиста Менжелеева В.В. изучены и одобрены Депутатской комиссией Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым по бюджету, финансам, предпринимательству и законодательству.
Рассмотрев нормативные акты отдельных Министерств Республики Крым относительно изменения в земельном законодательстве, рекомендованные для руководства к внесению изменений в законодательные акты Родниковского сельского совета относительно земельных вопросов, обсудив докладную записку специалиста Администрации Менжелеева В.В, Депутатской комиссией Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым по бюджету, финансам, предпринимательству и законодательству на заседании 06 марта 2020 года принято решение: Рекомендовать депутатам Родниковского сельского совета утвердить проект решения "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым" (т. 1 л.д. 120).
16 марта 2020 года в адрес прокурора Симферопольского района Республики Крым Администрацией Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым направлено письмо с приложением проектов решений 9-й сессии 2 созыва Родниковского сельского совета для проведения экспертизы с одновременным уведомлением о том, что заседание 9-й сессии 2 созыва Родниковского сельского совета состоится 27 марта 2020 года в 14 часов в помещении Администрации Родниковского сельского поселения (т. 2 л.д. 117-118).
Решение Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым N 2-9/2020 от 27 марта 2020 года "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым", как установлено, было размещено на официальном сайте муниципального образования Родниковского сельского поселения - 08 апреля 2020 года, а также на специальном информационном стенде в здании Администрации Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым по адресу: "адрес", - 27 марта 2020 года (т. 1 л.д. 199, 200).
При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом при соблюдении требований к форме, виду, в соответствии с установленной процедурой, при наличии кворума, в надлежащем порядке доведён до всеобщего сведения.
Решениями Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым N6-33/2021 от 15 декабря 2021 года, N 2-36/2022 от 17 марта 2022 года в оспариваемый нормативный акт внесены изменения (т.1 л.д. 162-163, 164-165), которые, однако, не изменяли оспариваемое административным истцом положение данного акта.
Проверкой оспариваемого положения решения Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым N 2-9/2020 от 27 марта 2020 года на соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы и наличия нарушения прав административного истца установлено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Принцип экономической обоснованности, закрепленный в Постановлении N 582, предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела суду административным ответчиком предоставлено Финансово-экономическое обоснование размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым, к проекту оспариваемого решения 9 сессии 2 созыва Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым (т. 2 л.д. 25-28).
В суде апелляционной инстанции административным истцом сделано заявление о фальсификации указанного документа.
Данное заявление рассмотрено судебной коллегией, оснований для его удовлетворения не имеется по мотивам, изложенным в протоколе судебного заседания от 12 декабря 2022 года. Судебная коллегия также не нашла оснований, предусмотренных статьей 61 КАС РФ для признания данного доказательства недопустимым, поскольку данный документ в полной мере отвечает требованиям, установленным статьей 59 КАС РФ.
Как установлено, административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", собственником которого является Муниципальное образование Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым (т. 1 л.д. 121-124).
Так, 13 ноября 2019 года между Администрацией Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Салех О.В. (арендатором) заключён договор аренды N 16/19 земельного участка, в соответствии с пунктом 1.1 которого, арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование на условиях аренды земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", общей площадью 7012 кв.м. Границы арендуемого земельного участка указаны на прилагаемой к Договору кадастровой выписке (Приложение N 2), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание автотранспорта (т. 1 л.д. 14-15).
Земельный участок предоставлен арендатору во временное владение и пользование на срок до 13 ноября 2029 года (пункт 1.3 Договора).
На участке находятся следующие здания, сооружения, коммуникации: N "данные изъяты", "данные изъяты" (пункт 1.6 Договора).
Основание для заключения договора аренды: постановление Администрации Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым N 198/19 от 12 ноября 2019 года (пункт 1.8 Договора).
Указанный договор зарегистрирован Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 29 ноября 2019 года за N (т. 1 л.д. 122).
Согласно расчёту арендной платы к Договору аренды земельного участка N16/19 от 13 ноября 2019 года, размер арендной платы определяется по формуле: АП= Аб х Кд х S х П, где АП - арендная плата; Аб - нормативная цена 1 кв.м.; Кд - коэффициент индексации; S - площадь арендуемого земельного участка; П - процентная ставка.
При этом, размер процентной ставки определён в расчёте 6%.
Таким образом, размер арендной платы для административного истца до принятия оспариваемого нормативного правового акта рассчитывался исходя из нормативной оценки арендуемого земельного участка и установленного размера процентной ставки - 6%.
На момент заключения вышеуказанного договора аренды действовало решение Родниковского сельского совета N 3/16 от 11 ноября 2016 года, принятое на 28-й сессии 1-го созыва принял решение "Об утверждении Положения о порядке определения нормативной цены, размера арендной платы, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым".
Согласно подпункту "г" пункта 3.2 вышеприведенному Положению, процентная ставка для расчёта арендной платы в отношении земельных участков с видом разрешенного использования по коду 4.9 был установлен в размере 6%.
Исходя из положений ранее действовавшего приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", Приказа Минэкономики России от 30 сентября 2015 года N709 "О внесении изменений в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономики России от 1 сентября 2014 года N540", наименование вида разрешенного использования земельного участка "Обслуживание автотранспорта" соответствует наименованию "Служебные гаражи" (код 4.9).
Как уже указывалось ранее, на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 29.11.2016 N 1498-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым", распоряжения Совета министров Республики Крым от 04.07.2018 N 755-р "О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года N 1498-р и применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым" установлена необходимость осуществления расчёта арендных платежей за земельные участки в Республике Крым исходя из их кадастровой их стоимости, а не нормативной.
Так, основой для определения размеров арендной платы за землю в соответствии с действующим законодательством является именно её кадастровая стоимость.
Ставки арендной платы в оспариваемом акте, исходя из содержания предоставленного финансово-экономического обоснования, рассчитывались на основании данных об изменении этой экономической характеристики с соблюдением баланса интересов муниципального образования, поскольку из поступающих арендных платежей формируется бюджет муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым.
Частью 6 статьи 18 Закона N 66-ЗРК предусматривалось, что до 1 января 2017 г. плата за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, определяется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.
Положение о порядке определения нормативной цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, утверждено постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 г. N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым".
Согласно подпункту "г" пункта 3.2 указанного положения в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г, процент в целях расчета годового размера арендной платы в отношении земельных участков с видом разрешенного использования код 4.9 также был установлен в размере 6%.
Таким образом, оспариваемая административным истцом ставка не ухудшала экономического состояния землепользователей и землевладельцев, поскольку была утверждена также в названном размере, что соотносится с принципом предсказуемости расчета размера арендной платы, закрепленным в Постановлении N 582.
Кроме того, согласно предоставленному суду административным ответчиком расчёту размера арендной платы по земельному участку, находящемуся в пользовании административного истца (т. 2 л.д. 24), нормативная стоимость земельного участка составляла 8 408 898, 96 руб, а кадастровая составила 2 583 641, 52 руб.
Таким образом, годовой размер арендной платы административного истца до применения оспариваемого акта составлял 504 533, 94 руб, тогда как после применения оспариваемого акта составил 155 018, 49 руб.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка является величиной, в том числе, характеризующей и доходность земельного участка, учитывая наличие и содержание предоставленного суду финансово-экономического обоснования оспариваемого акта, принимая во внимание, что размер ранее установленной административному истцу процентной ставки за аренду земельного участка оспариваемым актом не изменён, что размер арендной платы для административного истца после применения оспариваемого в части нормативного правового акта существенным образом уменьшен, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что, принятое в установленном законом порядке компетентным органом решение Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым N2-9/2020 от 27 марта 2020 года "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым" в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и права административного истца не нарушает.
Вопреки доводам апелляционной жалобы и апелляционного представления, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судебной коллегией по правилам статьи 84 КАС РФ и соотносятся с выводами Верховного Суда РФ, изложенными в апелляционном определении от 20 февраля 2019 года по делу N 127-АПГ18-14.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
Судебный акт принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, проверенными и оцененными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Исходя из изложенного и, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 28 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ИП Салех О.В и апелляционное представление прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Крым по правилам, установленным главой 35 КАС РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.