Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Артамоновой Т.А, судей Брянцевой Н.В, Сумбаевой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Даниленко Е.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1098/2022 (УИД 23OS0000-01-2022-000857-81) по административному исковому заявлению Грон Екатерины Александровны об оспаривании нормативных правовых актов в части, по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 18 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Брянцевой Н.В, возражения представителя административного истца Цыкало И.Г, участвовавшей в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Грон Е.А. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного в отдельно стоящем нежилом здании с кадастровым номером N, общей площадью 13 857, 8 кв. м, по адресу: "адрес".
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 г. N 3043 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее по тексу Перечень на 2019 г.);
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. N 2837 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее по тексу Перечень на 2020 г.);
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 г. N 2752 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее по тексу Перечень на 2021 г.);
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 г. N 3321 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее по тексу Перечень на 2022 г.).
В Перечни на 2019, 2020, 2021, 2022 гг. пунктами 39198, 38985, 39316, 39833, соответственно включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 13 857, 8 кв. м, расположенное по адресу: "адрес", собственником одного нежилого помещения в котором является административный истец.
В пункты N 68998, 69142, 70129, 71990 Перечня на 2019, 2020, 2021, 2022 гг. соответственно включено нежилое помещение с кадастровым номером N расположенное по адресу: Краснодар, "адрес".
Грон Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных пунктов Перечней, полагая, что нежилое здание, в состав которого входят принадлежащее ей на праве собственности нежилое помещение, не обладает признаками объекта налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ), поскольку наименование нежилого здания, содержащееся в едином государственном реестре надвижимости и техническом паспорте, не предполагает размещение в нем офисных зданий. В этой связи включение спорного здания и нежилого помещения в Перечни нарушает ее права, поскольку возлагает на нее бремя по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 18 августа 2022 г. административное исковое заявление Грон Е.А. удовлетворено.
Признаны не действующими со дня принятия пункты NN39198, 68998 (в отношении объектов капитального строительства с кадастровыми номерами N) Приложения к Приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 г. N3043 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Признаны не действующими со дня принятия пункты NN38985, 69142 (в отношении объектов капитального строительства с кадастровыми номерами N) Приложения к Приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. N2837 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Признаны не действующими со дня принятия пункты NN39316, 70129 (в отношении объектов капитального строительства с кадастровыми номерами N) Приложения к Приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 г. N2752 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Признаны не действующими со дня принятия пункты NN39833, 71990 (в отношении объектов капитального строительства с кадастровыми номерами N) Приложения к Приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 г. N3321 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
В апелляционной жалобе департамент имущественных отношений Краснодарского края просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, поскольку включение недвижимого имущества в Перечни на основании сведений единого государственного реестра недвижимости о наименовании объекта недвижимости "Административное здание ООО "Крайкоопреммонтаж"", является законным и обоснованным и подтверждается соответствующими документами.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного истца Цыкало И.Г. представлены возражения.
Представитель административного истца Цыкало И.Г. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От административного истца Грон Е.А. поступило ходатайство о рассмотрении административного дела в ее отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело при данной явке.
Заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам.
В пункте 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что данный налог устанавливается указанным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками данного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 поименованного кодекса (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) здания, строения, сооружения, помещения.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 поименованного кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 указанной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; размещает перечень на своём официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Удовлетворяя исковые требования Грон Е.А, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Суд первой инстанции, признавая недействующими оспариваемые пункты приказов, указал на неправомерность включения в Перечень на 2019, 2020, 2021, 2022 гг. спорных объектов капитального строительства.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, перечисленных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи 378.2.
К их числу относится административно-деловой центр (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2), нежилые помещения назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3 статьи 378.2);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункт 2 пункта 3 статьи 378.2).
Таким образом, законодатель предусмотрел, что нежилое здание может быть отнесено к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации при условии его соответствия любому из приведенных в пункте 3 указанной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; разрешенное использование или наименование помещений здания (строения, сооружения); фактическое использование здания (строения, сооружения).
При этом включение в перечни объектов недвижимого имущества нежилого помещения как предназначенного для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения является самостоятельным основанием для включения в данные перечни объектов недвижимого имущества, что прямо следует из подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что из всех оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нежилое здание с кадастровым номером N включено в перечни на 2019, 2020, 2021, 2022 гг. на основании сведений, содержащихся в кадастре недвижимости о наименовании объекта капитального строительства.
Нежилое помещение с кадастровым номером N включено в перечень объектов недвижимого имущества на 2019, 2020, 2021, 2022 гг. исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости о его нахождении в здании с кадастровым номером N.
Из материалов дела следует, что Грон Е.А. является собственником нежилого помещения с кадастровым номерам N, состоящего их нежилых помещений N 3, 3/1, 3/2, 3/3, 3/4, 3/5, 3/6, общей площадью 80, 4 кв.м, расположенных на пятом этаже 23-этажного административного здания с кадастровым номером N, находящегося по адресу: "адрес".
Данный объект капитального строительства расположен на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешённого использования "зона застройки многоэтажными жилыми домами "Ж2", для строительства административного здания" (л.д.208 том 1).
Приведённый вид разрешённого использования земельного участка однозначно не предусматривает размещения объектов административно-делового или торгового центра (комплекса), объектов бытового обслуживания, в связи с чем возможность включения здания и помещений в нем в перечни объектов недвижимого имущества должна выясняться исходя из предназначения и (или) фактического использования здания в качестве административно-делового центра или торгового центра (комплекса), а возможность включения помещения как отдельного объекта недвижимости - исходя из предназначения и (или) фактического использования данного помещения.
Судом первой инстанции установлено и из материалов административного дела следует, что мероприятия по обследованию нежилого здания и расположенных в нем спорных помещений на предмет их фактического использования не проводились.
По сведениям, содержащимся в ЕГРН, нежилое здание с кадастровым номером N имеет назначение "нежилое", наименование - "Административное здание "Крайкоопреммонтаж"" (л.д.10-157 том 2).
Вместе с тем, указание в Едином государственном реестре недвижимости вышеприведенного наименования здания для отнесения его к категории административно-делового центра недостаточно, поскольку однозначно не свидетельствует о размещении в нем офисов.
Назначение нежилого помещения с кадастровым номером N по информации, содержащейся в ЕГРН, значится как "нежилое", наименование "нежилые помещения N 3, 3/1, 3/2, 3/3, 3/4, 3/5, 3/6", что также не отвечает критериям, установленным подпунктом 2 пункта 1 статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, наименование и назначение нежилого здания и расположенного в нем помещения с кадастровым номером N не предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, что не позволяет сделать вывод о том, что здание используется в целях делового, административного и коммерческого назначения.
Правомерно суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания спорного здания и нежилого помещения объектами, налоговая база которых исчисляется из их кадастровой стоимости, и на основании технической документации.
Из технического паспорта от 10 октября 2011 г, подготовленного Краснодарским отделением филиала ФГУПА "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Краснодарскому краю, видно, что объект недвижимости, общей площадью 13 857, 8 кв.м, имеет назначение "Административное здание" (л.д.178-224 том 2).
Согласно экспликации к поэтажному плану с первого по двадцать третий этаж, а также цокольного и технического этажей в здании отсутствуют помещения, перечисленные в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, графа экспликаций к поэтажному плану "Назначение частей помещений" не содержит указание на их предназначение и использование по какой-либо группе делового, административного и коммерческого назначения, а приведенное в экспликации назначение "коридор", "подсобное", "лестничная клетка", "тамбур", "нежилое", "лифтовой холл", "балкон", "открытая терраса" к таковым не относится.
Технический план на нежилое помещение с кадастровым номером N, подготовленный 17 августа 2013 г. филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Краснодарскому краю, сведений о наименовании и предназначении объекта капитального строительства не содержит (л.д.158 - 169 том 2).
Таким образом, вопреки доводам апеллянта, одно лишь наименование здания - "Административное здание "Крайкоопреммонтаж"", не позволяет отнести его к административно-деловому или торговому центру (комплексу), а иным критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, спорные объекты капитального строительства не отвечают.
При таких данных выводы суда о признании недействующими оспариваемых пунктов Перечня на 2019, 2020, 2021, 2022 гг. соответствуют обстоятельствам дела, основаны на доказательствах, оцененных судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
С учетом установленных обстоятельств оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 18 августа 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 1 декабря 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.