Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Сицинской О.В, судей Печуриной Ю.А. и Брянцевой Н.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемодановой Т.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-160/2022 по апелляционной жалобе Правительства Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 19 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Алиевой Тамары Алиевны об оспаривании нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Печуриной Ю.А, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Алиева Т.А. обратилась в Верховный суд Республики Дагестан с административным иском к Правительству Республики Дагестан, в котором просила признать недействующей строку 1022 Перечня (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 7 апреля 2022 г. N 80) в части: переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2026- 2028 гг.; исключения работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоснабжения (4) из планового периода 2017-2019 гг.; переноса работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (11) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2038-2040 гг.; переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1) из планового периода 2029-2031 гг. на плановый период 2035-2037 гг.; переноса работ по утеплению и ремонту фасада здания (10) из планового периода 2032-2034 гг. на плановый период 2038-2040 гг.; исключения работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2) из планового периода 2038-2040 г.г. многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу "адрес"
В обоснование заявленных требований указала, что перенос сроков планируемых ремонтных работ в многоквартирном доме и сокращение их перечня, в нарушение требований части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществлен при отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников помещений данного многоквартирного дома, что нарушает права и законные интересы административного истца как собственника жилого помещения в указанном многоквартирном доме.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 19 августа 2022 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Правительство Республики Дагестан подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований. В апелляционной жалобе административный ответчик ссылается на то, что внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Информация о проценте износа конструктивных элементов многоквартирного дома, представленная администрацией городского округа " "адрес"" и выявленная в результате мониторинга многоквартирного дома, проводимого при ежегодной актуализации региональной программы, позволяет провести перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме на более поздний период. Такой перенос работ на более поздний срок без наличия соответствующего решения общего собрания собственников помещений предусмотрен действующим законодательством.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Екимцов М.Н. просил оставить решение Верховного Суда Республики Дагестан от 19 августа 2022 года без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175 "Об утверждении региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы", официально опубликованным в издании "Дагестанская правда", N 225-226, 12.07.2013 г, утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы (далее - Программа), приложением к которой является перечень многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации Программы (далее - Перечень).
Согласно вышеуказанной Программе (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23.12.2016 г. N 396) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу "адрес", был включён в Перечень (строка 888) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ:
- в плановый период 2017-2019 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения (2), водоснабжения (4), работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (11);
- в плановый период 2029-2031 гг. - работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1), ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8);
- в плановый период 2032-2034 гг. - работ по утеплению и ремонту фасада (10);
- в плановый период 2038-2040 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения (2), теплоснабжения (3), водоснабжения (4).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 07.04.2022 г. N 80 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175", опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации Республики Дагестан http://pravo.e-dag.ru, Программа изложена в новой редакции, согласно которой вышеуказанный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу "адрес", включён в Перечень (строка 1022) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ:
- в плановый период 2026-2028 гг. - работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2), работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9);
- в плановый период 2029-2031 гг. - работ по ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8);
- в плановый период 2035-2037 г.г. работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1);
- в плановый период 2038-2040 г.г. работ по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения (3), водоснабжения (4), водоотведения (5), работ по утеплению и ремонту фасада здания (10), работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (11).
Из материалов дела следует, что административным ответчиком в соответствии с требованиями части 9 статьи 213 КАС РФ представлены доказательства, подтверждающие полномочия Правительства Республики Дагестан на принятие оспариваемого нормативного правового акта, соблюдение порядка его принятия и опубликования.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом государственной власти, принятыми с соблюдением порядка принятия таких актов и опубликованным в установленном порядке.
Проверяя доводы административного истца Алиевой Т.А. о несоответствии оспариваемого постановления в части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении ее прав, суд первой инстанции установилследующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (части 1 и 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В развитие приведенных положений федерального законодательства принят Закон Республики Дагестан от 9 июля 2013 года N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан".
В соответствии с частью 1 статьи 13 вышеуказанного закона очередность и плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, включенном в региональную программу, определяются уполномоченным органом по каждому виду услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с настоящей статьей.
Очередность и плановый период осуществления каждого вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяются в соответствии с нормативно-технической документацией в области строительной деятельности, с учетом предложений собственников помещений в многоквартирном доме, исходя из продолжительности эффективной эксплуатации конструктивных элементов многоквартирного дома, которая исчисляется с даты ввода многоквартирного дома в эксплуатацию, а также с учетом последней даты осуществления соответствующего вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (части 2 и 3).
Определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, исходя из вышеуказанных, установленных статьей 13 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 года N 57 критериев, предусмотрено также паспортом Региональной программы по проведению капитального ремонта имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы.
Как усматривается из материалов административного дела административный истец Алиева Т.А. является собственником "адрес", расположенной в многоквартирном жилом "адрес".
В результате внесённых постановлениями Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N изменений произошло сокращение объёма ранее запланированных Программой (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N) ремонтных работ и увеличение срока их проведения, в том числе, оспариваемые административным истцом по настоящему административному делу:
- переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2026-2028 гг.;
- исключения работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоснабжения (4) из планового периода 2017-2019 гг.;
- переноса работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (11) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2038-2040 гг.;
- переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1) из планового периода 2029-2031 гг. на плановый период 2035-2037 гг.;
- переноса работ по утеплению и ремонту фасада здания (10) из планового периода 2032-2034 гг. на плановый период 2038-2040 гг.;
- исключения работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2) из планового периода 2038-2040 г.г. многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу "адрес".
Рассмотрев материалы административного дела, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что вышеуказанное оспариваемое административным истцом сокращение перечня ремонтных работ и изменение сроков их проведения в многоквартирном жилом "адрес" произведено произвольно, в отсутствие правовых и фактических оснований для принятия такого решения.
Так, по общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при её актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений. Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.
Аналогичное правовое регулирование содержится в части 8 статьи 15 Закона Республики Дагестан от 09.07.2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в "адрес"".
При этом, как установлено судом, решение о переносе установленных в Программе (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. N 396) сроков капитального ремонта общим собранием собственников помещений многоквартирного дома не принималось.
Предусмотренных частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств, которые могли послужить основанием для принятия такого постановления в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, по делу не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что перенос сроков капитального ремонта многоквартирного дома произведен в отсутствие решения общего собрания собственников помещений дома, по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит необоснованными, в силу следующего.
В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме без решения общего собрания собственников помещений дома может быть произведено, если внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Между тем, из постановления Правительства Республики Дагестан от 7 апреля 2022 г. N 80 "О внесении изменений постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175" и паспорта Программы не усматривается, что внесенные в неё изменения в части переносов сроков капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и сокращение перечня планируемых ремонтных работ обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений, приоритетный характер таких ремонтных работ в соответствии с частью 3.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации Программой не закреплен.
В этой связи вышеуказанный довод о том, что в принятии общим собранием собственников помещений многоквартирного "адрес" решения о переносе на более поздние сроки капитального ремонта дома не было необходимости в связи с переносом на более ранние сроки ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, работ по ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, работ по утеплению и ремонту фасада здания в других многоквартирных домах на территории Республики Дагестан, не может быть признан обоснованным.
Кроме того, в соответствии со сведениями о техническом состоянии многоквартирного "адрес" по состоянию на 2022 г, данный дом, введенный в эксплуатацию в 1940 году, имеет износ фундамента 66%, износ кровли 25 %, износ фасада 40 %, износ подвальных помещений 30 %, износ системы водоснабжения и водоотведения 10 % и 45 %, износ системы электроснабжения 25 %, износ системы газоснабжения 10 %, износ системы теплоснабжения 30 %.
Однако в результате проведенной актуализации капитальный ремонт указанных систем либо исключён из Программы, либо перенесён на более поздние сроки. Этим опровергаются доводы о том, что актуализация Программы, результаты которой оспариваются по настоящему административному делу, проведена в соответствии со сведениями о степени износа конструктивных элементов дома, представленных Госжилинспекцией Республики Дагестан.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые Алиевой Т.А. с учётом уточнений положения Программы (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 7 апреля 2022 г. N 80) противоречат части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, нарушают права административного истца на проведение ранее запланированных Программой (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. N 396) ремонтных работ в запланированные сроки, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат признанию недействующими с даты их принятия.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебный акт принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, проверенными и оцененными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о незаконности судебного постановления, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Исходя из изложенного и, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 19 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Дагестан по правилам, установленным главой 35 КАС РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.