Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фомина М.В, судей Катанаевой А.С. и Колпаковой А.В.
при ведении протокола помощником судьи Бахтиновой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД) 23OS0000-01-2021-001352-35 (N 3а-178/2022) по административному исковому заявлению акционерного общества Комбинат строительных материалов "Первомайский" о признании не действующим в части решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 13 апреля 2017 г. N181 (ред. от 8 июля 2021 г.) "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Анапа, предоставленные в аренду без торгов", по апелляционным жалобам Совета муниципального образования город-курорт Анапа и администрации муниципального образования город-курорт Анапа на решение Краснодарского краевого суда от 16 сентября 2022 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Фомина М.В, пояснений представителя административного истца ФИО6 возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО7 полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 13 апреля 2017 г. N 181 утвержден порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Анапа, предоставленные в аренду без торгов.
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Анапское Черноморье", N 42, 20 апреля 2017 г. и вступил в силу по истечению десяти дней со дня официального опубликования (пункт 6).
Пунктом 18 приложения 2 к указанному решению в редакции решения от 8 июля 2021 г. N 164, опубликованного в том же порядке 13 июля 2021 г, установлена ставка арендной платы от кадастровой стоимости за земли, находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Анапа, исходя из вида разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для разработки общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ)" в размере 2 %.
Нормативный правовой акт с последующими изменениями, не затрагивающими предмета административного искового заявления по настоящему административному делу, сохраняет свою силу до настоящего времени.
Акционерное общество Комбинат строительных материалов "Первомайский" (далее - АО КСМ "Первомайский") обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом изменений и прекращения производства в части на основании определения суда первой инстанции от 9 сентября 2022 г, просило признать нормативный правовой акт в указанной части не действующим с момента принятия.
В обоснование требований административный истец указал на то, что при установлении оспариваемой ставки арендной платы не были учтены принципы экономической обоснованности, чем нарушены его права как арендатора земельного участка с кадастровым номером N
Решением Краснодарского краевого суда от 16 сентября 2022 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Совет муниципального образования город-курорт Анапа, а также привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрация муниципального образования город-курорт Анапа в своих апелляционных жалобах просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов апелляционных жалоб административным истцом и участвующим в деле прокурором представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, заслушав участников процесса, заключение прокурора, судебная коллегия не усматривает оснований для отменены или изменения судебного акта по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Согласно статье 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.
Как следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Пунктом 1 приложения N 1 решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 13 апреля 2017 г. N 181 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Анапа, представленные в аренду без торгов" (далее - Решение N 181) установлено, что размер арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду без торгов, определяется одним из следующих способов на основании кадастровой стоимости земельных участков; на основании рыночной стоимости, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности; в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными для земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Приложением N 2 к решению Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 13 апреля 2017 г. N 181 утверждены ставки арендной платы от кадастровой стоимости за земли, находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Анапа.
Согласно пункту 15 приложения N 2 "Ставки арендной платы от кадастровой стоимости за земли, находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Анапа" к Решению N 181 в редакции решения от 30 апреля 2020 г. N 638 (опубликовано 14 мая 2020 г.) для вида разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для разработки общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ)" была установлена ставка арендной платы 0, 025 %.
В результате внесенных в приложение N 2 решением N 164 от 8 июля 2021 г. изменений ставка для указанного вида разрешенного использования увеличена до 2 % (пункт 18).
По мнению административного истца, изменение правового регулирования в указанной части носит произвольный характер.
Пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением N 582 (далее - Методические рекомендации), согласно пункту 2 которых, в целях применения принципа экономической обоснованности рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, в соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Пояснительная записка к проекту оспариваемого Решения N 164 содержит обоснование повышения арендной платы со ссылкой на выпадающие доходы муниципального бюджета от неналоговых поступлений в результате снижения кадастровой стоимости, без обоснования их (ставок) конкретного размера.
Из представленного административным ответчиком в материалы дела экономического обоснования показателей ставок от 29 июня 2021 г, подготовленного управлением экономики администрации муниципального образования город-курорт Анапа, следует, что с использованием показателей прогноза социально-экономического развития муниципального образования на 2021 год и плановый период до 2023 года исполнителем осуществлялась оценка эффективности первоначальной редакции документа на основании налоговой, финансовой и статистической отчетности в динамике поступлений доходов, получаемых бюджетом от арендных платежей с 2015 по 2021 годы по отраслевой принадлежности (ВРИ) в сравнении с темпами экономического развития муниципального образования по базовым отраслям экономики и инфляционными процессами, иллюстрирующими прямую зависимость изменения арендных платежей от изменения кадастровой стоимости земельных участков (таблица 5).
В дальнейшем сведения базы данных администратора соответствующего источника доходов бюджета (лицевые счета по действующим договорам аренды) были сгруппированы в соответствии с видами экономической деятельности для предлагаемой дифференциации ставок арендной платы, по каждой из которых определены средневзвешанные значения (доля в общей сумме арендной платы за год, приходящаяся на каждый лицевой счет).
Согласно таблице 5 применительно к земельным участкам, предназначенным для разработки общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ) снижение арендной платы в 2021 году по сравнению с 2020 годом составило 18, 3 %, при этом указанное изменение не связано с изменением кадастровой стоимости.
В графе "Экономическое обоснование" таблицы 6 (приложение к обоснованию) в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для разработки общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ)" указано, что повышение величины ставки с 0, 025 до 2, 0 обусловлено достижением эквивалентности по отношению к платежам прошлых лет, средневзвешенное значение чистой прибыли предприятий данной отрасли (период расчета и динамика не указаны) составляет 1300 тыс.руб.
Таким образом, из представленных материалов обоснования не усматривается, что при установлении размера ставки арендной платы учитывались данные об оценке доходности земельных участков, о прибыли, полученной владельцами от пользования такими участками, о доле арендных платежей совместно с затратами арендаторов, связанными с использованием этих земельных участков, о влиянии размера арендной платы на доходность эксплуатации земельных участков и фактическую возможность арендаторов уплачивать арендную плату с учетом установленной ставки.
Какие-либо экономические расчеты обоснованности изменения ставки арендной платы, а также ее конкретного размера в материалах дела отсутствуют.
Обращает на себя внимание, что предшествующая оспариваемой редакция Решения N 181 предусматривала снижение ставки для земельных участков по виду разрешенного использования в целях недропользования с 1, 15 до 0, 025 %.
В силу пункта 2 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 (утверждены приказом Минэкономразвития России от 29 декабря 2017 г. N 710), соблюдением принципа экономической обоснованности является достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Поскольку административным ответчиком не представлены доказательства установления экономически обоснованного показателя размера ставки арендной платы, суд пришел к верному выводу о том, что пункт 18 приложения 2 к Решению N 181 (в редакции решения от 8 июля 2021 г.) противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, а именно абзацу второму Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, нарушает права административного истца как арендатора земельных участков и по указанному основанию подлежит признанию недействующим.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт в его соответствующих частях должен быть признан недействующим, суд руководствовался положениями пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, разъяснениями, данными в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
Решение суда принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению в рассматриваемом деле, имеющие значение для дела обстоятельства подтверждены исследованными судом доказательствами, которым в решении судом дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, не опровергают выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 16 сентября 2022 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции по правилам главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев через суд первой инстанции.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 22 декабря 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.