Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ехаловой Ю.А, судей Подгорной Е.П, Пластинина И.В, при секретаре Бочаровой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Слуховой Ирины Анатольевны на решение Курганского областного суда от 27 июня 2022 года по административному делу N 3а-59/2022 по административному исковому заявлению Слуховой Ирины Анатольевны к государственному бюджетному учреждению Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" о признании решения незаконным, об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Заслушав доклад судьи Ехаловой Ю.А, объяснения представителя Слуховой И.А. по доверенности Волковой Н.А, участвующей в судебном заседании посредством видеоконференц-связи с Курганским областным судом, судебная коллегия
установила:
Слухова И.А. обратилась в Курганский областной суд с административным исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" (далее - ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости", Учреждение). Просила признать незаконным решение Учреждения от 24 февраля 2022 года N N об отказе в установлении кадастровой стоимости принадлежащего ей на праве собственности нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"; установить кадастровую стоимость указанного нежилого здания в размере его рыночной стоимости, равной 1 296 000 рублей, определенной по состоянию на 29 сентября 2021 года на основании отчета от 30 сентября 2021 года N, выполненного оценщиком ООО " "данные изъяты"" С.Н..
В обоснование административного иска Слухова И.А. указала, что является собственником указанного объекта недвижимости. В Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о кадастровой стоимости указанного объекта по состоянию на 01 января 2020 года в размере 2 581 077 рублей 74 копейки, которая определена постановлением Департамента имущественных и земельных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Курганской области". Слухова И.А. 26 января 2022 года обратилась в ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости 1 296 000 рублей по состоянию на 29 сентября 2021 года, указанной в отчете об оценке N от 30 сентября 2021 года, подготовленном оценщиком ООО " "данные изъяты"" С.Н. Решением ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учёта недвижимости" от 24 февраля 2022 года N N заявителю отказано в удовлетворении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости, содержащейся в отчёте об оценке N, подготовленном оценщиком ООО " "данные изъяты"" С.Н. 30 сентября 2021 года.
Решением Курганского областного суда от 27 июня 2022 года в удовлетворении административного искового заявления Слуховой И.А. к государственному бюджетному учреждению Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" о признании незаконным решения N N об отказе в установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером N и об установлении его кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости отказано.
В апелляционной жалобе Слухова И.А. просит отменить решение Курганского областного суда от 27 июня 2022 года и принять по делу новое решение. Выражает несогласие с решением суда первой инстанции в связи с неправильным определением обстоятельств, не полным объемом исследованных документов и доказательств. Считает, что оценщик не обязан руководствоваться методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226, применяемыми при установлении кадастровой стоимости в результате проведения государственной кадастровой оценки. Полагает, что выводы суда об исключении из расчета корректировки на дополнительные косвенные затраты приводят к занижению стоимости объекта оценки не соответствуют материалам дела, поскольку иной расчет стоимости объекта в материалах дела отсутствует. Считает, что без реального расчета стоимости объекта недвижимости вывод суда о занижении стоимости объекта является преждевременным.
В возражениях на апелляционную жалобу государственное бюджетное учреждение Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" (далее - Учреждение) просит оставить оспариваемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает решение ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Слуховой И.А. по доверенности Волкова Н.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить, выразила несогласие с выводами заключения судебной экспертизы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Установление кадастровой стоимости и порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется КАС РФ, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) с учётом изменений, внесённых Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
В течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости. Принятие такого решения определяет дальнейший порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости только по правилам статьи 22.1 Федерального закона N237-ФЗ.
Согласно статье 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подаётся в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделённое полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости. Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Курганской области от 23 декабря 2020 года N 443 "Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22-1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Курганской области - 1 января 2021 года.
Таким образом, с 1 января 2021 года кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть пересмотрена и установлена решением соответствующего бюджетного учреждения, которым является ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учёта недвижимости".
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административный истец, как собственник объекта недвижимости и налогоплательщик, вправе обратиться в суд с требованием о пересмотре его кадастровой стоимости.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Слуховой И.А. на праве собственности принадлежит объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 338, 8 кв.м, что подтверждается выпиской из ЕРГН об основных характеристик и зарегистрированных правах на объект недвижимости (т.1 л.д.10-12).
В результате государственной кадастровой оценки на основании акта об утверждении кадастровой стоимости N от 19 октября 2020 года по состоянию на 01 января 2020 года установлена кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости в размере 2 581 077, 74 рублей (т.1 л.д.120).
Согласно отчету об оценке N от 30 сентября 2021 года, выполненному оценщиком ООО " "данные изъяты"", рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 29 сентября 2021 года определена в размере 1 296 000 рублей (т.1 л.д.23-113).
Соблюдая установленный статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ порядок, 26 января 2022 года административный истец обратился в Учреждение с заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (т.1 л.д.15). К заявлению в соответствии с требованиями части 5 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ административным истцом приложил отчет об оценке N от 30 сентября 2021 года, подготовленный оценщиком ООО " "данные изъяты"".
При рассмотрении заявления Слуховой И.А. ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" 24 февраля 2022 года вынесло решение N N об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указав причины, послужившие основанием для принятия данного решения (т.1 л.д.16-17).
Не согласившись с указанным решением Учреждения, Слухова И.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, просила признать решение ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" N ОРС- N от 24 февраля 2022 года незаконным; установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости - 1 296 000 рублей.
При рассмотрении дела суд первой инстанции отказал Слуховой И.А. в удовлетворении ходатайства о назначении по делу судебной оценочной экспертизы ввиду отсутствия оснований, как следует из протокола судебного заседания от 27 июня 2022 года (т.1 л.д.134-137).
Определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19 сентября 2022 года ходатайство Слуховой И.А. удовлетворено, по делу назначена судебная оценочная экспертиза с целью проверки отчета об оценке N от 30 сентября 2021 года, проведение поручено эксперту ООО " "данные изъяты"" С.Ю. На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы: соответствует ли отчет об оценке N от 30 сентября 2021 года, подготовленный оценщиком ООО " "данные изъяты"" С.Н, требованиям законодательства об оценочной деятельности, в том числе, допущены ли при составлении отчета об оценке нарушения требований Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки, использованы неполные и (или) недостоверные сведения, допущены расчетные или иные ошибки, повлиявшие на итоговый результат определения рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N, указанные в разделе V решения ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" от 24 февраля 2022 года N N; в случае несоответствия отчета требованиям федеральных стандартов оценки - какова рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 29 сентября 2021 года.
Согласно заключению судебной экспертизы N от 03 ноября 2022 года, выполненной экспертом ООО " "данные изъяты"" Л. (согласно представленной копии свидетельства о заключении брака С.Ю. присвоена фамилия Лебедева), отчет об оценке недвижимого имущества N от 30 сентября 2021 года, подготовленный оценщиком ООО " "данные изъяты"" С.Н, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, при составлении отчета об оценке допущены нарушения Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральных стандартов оценки (ФСО), использованы неполные и недостоверные сведения, допущены расчетные и иные ошибки, повлиявшие на итоговый результат определения рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N, указанные в разделе V решения ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" от 24 февраля 2022 года N N, в связи с чем определена рыночная стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 29 сентября 2021 года в размере 2 279 000 рублей.
В силу статьи 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
В соответствии со статьей 82 КАС РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования с указанием примененных методов, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Эксперт, проводивший судебную экспертизу, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, что подтверждено соответствующими документами.
Заключение эксперта мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержит противоречий.
Судебная коллегия по административным делам, исследовав заключение эксперта, сопоставив его содержание с материалами дела, приходит к выводу о его соответствии действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, о том, что оно отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений.
Лицам, участвующим в деле, копии заключения эксперта своевременно направлены посредством электронной почты, возражений относительно заключения эксперта в суд апелляционной инстанции не поступало.
Само по себе несогласие представителя административного истца Волковой Н.А. с выводами эксперта, выраженное в суде апелляционной инстанции, о несоответствии заключения судебной экспертизы требованиям законодательства об оценочной деятельности не свидетельствует. О вызове эксперта в судебное заседание для дачи пояснений, а также назначении по делу повторной экспертизы стороной истца ходатайств не заявлено.
Таким образом, содержащиеся в отчете N от 30 сентября 2021 года оценщика ООО " "данные изъяты"" выводы об оценке рыночной стоимости указанного объекта недвижимости опровергаются заключением судебной оценочной экспертизы, которому судебная коллегия доверяет.
Подтвержденные экспертом нарушения оценщиком требований ФСО являются причиной неверного итогового расчета рыночной стоимости объекта, указанной в отчете об оценке N от 30 сентября 2021 года, оценщиком допущены расчетные и иные ошибки, повлиявшие на итоговый результат определения рыночной стоимости объекта недвижимости, указанные в разделе V решения ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" от 24 февраля 2022 года N N.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания решения ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" от 24 февраля 2022 года N N недействительным. Решение суда первой инстанции в данной части отмене не подлежит.
Разрешая вопрос об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости, судебная коллегия исходит из следующего.
Исходя из положений части 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Несмотря на производный характер данного требования, с учетом изложения диспозиции пункта 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, его разрешение не поставлено в зависимость от разрешения требования о признании решения бюджетного учреждения незаконным.
При этом требование об установлении рыночной стоимости может быть удовлетворено и в том случае, когда отказано в удовлетворении требования об оспаривании решения бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости, поскольку ни процессуальное законодательство, ни законодательство об оценочной деятельности и государственной кадастровой оценке, таких запретов не содержит, учитывая, что в рассматриваемом случае административный истец оспорил решение об отказе в установлении рыночной стоимости и одновременно заявил требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости объекта недвижимости, определённой по результатам проведения судебной экспертизы, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 КАС Ф, не представлено и в материалах дела не имеется.
Руководствуясь статьями 82, 84 КАС РФ и положениями Федерального закона N135-ФЗ, судебная коллегия признает заключение судебной экспертизы N от 03 ноября 2022 года, выполненной экспертом ООО " "данные изъяты"", надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости в размере 2279 000 рублей.
Учитывая, что отчет об оценке недвижимого имущества N от 30 сентября 2021 года, подготовленный оценщиком ООО " "данные изъяты"" С.Н, не может быть признан судебной коллегией допустимым доказательством, поскольку он не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, при составлении отчета об оценке допущены нарушения Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральных стандартов оценки (ФСО), использованы неполные и недостоверные сведения, допущены расчетные и иные ошибки, повлиявшие на итоговый результат определения рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N, в связи с чем отчет не может быть положен в основу решения суда, доказательств, опровергающих величину рыночной стоимости объекта недвижимости, определенную по результатам судебной экспертизы, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере лицами, участвующими в деле не представлено, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установленной заключением судебной экспертизы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского областного суда от 27 июня 2022 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Слуховой Ирины Анатольевны об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 45:25:030804:429 в размере его рыночной стоимости, отменить.
Принять в данной части новое решение.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в размере рыночной стоимости 2 279 000 рублей по состоянию на 29 сентября 2021 года.
В остальной части решение Курганского областного суда от 27 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Слуховой Ирины Анатольевны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения в соответствующий суд кассационной инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.