Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фомина М.В, судей Печуриной Ю.А и Солдатовой С.В.
при ведении протокола помощником судьи Бахтиновой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД) 05OS0000-01-2022-000219-20 (3а-227/2022) по административному исковому заявлению Маллаевой Айшат Рамазановны об оспаривании отдельных положений Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Республики Дагестан от 7 апреля 2022 г. N 80), по апелляционной жалобе административного ответчика Правительства Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 5 октября 2022 г. об удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Фомина М.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО7 полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
18 апреля 2014 г. постановлением Правительства Республики Дагестан N 175 утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы (далее - Программа), приложением к которой является перечень многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации программы (далее - Перечень).
Указанное постановление было официально опубликовано в газете "Дагестанская правда", выпуск N 120-126 от 22 апреля 2014 г, после чего вступило в силу и на момент принятия судом обжалуемого решения сохраняет свое действие с учетом внесенных в последующем изменений.
Маллаева А.Р, являясь собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: "адрес" обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта.
В административном исковом заявлении с четом уточнений просила признать не действующим со дня принятия пункт 2033 Перечня (согласно актуальной редакции, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 7 апреля 2022 г. N 80) в части: переноса работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), теплоснабжения (3), водоснабжения (4) и водоотведения (5) из планового периода 2017-2019 годы на плановый период 2029-2031 годы; переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2) и ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9) из планового периода 2017-2019 годы на плановый период 2035-2037 годы; переноса работ по утеплению и ремонту фасада (10) из планового периода 2017-2019 годы на плановый период 2032-2034 годы; переноса работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (11) из планового периода 2023-2025 годы на плановый период 2035-2037 годы; исключения работ по ремонту крыши, в том числе переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую, устройству выходов на кровлю (8) из планового периода 2017-2019 годы; исключения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1) и газоснабжения (2) из планового периода 2038-2040 годы.
В обоснование указала на то, что перенос периода проведения капитального ремонта на более поздний срок, сокращение перечня запланированных ранее ремонтных работ общедомового имущества осуществлен произвольно и не соответствует действующему жилищному законодательству, в частности, требованиям части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 5 октября 2022 г. административное исковое заявление удовлетворено с возложением на Правительство Республики Дагестан обязанности по принятию замещающего нормативного правового акта.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном установлении имеющих значение для дела обстоятельств, принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
На доводы апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором представлены возражения.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта как постановленного при соблюдении норм материального и процессуального права по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Во исполнение части 6 статьи 168 ЖК РФ в Республике Дагестан порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, установлен Законом Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан".
Согласно пункту 2 статьи 2.2 указанного Закона утверждение и актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется Правительством Республики Дагестан.
Реализуя свои полномочия, Правительством Республики Дагестан оспариваемым в указанной части постановлением утвердило региональную программу капитального ремонта.
Руководствуясь приведенными нормами права, положениями статей 22, 24, 53, 59 Закона Республики Дагестан от 16 апреля 1997 г. N 8 "О нормативных правовых актах Республики Дагестан", статей 20, 21 Закона Республики Дагестан от 7 июня 2006 г. N 33 "О Правительстве Республики Дагестан", оценив представленные письменные доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти при соблюдении требований к порядку принятия и введению его в действие.
В указанной части решение суда не обжалуется.
Проверяя соответствие содержания нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции также соглашается.
Из материалов административного дела следует, что в региональную программу после приведения ее в соответствие с требованиями пункта 3 части 2 статьи 168 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ) были внесены изменения, в результате чего в Перечне многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту, сокращены объемы ремонтных работ и перенесены их сроки применительно к многоквартирному дому, в котором расположено принадлежащее административному истцу жилое помещение.
Проанализировав содержание приведенных нормативных актов, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемым постановлением Правительства Республики Дагестан произвольно увеличены предусмотренные региональной программой в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. N 396 сроки проведения запланированных ремонтных работ и сокращен их объем.
Между тем очередность осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется исходя из критериев, установленных статьей 13 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан", с учетом сведений, предоставляемых Государственной жилищной инспекцией Республики Дагестан в соответствии с пунктом 3 Порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 20 января 2014 г. N 12.
В силу части 5 статьи 168 ЖК РФ и части 11 статьи 11 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, которая осуществляется путем внесения в нее изменений в порядке, предусмотренном частями 6-10 статьи 11, предполагающем на регулярной основе предварительный сбор и обобщение информации о многоквартирных домах, результатов мониторинга их технического состояния, проведенного в соответствии со статьей 14 данного Закона.
Кроме того, по общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 ЖК РФ, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме требуется для внесения в региональную программу изменений в части переноса установленного срока капитального ремонта общего имущества в таком многоквартирном доме на более поздний период, сокращения перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 4 статьи 168 ЖК РФ.
Аналогичные положения предусмотрены в части 8 статьи 15 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан".
Из материалов административного дела следует, что решения о переносе сроков проведения и сокращении объема работ по капитальному ремонту собственниками многоквартирного дома не принималось, фактических оснований для переноса срока и сокращения объема работ по ремонту общего имущества дома не имеется, принимая во внимание представленные в материалах дела и исследованные судом первой инстанции сведения о техническом состоянии многоквартирного дома, использованные при формировании и изменении Программы.
Давая в решении оценку доводам Правительства Республики Дагестан, аналогичным приведенным в апелляционной жалобе, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что из постановления Правительства Республики Дагестан от 7 апреля 2022 г. N 80 "О внесении изменений в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы" и паспорта Программы не усматривается, что внесенные в нее изменения в части переносов сроков капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес" 1975 года постройки и сокращение перечня планируемых ремонтных работ обусловлены изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений, приоритетный характер таких ремонтных работ в соответствии с частью 3.1 статьи 168 ЖК РФ, частью 4.1 статьи 13 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан" Программой не закреплен.
В соответствии с пунктом 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" судом первой инстанции возложена на Правительство Республики Дагестан обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт в рамках ежегодной актуализации программы капитального ремонта в связи с недостаточной правовой урегулированностью спорных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Решение суда принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению в рассматриваемом деле, имеющие значение для дела обстоятельства подтверждены исследованными судом доказательствами, которым в решении судом дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, не опровергают выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 5 октября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Дагестан - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и в течение шести месяцев может быть обжаловано в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, установленном главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 23 декабря 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.