Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Сиротиной Е.С., судей Брянцевой Н.В. и Сумбаевой А.В.при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Л.И.рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 26OS0000-04-2022-000211-48 (N 3а-357/2022) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-КМВ" об оспаривании отдельных положений перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определена как кадастровая стоимость, по апелляционной жалобе министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 12 сентября 2022 г. об удовлетворении административного искового заявления, Заслушав доклад судьи Сиротиной Е.С., объяснения представителя административного истца Миронова С.А., заключение прокурора Екимцова М.Н., судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 г. N 1317 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 г. (далее также - перечень на 2020 г.). В данный перечень объектов недвижимого имущества включено под пунктом 5100 нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2020 г. N 1462 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 г. (далее также - перечень на 2021 г.). В перечень на 2021 г. вышеуказанное нежилое помещение включено под пунктом N 5204.Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24 декабря 2021 г. N 1004 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 г. (далее также - перечень на 2022 г.). В перечень на 2022 г. вышеуказанное нежилое помещение включено под пунктом N 5422.Под пунктом 10506 в указанный перечень включено также нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".Нормативные правовые акты размещены на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края.
Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-КМВ" (далее - ООО Бизнес-КМВ"), являющееся собственником данных объектов недвижимости, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании указанных пунктов перечней объектов недвижимого имущества недействующими, ссылаясь на противоречие этих норм положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В обоснование заявленных требований указано на то, что нежилые помещения не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включение объектов в перечни нарушает права административного истца, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество юридических лиц в завышенном размере.
Решением Ставропольского краевого суда от 12 сентября 2022 г. административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе министерство имущественных отношений Ставропольского края просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального права, принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, ссылается на отсутствие предусмотренных законом оснований для признания недействующими оспариваемых пунктов перечней, указывает на то, что объекты недвижимости включены в оспариваемые перечни на основании наименования включенного в оспариваемые перечни здания, в котором расположены помещения.
Участвующим в деле прокурором представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
Представитель административного истца Миронов С.А. в судебном заседании апелляционной инстанции ссылался на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы министерства имущественных отношений Ставропольского края ввиду законности судебного постановления.
Прокурор Екимцов М.Н. полагал решение суда не подлежащим отмене.
Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца и заключение прокурора, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий министерства имущественных отношений Ставропольского края, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Проверяя соответствие содержания перечней объектов недвижимого имущества в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения объектов в оспариваемые перечни.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции соглашается.
Определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения признается, в том числе, недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, устанавливается исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Федеральный законодатель, устанавливая налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, одновременно определяет и критерии таких объектов, с которыми связывает включение объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, используемый в том числе для целей применения повышенной ставки налога.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 4.1. статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях настоящего пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование,
парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно статье 378.2 НК РФ, находящейся в главе 30 названного кодекса, регулирующей отношения исключительно в сфере налога на имущество, объектом налогообложения является названное в этой статье имущество, а не доход от деятельности собственников этого имущества.
В силу пункта 3 статьи 12 НК РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи. Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Законом Ставропольского края от 26 ноября 2003 г. N 44-кз "О налоге на имущество организаций" установлен налог на имущество организаций. Данным законом определены особенности установления налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Статьей 1.1 указанного Закона налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении недвижимого имущества, в том числе торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещений в них; нежилых помещений общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов. Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, перечень которых устанавливается министерством имущественных отношений Ставропольского края.
Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или одновременно как административно-делового центра, так и торгового центра (комплекса), или является самостоятельным видом недвижимого имущества, находящегося в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Таким образом, оспариваемые нормы могут быть признаны соответствующими статье 378.2 НК РФ, если спорные помещения, находятся в здании, подпадающем под условия, перечисленные в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, либо соответствуют требованиям подпункта 2 пункта 1 этой статьи.
Удовлетворяя административный иск, суд исходил из отсутствия предусмотренных законом оснований для определения налоговой базы как кадастровой стоимости объектов недвижимости и пришел к верному выводу о том, что, как спорные нежилые помещения, так и здание, в котором находятся данные помещения, не соответствуют критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, в связи с чем нежилые помещения не могли быть включены в перечни.
Судебная коллегия считает приведенные выводы суда правильными, основанными на верном применении норм материального права.
Включение здания, в котором находятся спорные помещения, в перечни на 2020-2022 гг. под пунктами 4152, 4233, 4175 само по себе не свидетельствует об обоснованности включения в данные перечни нежилых помещений.
Как следует из материалов дела и подтверждено сведениями Единого государственного реестра недвижимости принадлежащие на праве собственности административному истцу нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 8265, 2 кв. м, назначение - "нежилое", наименование - "нежилое помещение", и нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 417, 5 кв. м, назначение - "нежилое", наименование - "нежилое помещение", расположенные по адресу: "адрес", находятся в здании с кадастровым номером N, площадью 8682, 7 кв. м, назначение - "нежилое", наименование - "торговое", расположенном по вышеуказанному адресу.
Здание находится на принадлежащем истцу на праве собственности земельном участке, площадью 13472 кв. м, с кадастровым номером N по вышеуказанному адресу, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - "под вспомогательным цехом и административно-бытовым корпусом".
Вид разрешенного использования земельного участка не является однозначно определенным, не позволяет сделать вывод о размещении объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Государственным бюджетным учреждением Ставропольского края "Ставкрайимущество" представлены сведения о проведении технической инвентаризации в отношении здания, в котором находятся помещения.
Данные составленного Пятигорским филиалом государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Краевая техническая инвентаризация" технического паспорта нежилого здания и входящих в его состав нежилых помещений не подтверждают назначение нежилых помещений, соответствующее критериям для включения данных объектов в оспариваемые перечни.
Согласно экспликации, содержащейся в составленном 25 июня 2010 г. техническом паспорте первый этаж здания состоит из кладовых, цехов, складов, лестниц, коридоров, мастерских, туалетов, трансформаторных, подсобных; второй этаж здания состоит из складов, лестниц, кабинетов. Отдельные технические паспорта на помещения отсутствуют.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что данные технической документации не подтверждают назначение нежилых помещений в здании, соответствующее критериям для включения как спорных помещений, так и здания в целом в оспариваемые перечни.
Из сведений ЕГРН также не усматривается наличие предусмотренных статьей 378.2 НК РФ оснований для включения в перечни как спорных помещений, так и здания в целом.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что здание и помещения не отвечают предусмотренным подпунктом 2 пункта 1, пунктами 3, 4, 4.1. статьи 378.2 НК РФ критериям о назначении помещений или об их фактическом использовании для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, что не позволяет отнести здание к административно-деловому или торговому центру, или одновременно как деловому, так и торговому центру (комплексу). Приведенные выше наименования помещений и вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, однозначное и определенное размещение офисных, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания не предусматривают, в связи с чем, в таком случае в целях статьи 378.2 НК РФ необходимо устанавливать предназначение для использования или фактическое использование объектов.
Допустимых доказательств, подтверждающих факт проведения в отношении помещений и здания до включения в перечни на спорные налоговые периоды мероприятий по определению вида фактического использования административным ответчиком, суду не представлено, несмотря на то, что процессуальным законом на него возложена обязанность доказать законность включения объекта в перечень, представление относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие объекта условиям, определенным НК РФ, и необходимых для включения объекта в перечень.
Выводы суда в этой части являются правильными, и оснований не согласиться с ними судебная коллегия не установила.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, наименование здания само по себе не является достаточным основанием для включения помещений в перечни.
Сведений о передаче спорного здания и помещений в нем в аренду на спорные налоговые периоды не имеется, административным ответчиком не указано на использование здания по договорам аренды.
Поскольку нежилые помещения включены в перечень в составе нежилого здания, не соответствующего ни одному из закрепленных в статье 378.2 НК РФ условий, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, предназначение объектов исходя из технической документации (инвентаризации), сведения ЕГРН, фактическое использование не позволяют признать здание и спорное помещение в нем объектами недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ), вышеназванные объекты не могли быть включены в оспариваемые перечни.
Судебный акт принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, проверенными и оценёнными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о незаконности судебного решения и необходимости его отмены, судебная коллегия находит выводы суда не подлежащими переоценке.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 303, 307, 308, 309, 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 12 сентября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Ставропольского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 декабря 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.