Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 21 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 3 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам и пене.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Лесозаводского районного суда Приморского края от 21 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 3 августа 2022 года, удовлетворено административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю (далее - МИФНС России N 9 по Приморскому краю, налоговый орган) к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам и пене: с ФИО1 взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, подлежащим зачислению в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2018 год в размере 26 545 рублей, пеня на указанную задолженность в сумме 116 рублей 58 копеек за период с 26 января 2019 по 11 февраля 2019 года; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, подлежащим зачислению в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2018 год в размере 5 840 рублей, пеня на указанную задолженность в сумме 25 рублей 65 копеек за период с 26 января 2019 года по 11 февраля 2019 года. Кроме того, решением суда с ФИО1 в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1 175 рублей 82 копеек.
13 октября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФИО1, поданная ею 27 сентября 2022 года через Лесозаводский районный суд Приморского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с допущенными судами нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Лесозаводского районного суда Приморского края от 21 апреля 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 3 августа 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ налоговые органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование налогового органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 3.4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные Налоговым кодексом Российской Федерации страховые взносы.
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьёй 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчётный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, производится ими самостоятельно в соответствии со статьёй 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
Пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчётный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьёй. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчётный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчётным периодом (абзац 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в установленный срок, налоговый орган определяет в соответствии со статьёй 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчётный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение такой обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, налоговый орган вправе начислить плательщику страховых взносов пеню за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по их уплате, отразив соответствующий размер пеней в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов (пункт 4 статьи 69, пункты 1, 3, 7 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом заявление о взыскании начисленных и неоплаченных сумм подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из содержания пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации также следует, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Действовавшая в 2018 году редакция Налогового кодекса Российской Федерации предусматривала, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации за расчётный период 2018 года (в случае, если величина их дохода за расчётный период не превышала 300 000 рублей) обязаны оплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере - 26 545 рублей, а страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере - 5 840 рублей.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, ФИО1 в 2018 году состояла на учёте в качестве индивидуального предпринимателя (деятельность в качестве индивидуального предпринимателя административным ответчиком прекращена 28 мая 2019 года), следовательно, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации она является плательщиком страховых взносов за указанный период времени.
В связи с наличием у ФИО1 задолженности по страховым взносам за 2018 год Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Ярославской области (далее - МИФНС России N 4 по Ярославской области) направляла административному ответчику требование от 12 февраля 2019 года N, в котором предлагалось в срок до 26 марта 2019 года уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 26 545 рублей; пеню, начисленную на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, за период с 26 января по 11 февраля 2019 года в сумме 116 рублей 58 копеек; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 5 840 рублей; пеню, начисленную на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, за период 26 января по 11 февраля 2019 года в сумме 25 рублей 65 копеек.
Поскольку данное требование не было исполнено в установленный срок, 9 сентября 2019 года мировым судьёй судебного участка N 45 судебного района города Лесозаводска и Лесозаводского района Приморского края выдавался судебный приказ N N взыскание соответствующей задолженности с ФИО1, который 22 ноября 2021 года был отменён определением мирового судьи в связи с поступившими от административного ответчика возражениями относительно его исполнения.
22 марта 2022 года МИФНС России N 9 по Приморскому краю подала через организацию почтовой связи в Лесозаводский районный суд Приморского края административное исковое заявление о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам за 2018 год и пени.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, выводы которого признаны верными судебной коллегией по административным делам Приморского краевого суда, указал в решении, что расчёт налоговым органом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере соответствует требованиям статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, расчёт пени основан на положениях статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок обращения в суд, процедура уведомления плательщика страховых взносов о необходимости погасить имевшуюся задолженность административным истцом соблюдены, в то же время установленную налоговым законодательством обязанность по уплате соответствующей задолженности ФИО1 не исполнила.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами судов нижестоящих инстанций, положенными в основу решения и апелляционного определения, у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они основаны на верном применении норм Налогового кодекса Российской Федерации и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, которые получили необходимую судебную оценку по правилам статьи 84 КАС РФ.
Правильно определив юридически значимые обстоятельства, полно и объективно исследовав материалы дела, суды обеих инстанций пришли к верному выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления МИФНС России N 9 по Приморскому краю.
Доводы кассационной жалобы о том, что налоговым органом был пропущен шестимесячный срок на обращение к мировому судье за выдачей судебного приказа, являются необоснованными, поскольку, как уже указывалось выше, срок исполнения требования МИФНС России N 4 по Ярославской области от 12 февраля 2019 года N истёк 26 марта 2019 года, тогда как судебный приказ N по заявлению налогового органа был выдан мировым судьёй судебного участка N 45 судебного района города Лесозаводска и Лесозаводского района Приморского края 9 сентября 2019 года, что не превышает шесть месяцев с момента истечения срока добровольного исполнения указанного требования.
Из содержания пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговым органом заявление о выдаче судебного приказа должно быть подано в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Также МИФНС России N 9 по Приморскому краю не пропустила установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок на обращение в Лесозаводский районный суд Приморского края с административным исковым заявлением, поскольку определения об отмене судебного приказа от 9 сентября 2019 года N2019 вынесено мировым судьёй 22 ноября 2021 года, а административный иск был подан в районный суд через организацию почтовой связи 22 марта 2022 года.
Ссылки в кассационной жалобе ФИО1 на то, что она не извещалась судом первой инстанции о месте с времени рассмотрения административного дела, следует признать несостоятельными.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 39 постановления от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, либо его представителю.
В данном случае судебное извещение о рассмотрении административного дела в Лесозаводском районном суде Приморского края 21 апреля 2022 года в 16 часов 00 минут направлялось судом первой инстанции ФИО1 по адресу её регистрации по месту жительства ("адрес" (л.д. 26, 52)). Между тем указанное судебное извещение было возращено организацией почтовой связи в суд за истечением срока хранения (л.д. 39).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции в соответствии со статьёй 150, частью 2 статьи 289 КАС РФ был вправе рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика.
Таким образом, при рассмотрении административного дела судами нижестоящих инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по административному делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 21 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 3 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.